Предлагать детям простые игры, построенные на 1 действии
Использовать эмоциональные образы.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
Характер движений становится более произвольным, преднамеренным, скоординированным. Проявляются скоростные качества. Постепенное усложнение движений. Сначала обучить движению – потом вводить в игру. Индивидуально-дифференцированный подход. Постараться оценить каждого ребенка. Отметить достижения, чувство уверенности. Для распределения ролей использовать считалку. Дети овладевают не просто движениями, а техникой их выполнения, стремятся к достижению результатов
Роль ведущего можно передавать детям
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Овладение не только движением в общем виде, но и разучивание составных элементов движения, отдельных поз их сочетания. Приоритетным становится правильность, точность выполнения. Красота выполнения, сомоконтроль и взаимоконтроль. Коллективные игры Командные игры (напряжение физических и морально-волевых качеств) Стремление к достижению коллективных результатов. Разнообразные способы распределения ролей. Игры на бег, метание, прыжки
Уровни развития в подвижной игре
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
Плохо координирует свои действия с партнерами; в основном, направлен на собственное выдерживание внешней картины игры (действия с игровым материалом в определенном порядке), т.е. выполняет правила действий «для себя»; или — типичен другой вариант: невзирая на правила, стремится к тому, чтобы у него все было как у партнеров, т.е. ориентирован не на выигрыш, а на равенство результатов. В сферу контроля, в основном, попадает правило очередности (действия участников или правильная последовательность действий); нечувствителен к нюансам нарушения правил. К жребию (считалке) обращается редко и использует его скорее как внешний атрибут игры, не применяя результаты жребия к дальнейшим действиям
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Тщательно соблюдает внешнюю картину совместной игры; замечает нарушения правил, но не слишком требователен к нарушителю и даже копирует нарушения вслед за партнером как «интересный» момент игры. Важная слаженная совместность в игре; всегда стремится к доигрыванию кона вслед за победителем, чтобы достичь выигрыша, как и другие (феномен «коллективного выигрыша»), т.е. нет четного понимания выигрыш как первенства одного. При обращении к жребию-считалке склонен использовать ее в своих интересах — растягивая или сокращая слова.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
Отчетливо понимает, что выигрыш — это не успех всех, а дисбаланс конечных результатов в пользу одного; обнаруживает стремление к выигрышу. Контролирует действия партнеров в соответствии с правилами; чувствителен к нарушениям, оказывает им сопротивление (порицание, апелляция к правилам, угроза выйти из игры), сам подчиняется требованиям сверстников. Достаточно свободно вербализует при необходимости правила игры, критерии выигрыша.
В ситуации с незнакомым игровым материалом может предложить новые правила (по аналогии со знакомыми играми); при поддержке взрослого делает это с увлечением.
Активно пользуется жребием-считалкой и использует результаты жребия при распределении функций в игре.
Подвижные игры зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей и подростков в селах и городах. С развитием педагогической мысли происходил постепенный отбор наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей («Салки», «Прятки» и др.), создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, помимо оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.
Прогрессивные русские ученые — педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом воспитании детей разного возраста занимались и продолжают заниматься советские ученые и практики.
Подвижные игры чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего собственно подвижные и спортивные игры. Среди первых, или, как их еще называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.
Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни — о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и т. д. Одной из особенностей таких игр является возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены («У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т. д.).
В бессюжетных играх действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами. Бессюжетные игры делятся на несколько видов: типа «Ловишек», «Жмурок» (они близки к сюжетным, отсутствуют лишь образы для подражания); с элементами соревнования — индивидуального или группового, т. е. с разбивкой на команды («Перемени предмет», «Чье звено скорее соберется?»); эстафеты, а также игры с разнообразными предметами — «Школа мяча», «Кольцеброс», «Кегли», «Бабки», «Серсо», «Резиночка» и др.
В некоторых бессюжетных играх основное действие выполняется каждым участником независимо от других игроков, хотя хорошие партнеры стимулируют более качественное выполнение задания, побуждают к активности, к проявлению различных качеств (ловкости, быстроты, силы, настойчивости, самостоятельности).
Двигательные задания в играх-забавах и аттракционах выполняются зачастую в условиях
соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищное, доставляют много радости и веселья участникам и зрителям.
Во всех видах собственно подвижных игр происходит обогащение двигательного опыта детей, совершенствование навыков в основных движениях — беге, прыжках, лазанье, метании; спортивных упражнениях, плавании, ходьбе на лыжах, езде на велосипеде и др.
Самостоятельную группу составляют спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. Дети среднего и старшего дошкольного возраста в меру своих сил с большим интересом участвуют в этих играх. Их привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми уже владеют старшие товарищи и взрослые.
В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Но здесь есть своя особенность: старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий, определенными навыками поведения. Все это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижныхI игр. По мнению П. Ф. Лесгафта, они выступают как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Освоение правил — длительный процесс, происходящий сначала под руководством педагога, требующего обязательного их выполнения, затем под влиянием детей, усвоивших общественную значимость правил, и, наконец, они становятся фактором, определяющим нормы поведения каждого ребенка. Осознание их ведет к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Наиболее успешно формирование способов взаимодействия, доброжелательного отношения, честного соблюдения правил происходит при целенаправленном воздействии взрослого. Систематическая, хорошо организованная педагогическая работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовать игру без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально-волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребенка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развиваются воображение, память, сообразительность.
Участие в игре учит детей ориентироваться в пространстве. Их действия четко определяются сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.
Активизация мыслительной деятельности в играх ведет к развитию творческой активности, позволяя в старшем дошкольном возрасте придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в Их содержание, дополнять правила.
Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей младшего дошкольного возраста еще не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребенка внимательно слушать сигналы (чтобы не быть пойманным), преодолевать препятствия (обегать предметы, не задевая за них, перелезать через них и т. д.), ориентироваться в пространстве (находить свое место на игровой площадке, не наталкиваться на предметы, на детей во время движений). Все это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств.
Особенно ценными являются игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально-волевых качеств взаимосвязано.
Подвижная игра, как и любая игра с правилами, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Известно, что при соответствующей организации и методике в игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А. В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре,— пролог сознательных физических упражнений.
В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.
В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников.
Методические особенности подвижной игры обусловливают целесообразность ее использования не только на первом, но и, главным образом, на завершающем этапе обучения, во время совершенствования двигательных умений и навыков.
Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр детей пяти — семи лет. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры находят широкое применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности