Не просто берет роль, а старается войти в образ, то есть не просто врач, а добрый врач, не просто продавец, а вежливый продавец и т. д.
- творчество проявляется в выборе темы или замысла(во что
необычное вы играли в детстве).
- Творчество в создании предметно-игровой среды.
- В эмоциональной окрашенности и богатстве ролевой речи, ролевых диалогах.
Показатели творчества:
- способность к замыслу и его реализации
- умение комбинировать свои знания для передачи образа и
реализации замысла,
- эмоциональность, уровень игровых взаимоотношений, способы
распределения ролей. 4 УРОВНЯ ТВОРЧЕСТВА 1 уровень
Тематика игр ограничена (1-2 сюжета)Способность к замыслу проявляется слабо, замыслы не устойчивые. Дети не продумывают заранее способы его реализации. Сюжеты очень простые. Чаще преобладают отобразительные действия, дети еще слабо комбинируют знания из разных
источник. Роли распределяют с помощью воспитателя или других детей. Не продумывают заранее предметно-игровую среду, подготавливают и используют ее с помощью педагога. Игры не продолжительны, однообразны. Однако даже в них дети могут проявлять свои индивидуально-личностные особенности, эмоциональное отношения. Игровые коллективы малочисленны.
Уровень
Тематика становится более разнообразной, способность к замыслу проявляется более уверенно, замыслы устойчивые, но способы их реализации все еще заранее не продумываются. Дети стараются использовать знания из разных источников для передачи замысла. Активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с ролью. Не всегда осмысливают и выполняют внутренние правила игры. Не всегда согласовывают свои действия с партнерами по игре. Очень эмоциональны, стремятся расширять игровой коллектив. Игры становятся более продолжительными, насыщенными и разнообразными.
Уровень
Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, но делают это не всегда обдуманно, наскоро. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, стараются входит в образ действуют в соответ-ствии с взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры, но чаще делают это по ходу игры. Стараются согласовывать с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет, хотя это у детей не всегда получается. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Под воздействием более активных детей или более интересного замысла могут отойти от своего замысла. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество.
Уровень
Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, и делают это всегда обдуманно. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, легко входят в образ действуют в соответствии со взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры. Согласовывают с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество. Дети умеют распределять роли по справедливости. Умеют выполнять 2-3 роли попеременно. Придумывают и контролируют внутренние правила игры. Игры продолжительны и содержательны.
Задачи
младший (3-4)
1. учить брать на себя роль и развертывать специфическое ролевое взаимодействие.
2 научить выполнять определенные игровые действия вязанные между собой и объединенные одним названием (укладываем спать, кормим. возим)
3. научить выполнять взятую роль в игре с двумя-тремя действующими лицами (взаимодополняющие и независимые роли)
4. Развивать ролевую речь детей
5. обучать использовать предметы заместители
средний 4-5
1. обучать играть с несколькими действующими лицами (2-3 и более)
2. учить называть себя в роли (для развития ролевого взаимодействия)
3. учить самостоятельно развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (дом-магазин; дом- больница)
4. формировать умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное для игры место и организовывать игровую обстановку.
5. учить менять свою роль в зависимости от разных ролей партнера
6. учить менять свою роль в зависимости от меняющегося сюжета
старший 5-7
1. учить самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, применяя знания из разных источников
2. побуждать предварительно согласовывать: сюжет, распределение ролей, подготовку атрибутов
3 учить попеременно выполнять 2-3 роли
4. учить по ходу игры совершенствовать игровое пространство (изготавливать или подбирать атрибуты, если это необходимо)
5. формировать взаимоотношения детей в игре (дружеские, коллективные. ролевые)
6. развивать творчество через сюжетосложение.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту:
1. ребенок отражает в игре отношения между детьми, правила и нормы, регулирующие это поведение, а также комбинирует разнообразные события;
2. игровые действия переходят во внутренний воображаемый план ребенка;
3. замысел игры обсуждается до игры, он устойчив и динамичен;
4. ролевое взаимодействие становится содержательным, используются разнообразные средства выразительности для передачи образа;
5. развивается ролевая речь, она становится средством раскрытия сущности роли;
6. появляются устойчивые элементы творчества: (творчество проявляется в выборе темы или замысла, творчество в создании предметно-игровой среды, в эмоциональной окрашенности и богатстве ролевой речи, ролевых диалогах).