Теоретические основы игровой деятельности на современном этапе.
Теории происхождения игры
Название теории игры | Авторы теории | Сущность теории |
1. Теория избытка нервных сил | Г. Спенсер, Г. Шурц | Игра – это явление, замещающее или компенсирующее активность. Игра – результат чрезмерной активности, которая не может быть реализована в других видах деятельности. Когда у человека нет необходимости мобилизовать все свои силы, появляется их избыток. У ребенка может не быть избытка сил, но сесть силы, которые могут быть реализованы только в игре, так как другие виды деятельности еще не доступны. |
2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре | К. Гросс | Игра – изначальная школа поведения и подготовки к будущей с трудовой деятельности. Игра как средство естественного воспитания и самовоспитания. В игровой деятельности могут упражняться основные все инстинкты, происходит предупреждение и приспособление. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий. |
3. Теория рекапитуляции и антиципации. | С. Холл | Рекапитуляция – сокращенное повторение основных этапов развития человечества в детских играх. В процессе развития ребенка, в его играх оживают разные виды деятельности, которые появляются на протяжении развития истории человечества. В рамках антиципации, в играх детей предвосхищается их деятельность в будущем. |
4. Теория функционального удовольствия | З. Фрейд, А. Адлер | Игра рассматривается как средство реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Игра является источником самоутверждения ребенка. Появление игры и ее своеобразие объясняется реализацией желаний, которые ребенок в реальной действительности реализовать не может. Кроме того, игры возникли для оздоровления психики, снятия психотравмирующих ситуаций. Игра – средство выражения эмоций и чувств и источник наслаждений. |
5. Теория отдыха в игре | А. Валлон | Сравнивая игру взрослого и детей, выделяется главное назначение игры - отдых. Ни один другой вид деятельности не дает возможность одновременно отдохнуть физически, эмоционально и интеллектуально, кроме того во время этого отдыха происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. |
6. Теория духовного развития ребенка в игре | К.Д. Ушинский | Отрицается стихийность игры, признается ее содержательность, которая может использоваться как средство воспитания и самое главное -подготовку к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок как бы упражняется в нравственных поступках, учиться взаимодействовать с окружающими и применяет правила поведения. |
7. Теория воздействия на мир через игру | С.Л. Рубинштейн | В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, т.к. игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой ребенок реализует различные мотивы человеческой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. |
8. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой | Платон, Л.С. Выготский, Г.Рид | Игра рассматривается как нечто прекрасное и ценное само по себе, т.к. соединяет в себе разные виды искусств. Игра - подготовительный этап для художественно – эстетического воспитания ребенка. игра как собственное художественное творчество детей. Игра -универсальный метод воспитания через искусство. |
9. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. | Г.В. Плеханов | Первоначально дети трудились наравне со взрослым, но с научно –техническим прогрессом трудовые операции стали недоступны детям, появляются уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Труд первичнее игры. |
10. Теория абсолютизации культурного значения игры | Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Г. Гессе | Игра – как средство демонстрации в человеческом обществе ценностей культуры. |
Классификация игр
Автор классификации | Основание классификации | Виды игр |
1. Ф.Фребель | Влияние на ребенка | Умственные игры Сенсорные игры Моторные игры |
2. К. Гросс | Педагогическое значение игры | 1).Подвижные игры Умственные игры Сенсорные игры Игры, развивающие волю 2). Семейные игры Игры в охоту Ухаживание |
3. П.Ф. Лесгафт | Единство физического и психического развития ребенка | Имитационные игры Игры с правилами |
4. Н.К. Крупская | Участие детей в создании игр | Свободные, самостоятельные, творческие игры Игры организованные, с готовыми правилами |
5. А.П. Усова | Характер правил в игре | Игры с фиксированными открытыми правилами Игры со скрытыми правилами |
6. Д.В. Менджерицкая | Направленность активности детей | Творческие игры: А).по содержанию: - отражение быта; -отражение труда взрослых; -отражение общественной жизни. Б).по организации, количеству участников: -индивидуальные -групповые -коллективные В). по виду - игры, сюжет которых придумывают сами дети -игры –драматизации -строительные. Игры с правилами: А).по характеру игровой задачи: -подвижные -дидактические |
7. Т.Н. Доронова | Значение игры для развития ребенка | Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры с правилами Игры – драматизации Результативные игры Дидактические игры |
8. Е.О. Смирнова | Вид игры | Сюжетно –ролевые игры Режиссерские игры Игры –драматизации Игры с правилами: А).подвижные Б).настольные |
9. С.Л. Новоселова | Инициативность адресата | Дети: -театрализованные -режиссерские -сюжетно-ролевые -строительно-конструктивные Взрослые: -дидактические -обучающие Досуговые: -забавы -развлечения -развивающие -подвижные Народные: -традиционно-обрядовые -архаические |
10. Р.И. Жуковская | Содержание игры | -бытовые игры -игры с игрушками –животными -культурно-общественные игры -социально-производственные игры -интернациональные игры -игры на темы литературных произведений -игры –драматизации |
Функции игры
Автор | Функция игры | Сущность |
Шмаков С.А. | Социокультурное назначение игры | |
Функция межнациональной коммуникации | ||
Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики | ||
Коммуникативная | ||
Диагностическая | ||
Игротерапевтическая | ||
Коррекционная | ||
развлекательная | ||
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова | Развитие познавательных процессов | - развитие способности к воображению - развитие образного мышления |
Эмоциогенная функция | - развитие эмоциональной сферы ребенка | |
Развитие творческих проявлений | - развитие активности в реализации собственных намерении, творчества | |
Л.И. Божович. Д.Б. Эльконин . Л.С. Выготский | Развитие мотивационно –потребностой сферы | - формирование у ребенка стремления к социально значимой деятельности - изменение психологической формы мотивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщенного намерения, стоящим на грани сознательных» -формируется первичное соподчинение мотивов |
Д.Б. Эльконин. | Преодоление познавательного «эгоцентризма» | -принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников и различных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией партнера по игре |
Л.С. Выготский. | Формирование идеального плана | - значение в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. |
А.В. Запорожец З.М. Истомина З.В. Мануйленко. | Развитие произвольности действий | -Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников игры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А.В. Запорожец), память (З.М. Истомина), поведение (З.В. Мануйленко). |
Е.О. Смирнова. | Коммуникативная функция | - развитие общения ребенка со сверстниками |
Е.О. Смирнова | Стимулирующая функция | - в игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение, например, рисование |
А.К. Бондаренко, С.Л. Новоселова. | Функция нравственного развития | - патриотическое и интернациональное воспитание -воспитание целеустремленности и организаторских функций -воспитание гуманных чувств и интереса у к труду |
С.Л. Новоселова Е.Е. Кравцова | Функция подготовки ребенка к школе | - развитие произвольности -развитие познавательных функций -соподчинение мотивов -умение действовать по правилу . |
VI. Условия для игры.
· Наличие игрового материала
Макаренко А.С. Готовый
Полуготовый
Сырье(образно-неоф. материал) – формирует у детей творческие способности
Флерина Е.А. в зависимости от видов игровой деятельности
Сюж Рол Игра – сюжет отобразит материал
Дид.игра – дидактический материал
НО нет игрушек – заместителей сырье.
Зворыгина Е.В. Новоселова С.Л.делят игрушки на 4 группы
1. Реалистические (образец того, что есть в реальном мире – кумиры! – проблема НАЛ - ДЕВ)
2. Условные (народные)
3. Заместители
4. Образно-неоформленный материал
Проблема использования различных видов предметов-заместителей и сырья к различным видам игры и по возрасту.
Уровень
Тематика становится более разнообразной, способность к замыслу проявляется более уверенно, замыслы устойчивые, но способы их реализации все еще заранее не продумываются. Дети стараются использовать знания из разных источников для передачи замысла. Активно участвуют в распределении ролей, стараются действовать в соответствии с ролью. Не всегда осмысливают и выполняют внутренние правила игры. Не всегда согласовывают свои действия с партнерами по игре. Очень эмоциональны, стремятся расширять игровой коллектив. Игры становятся более продолжительными, насыщенными и разнообразными.
Уровень
Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, но делают это не всегда обдуманно, наскоро. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, стараются входит в образ действуют в соответ-ствии с взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры, но чаще делают это по ходу игры. Стараются согласовывать с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет, хотя это у детей не всегда получается. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Под воздействием более активных детей или более интересного замысла могут отойти от своего замысла. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество.
Уровень
Тематика и замыслы игр разнообразные, устойчивые, дети умеют выбирать способы реализации замысла, и делают это всегда обдуманно. Комбинируют знания из разных источников, проявляют творчество, легко входят в образ действуют в соответствии со взятой ролью. Умеют подбирать игровой материал до игры. Согласовывают с партнерами по игре замыслы, предметно-игровую среду, сюжет. Дети действуют в соответствии с ролью, ролевая речь разнообразная и эмоциональная. Дети осознают и выполняют внутренние правила игры. Легко вступают в игровое взаимодействие, согласовывают свои игровые действия, роль и речь с партнерами по игре. Игры продолжительные, дети проявляют интерес и творчество. Дети умеют распределять роли по справедливости. Умеют выполнять 2-3 роли попеременно. Придумывают и контролируют внутренние правила игры. Игры продолжительны и содержательны.
Задачи
младший (3-4)
1. учить брать на себя роль и развертывать специфическое ролевое взаимодействие.
2 научить выполнять определенные игровые действия вязанные между собой и объединенные одним названием (укладываем спать, кормим. возим)
3. научить выполнять взятую роль в игре с двумя-тремя действующими лицами (взаимодополняющие и независимые роли)
4. Развивать ролевую речь детей
5. обучать использовать предметы заместители
средний 4-5
1. обучать играть с несколькими действующими лицами (2-3 и более)
2. учить называть себя в роли (для развития ролевого взаимодействия)
3. учить самостоятельно развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (дом-магазин; дом- больница)
4. формировать умение при небольшой помощи взрослого выбирать удобное для игры место и организовывать игровую обстановку.
5. учить менять свою роль в зависимости от разных ролей партнера
6. учить менять свою роль в зависимости от меняющегося сюжета
старший 5-7
1. учить самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, применяя знания из разных источников
2. побуждать предварительно согласовывать: сюжет, распределение ролей, подготовку атрибутов
3 учить попеременно выполнять 2-3 роли
4. учить по ходу игры совершенствовать игровое пространство (изготавливать или подбирать атрибуты, если это необходимо)
5. формировать взаимоотношения детей в игре (дружеские, коллективные. ролевые)
6. развивать творчество через сюжетосложение.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту:
1. ребенок отражает в игре отношения между детьми, правила и нормы, регулирующие это поведение, а также комбинирует разнообразные события;
2. игровые действия переходят во внутренний воображаемый план ребенка;
3. замысел игры обсуждается до игры, он устойчив и динамичен;
4. ролевое взаимодействие становится содержательным, используются разнообразные средства выразительности для передачи образа;
5. развивается ролевая речь, она становится средством раскрытия сущности роли;
6. появляются устойчивые элементы творчества: (творчество проявляется в выборе темы или замысла, творчество в создании предметно-игровой среды, в эмоциональной окрашенности и богатстве ролевой речи, ролевых диалогах).
Где в лицах разыгрываются литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выразительных средств (мимики, жестов, походки, позы, интонации). Текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Особо следует отметить роль театральных игр в приобщении детей к искусству: литературному, театральному, драматическому. Дошкольники знакомятся с различными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируется представление о работе артистов, режиссера, театрального художника.
До сих пор не существует единой классификации, и разные педагоги рассматривают с разных точек зрения, что нужно класть в основу классификации.
Театрализованные игры
Предметные Непредметные
Драматизации
Настольный театрТеатр на ширме
Театрализованные игры
Режиссерские Игры –драматизации
Пальчиковый Перчаточный Импровизация
НастольныеСтендовые
Картинок 3. Теневой
Л.В. Артемова
Театрализованные игры
- Игры-драматизации
- Игры с настольным театром (объемные и плоскостные фигуры)
- Игры с марионетками
- Фланелеграф
- Теневой театр
- Театр Петрушки, бибабо
С.Л. Новоселова
Театрализованные игры
Театр петрушки
Настольный театр
Театр масок
Театр теней
Театр марионеток
Тростевой театр
Пальчиковый театр
Н.А.Реуцкая, Е.И. Касаткина
Общий подход
Виды кукольного театра | ||||
Театр верховой куклы 1.Перчаточный 2.Тростевой 3. Куклы на гапите 4. Пальчиковый | Театр масок | Театр низовой куклы 1. Марионетки 2. Планшетные (фланелеграф) | Теневой театр | Настольный театр 1. Театр игрушки 2. Театр картинок |
Разработка проблемы.
1 Флёрина - разработала значение и особенности игры, строительный материал, дала указания по руководству и выделила методы конструирования (по образцу, по памяти, по рисункам).
2 Лиштван - разработала систему занятий по обучению конструирования, методы конструирования (по образцу с анализом частей постройки, показ от дельных приёмов конструирования, незаконченный образец, по рисунку, по теме - то есть усложнение конструирования).
3 Поддъяков - методы обследования и обучения детей строительству по условиям (форма, цвет, размер).
4 Давидчук выделила особенности детского конструктивного творчества и разработала методику воспитания у детей детского конструктивного творчества.
5 Воронова - методы формирования у детей дружелюбных отношений в ходе с.-к. и.
Адачи.
1 группа направлена на расширение тематики построек от группы к группе и
увеличение количества используемого материала (представления о труде и
строительной технике).
2 направлена на совершенствование конструктивных умений (обучение способам строительства):
• умение выполнять постройки сначала в вертикальном, затем горизонтальном плане,
• умение перенести знакомый способ с занятия в игровую деятельность,
• умение анализировать постройку и планировать этапы игровой деяятельности.
3 направлена на развитие взаимоотношений детей в игре:
• со средней группы - договариваться о теме, распределении работы и
материала,
• со старшей группы - научить планировать коллективные постройки.
Условия.
1 Достаточное количество материала (играть одновременно все дети или
половина детей, включая Настольный, напольный материалы, + консктруктор
в старшей группе).
2 Внешний вид (отделиные детали - окрашены в один цвет, желательно в
светлый, чтобы подчеркнуть форму постройки).
3 Детали для оформления (мелкие детали, чтобы построить забор, трубу).
4 Размещение и хранение:
• отдельные ящики для всех деталей,
• место для мелких игрушек для обыгрывания,
• иллюстрационный материал (рисунки, фотографии),
• место для полудеталей и сырья (бумага, катушки, клей).
5 Знания у детей (о процессе строительства - наблюдения, экскурсии, чтение,
рисунки); умение анализировать постройки (понимать связь между размером,
формой, назначением: построить дом, чтобы влезла игрушка, что нужно в доме, чтобы дождь не замочил, ветер не продул).
Понятие и структура.
Дидактическая игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.
Структура.
1 Дидактическая задача - определяется целью игры, которую ставит воспитатель, а для детей она преобразуется в игровую задачу и формулируется по-другому
2 Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и познавательную деятельности детей {обучающие); определяют условия выполнения игровых действий, очерёдность {организующие); контролирующие поведение ребёнка {дисциплинирующие)
3 Игровые действия - способ выполнения поставленной задачи (чтобы узнать, какой предмет лежит в волшебном мешочке, опустить туда реку и поступать: внешние (практические - зеленую машинку в зелёный гараж); внутренние (умственные - сложить в уме и сказать).
4 Результат - выполнение игровой задачи через игровое действие; удовольствие: "Лото".
Требования.
1 наличие увлекательной задачи, которая требует от ребёнка усилий и пре
одоления некоторых трудностей,
2 сочетание дидактизма с занимательностью,
3 решать воспитательные задачи,
4 соответствовать возрасту.
Значение.
1 умственное.
2 сенсорное (различные анализаторы),
3 нравственное,
4 эстетическое.
Виды.
1 В зависимости от наглядного материала (Бондаренко А.К.):
• с предметами (игрушки, материал: "Что пропало"),
• настольно-печатные ("Лото"),
• словесные ("Кто кричит")
2 Сорокина Л.Т.:
• игры-путешествия (настольные или по групповой комнате),
• игры-поручения (собери в корзину овощи),
• предположения (если бы я попал на необитаемый остров),
• загадки (на березе было 5 веток, на каждой по яблоку),
• беседы (с персонажем: что собрать Незнайке в школу).
Руководство.
'Виды игр | Дид. задача | Игр.правила | Игр.действия | Результат, анализ |
Младший возраст | ||||
С предметами и с их изо- бражениями, в конце года настольно- печатные | 1 определение предмета на ощупь (заранее знакомит с предметом), 2 отгадывание движений животных, 3 на описание с наличием предметов (сочетать умственную задачу с движением). | 1 регулируют действия всей группы, 2 объясняются в процессе игры, 3 поочерёдно смотреть на детей, называя имя, 4 первому делать пробный ход, 5 и. по под- группам, выделить ребёнка, вокруг которого кон- центрируются действия. | Внешне- практические, воспитатель контролирует | 1 анализ даётся по ходу выполнения действий, 2 оценка положительная (на то, что требовала дидактическая задача), 3 после игры дать поиграть самостоятельно. |
Средний возраст | ||||
1 настольно- печатные, 2 словесные, 3 усложнение вариантов с предметами. | 1 загадывание загадок (опишу, а ты найди - пред- мета нет), 2 выделение существенных признака (посуда, мебель) | 1 2-3 обучающих правила, друг за другом с показом, 2 до начала игры, и тут же закрепляются | Воспитатель - участник в новых играх, Появляются умственные действия. | 1 оценка результата, 2 нравственные качества, которые понадобились в игре, 3 оценивается что не получилось и почему, дать возможность сразу переделать |
Старший возраст | ||||
Все виды игр, преимущест- венно словес- ные, приобре- тают форму соревнования. | 1 классифика-ция в умственном плане, 2 быстрое припоминание и точное определение словом ("Ле- тает-не летает"). | 1 правило,но более сложное, 2 правило может регулировать действия детей, 3 только напоминается. | 1 умственные действия, 2 воспитатель участником не является, он - контролёр. | Оценка диф- ференциро- ванная (каче- ства, понадо- бившиеся для достижения результата). |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
1.Определение П/И, значение в развитии ребенка д/в
2.Структурная характеристика П/и
3.Подходы к классификации П/И
4.Руководство П/И в разных возрастных группах
По характеру организации
БЕЗ РАЗДЕЛЕНИЯ НА ГРУППЫ- С РАЗДЕЛЕНИЕМ НА ГРУППЫ (КОМАНДЫ)
По типу основного движения
ИГРЫ С БЕГОМ. ХОДЬБОЙ, ПРЫЖКАМИ И Т.Д.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Выбор игры
Учитывать:
- возраст
- состав детской группы
-состояние здоровья
- уровень развития движений
- время года
- интересы детей
- индивидуальные особенности
2.Донесение правила (эмоционально+доступно)
ОДНОВРЕМЕННО С УСТНЫМ ПРЕПОДНЕСЕНИЕМ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПРАВИЛО, МОЖНО ПО ЧАСТЯМ С ОБЪЯСНЕНИЕМ.
Когда правило объясняется спокойно, подробно, но вне игры – без соединения с деятельностью – хуже воспринимают
ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ПРАВИЛА
1 РЕБЕНОК – СКАЗАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО
НЕСКОЛЬКО И НЕ МЕШАЕТ ХОДУ ИГРЫ – ОБЪЯСНТЬ ПОСЛЕ ИГРЫ
НЕСКОЛЬКО И МЕШАЕТ ХОДУ ИГРЫ – ОСТАНОВИТЬ.
3.В самостоятельность – напомнить правила
4.Чередовать игры по интенсивности
Особенности организации в разных возрастных группах
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ - первая ступень развития двигательных качеств
Дети ходят неровным шагом, шаркая ногами. Переваливаясь, плохо ориентируются в пространстве – В вязи с этим задача – развитие двигательных умений и навыков
Не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств.
Но при этом ребенок научается: внимательно слушать сигнал, преодолевать препятствия (обегать предметы), ориентироваться в пространстве ( найди свое место на игровой площадке) Главное положительное отношение ребенка к игровой ситуации. Правилу. Коллективному взаимодействию и физической нагрузке.
Процессуальность игры. Главное активность – а не результат
Дети знакомятся с основными движениями. Учатся их выполнять, закрепление происходи в игре. Наиболее успешно – бег и прыжки (лазание, метание и бросание в П/И представлены незначительно)
Ведущая роль всегда у педагога
Начинать игру с небольшой подгруппой 2-3человека, при ходьбе давать ориентир (между двумя линиями лодочка по речке), ходьба по доске.
Теории происхождения игры
Название теории игры | Авторы теории | Сущность теории |
1. Теория избытка нервных сил | Г. Спенсер, Г. Шурц | Игра – это явление, замещающее или компенсирующее активность. Игра – результат чрезмерной активности, которая не может быть реализована в других видах деятельности. Когда у человека нет необходимости мобилизовать все свои силы, появляется их избыток. У ребенка может не быть избытка сил, но сесть силы, которые могут быть реализованы только в игре, так как другие виды деятельности еще не доступны. |
2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре | К. Гросс | Игра – изначальная школа поведения и подготовки к будущей с трудовой деятельности. Игра как средство естественного воспитания и самовоспитания. В игровой деятельности могут упражняться основные все инстинкты, происходит предупреждение и приспособление. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий. |
3. Теория рекапитуляции и антиципации. | С. Холл | Рекапитуляция – сокращенное повторение основных этапов развития человечества в детских играх. В процессе развития ребенка, в его играх оживают разные виды деятельности, которые появляются на протяжении развития истории человечества. В рамках антиципации, в играх детей предвосхищается их деятельность в будущем. |
4. Теория функционального удовольствия | З. Фрейд, А. Адлер | Игра рассматривается как средство реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Игра является источником самоутверждения ребенка. Появление игры и ее своеобразие объясняется реализацией желаний, которые ребенок в реальной действительности реализовать не может. Кроме того, игры возникли для оздоровления психики, снятия психотравмирующих ситуаций. Игра – средство выражения эмоций и чувств и источник наслаждений. |
5. Теория отдыха в игре | А. Валлон | Сравнивая игру взрослого и детей, выделяется главное назначение игры - отдых. Ни один другой вид деятельности не дает возможность одновременно отдохнуть физически, эмоционально и интеллектуально, кроме того во время этого отдыха происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. |
6. Теория духовного развития ребенка в игре | К.Д. Ушинский | Отрицается стихийность игры, признается ее содержательность, которая может использоваться как средство воспитания и самое главное -подготовку к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок как бы упражняется в нравственных поступках, учиться взаимодействовать с окружающими и применяет правила поведения. |
7. Теория воздействия на мир через игру | С.Л. Рубинштейн | В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, т.к. игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой ребенок реализует различные мотивы человеческой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. |
8. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой | Платон, Л.С. Выготский, Г.Рид | Игра рассматривается как нечто прекрасное и ценное само по себе, т.к. соединяет в себе разные виды искусств. Игра - подготовительный этап для художественно – эстетического воспитания ребенка. игра как собственное художественное творчество детей. Игра -универсальный метод воспитания через искусство. |
9. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. | Г.В. Плеханов | Первоначально дети трудились наравне со взрослым, но с научно –техническим прогрессом трудовые операции стали недоступны детям, появляются уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Труд первичнее игры. |
10. Теория абсолютизации культурного значения игры | Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Г. Гессе | Игра – как средство демонстрации в человеческом обществе ценностей культуры. |
Классификация игр
Автор классификации | Основание классификации | Виды игр |
1. Ф.Фребель | Влияние на ребенка | Умственные игры Сенсорные игры Моторные игры |
2. К. Гросс | Педагогическое значение игры | 1).Подвижные игры Умственные игры Сенсорные игры Игры, развивающие волю 2). Семейные игры Игры в охоту Ухаживание |
3. П.Ф. Лесгафт | Единство физического и психического развития ребенка | Имитационные игры Игры с правилами |
4. Н.К. Крупская | Участие детей в создании игр | Свободные, самостоятельные, творческие игры Игры организованные, с готовыми правилами |
5. А.П. Усова | Характер правил в игре | Игры с фиксированными открытыми правилами Игры со скрытыми правилами |
6. Д.В. Менджерицкая | Направленность активности детей | Творческие игры: А).по содержанию: - отражение быта; -отражение труда взрослых; -отражение общественной жизни. Б).по организации, количеству участников: -индивидуальные -групповые -коллективные В). по виду - игры, сюжет которых придумывают сами дети -игры –драматизации -строительные. Игры с правилами: А).по характеру игровой задачи: -подвижные -дидактические |
7. Т.Н. Доронова | Значение игры для развития ребенка | Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры с правилами Игры – драматизации Результативные игры Дидактические игры |
8. Е.О. Смирнова | Вид игры | Сюжетно –ролевые игры Режиссерские игры Игры –драматизации Игры с правилами: А).подвижные Б).настольные |
9. С.Л. Новоселова | Инициативность адресата | Дети: -театрализованные -режиссерские -сюжетно-ролевые -строительно-конструктивные Взрослые: -дидактические -обучающие Досуговые: -забавы -развлечения -развивающие -подвижные Народные: -традиционно-обрядовые -архаические |
10. Р.И. Жуковская | Содержание игры | -бытовые игры -игры с игрушками –животными -культурно-общественные игры -социально-производственные игры -интернациональные игры -игры на темы литературных произведений -игры –драматизации |
Функции игры
Автор | Функция игры | Сущность |
Шмаков С.А. | Социокультурное назначение игры | |
Функция межнациональной коммуникации | ||
Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики | ||
Коммуникативная | ||
Диагностическая | ||
Игротерапевтическая | ||
Коррекционная | ||
развлекательная | ||
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова | Развитие познавательных процессов | - развитие способности к воображению - развитие образного мышления |
Эмоциогенная функция | - развитие эмоциональной сферы ребенка | |
Развитие творческих проявлений | - развитие активности в реализации собственных намерении, творчества | |
Л.И. Божович. Д.Б. Эльконин . Л.С. Выготский | Развитие мотивационно –потребностой сферы | - формирование у ребенка стремления к социально значимой деятельности - изменение психологической формы мотивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщенного намерения, стоящим на грани сознательных» -формируется первичное соподчинение мотивов |
Д.Б. Эльконин. | Преодоление познавательного «эгоцентризма» | -принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников и различных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией партнера по игре |
Л.С. Выготский. | Формирование идеального плана | - значение в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Действия в уме, сос |