Практические сферы применения игрового принципа (художественно-творческого).
1 .•
Актеры являются главным компонентом в искусстве театра, и Михаил Чехов разработал собственную методику и выделил три способа актерской игры, прибегая к пространственному сравнению. «Предположим, один актер играет «в прямую» - самого себя, и все его роли это «автопортреты». Подобная игра имеет лишь одно измерение. Другой актер исполняет все свои роли как роли характерные - его игра имеет уже как бы два измерения, но если мы сумеем привнести в игру наше высшее «Я», в ней появится третье измерение - глубина, многоплановость. И только такое исполнение,
значениями, но и как практика координации точек зрения назначения этих предметов без непосредственного манипулирования ими. Это и есть каждоминутно происходящий процесс «децентрации».
Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действии с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая хону ближайшего развития умственных действий. Может быть, эта модель соотношения функционального и онтогенетического развития, которое мы наблюдаем столь наглядно в игре, является общей моделью соотношения функционального и онтогенетического развития. Это предмет специальных исследований.
В ходе исследования игры было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями.
В игре происходит существенная перестройка поведения - оно становится произвольным. Под произвольным поведение мы будем понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (не зависимо от того, дан ли он в форме действий другого человека, или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
Те стороны психического развития, которые были нами выделены и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития.
Таким образом: а) выделение понятия игры как отдельной теории - в
эстетическом, культурологическом и психологическом контекстах
~
позволяют рассматривать игровую деятельность человека как часть его природы;
б)теоретические концепции игры выступают в качестве методологической ориентации на природу данного феномена;
в) художественная практика начала ХХ столетия (Станиславский Вахтангов) доказала, что степень качественного подхода к методологическому пониманию категории игры как рода и вида человеческой деятельности определяет метод и стиль эстетического формообразования, природу актёрского существования (М. Чехов).
Театральная игра.
Английский актёр и педагог К. Баркер использует игру как механизм личностного раскрепощения и развития индивидуальных возможностей человека. Он категорически утверждает, что «запрещение и препятствование взрослым людям играть является одни из величайших преступлений против человечества» . В своей книге «Театральные игры. Новые достижения в драматическом обучении» (Лондон, 1977) он делится педагогическим опытом работы по игровой методике движенческого развития.
Главные понятия, при данной системе обучения, которыми
необходимо воспользоваться являются: мобильность, подвижность,
неПОСТОЯНСТВО,изменчивость.
Основной установкой будет то, что игры могут быть использованы для решения движенческux проблем.
К. Баркер определял следующие цели при использовании игрового
метода:
1. сделать возможной рабочую способность производить широкий диапазон движений во времени и пространстве в соответствии с индивидуальным развитием каждого ученика;
'[ •....
2. каждый человек должен находить сам свои собственные возможности, выбирая свой путь развития и используя свои личные способности, преодолевая свои комплексы и проблемы;
3. игра не должна быть направлена на достижение какой-либо цели, она должна предоставлять собой комбинацию различных элементов,
1, .•
i
направленных на создание механизмов движения человеческого тела и
мышления;
r
4. цель любой игры - это освобождение внутренней индивидуальной природы человека, его энергии, а также возможность заставить работать его воображение и задействовать механизмы мышления;
5. найти игру, которая приведет к взаимодействию и контакту играющих между собой;
6. помочь понять и осознать происходящие процессы во время вовлечения в его работу процесса «разум - тело» (<<сознательное тело» или «телесное сознание»).
К. Баркер отмечает необходимость создания групповых игр. Педагогу необходимо создать широкий игровой диапазон. Это позволит вовлечь в работу разнообразные группы мышц, упражняя тело и поддерживая интерес.
Простые упражнения в разнообразных комбинациях дают возможность двигаться естественно и свободно переключаться с одного действия на другое, через введения простейших элементов в игру, без прерывания общего потока движения.
Работа студента направлена на процесс познания и открытия, а не на приобретение точных практических навыков, которыми он не владеет. Приобретение навыков в данном случае является побочным результатом, сосредоточиться необходимо на процессе действия, а не на результате,
I
которого хотим достичь.
К. Баркер подчеркивает важность общения со студентами через профессиональную терминологию, Т.К. «осознание того, что актер делает
::триходит с развитием актерской терминологии у студентов».
«Развитие себя» - это всегда означает изменение, но это изменение воз;..южно только тогда, когда у бессознательного процесса (студенты часто не понимают, что они сделали) оно объективируется, Т.е. изменение
сознания возможно только при условии осознанного открытия.
Необходимо выявить суть своего движения, а для этого «внимание ..JО.IЖНО быть сосредоточено не на том «каю> делается, а на том «что» ..Jе:rается, от этого зависит внесение изменений во взаимоотношения работы
разума и тела».
В качестве примера работы по принципу игровой техники мы проведем на упражнении «Борьба в темноте».
«Несмотря на то, что большинство игр, которые я использую, долгое
время не приносят видимого результата, актеры возвращаются к ним на
различных этапах своего развития.
у меня тоже есть одна игра, которая занимает важное место в моей работе, и я возвращаюсь к ней время от времени. Я взял её из практики Пекинской оперы и адаптировал.
Площадка заполняется стульями спинками внутрь, а в одном углу
оставляют
маленький
проход.
Стулья
занимают
«обсерваторы»
(наблюдатели-исследователи). В центре площадки находится охраняемый ценный объект, скажем, алмаз. Один из игроков охраняет его, остальные <<воры», которые проникают на площадку через проход в углу, чтобы украсть алмаз. Представьте, что комната находится в полной темноте.
«Воры» стараются найти алмаз, который они «не видят», при всем этом они должны избежать встречи с охранником, который тоже «невидим». Охранник, в свою очередь, «не видит» алмаз, потому что не уверен, где тот находится; к тому же он должен реагировать на шум, производимый «ворами»; охранник должен найти алмаз и защитить его и (или) найти и обезвредить вора.
,1IIIi
включение «обсерваторов» (наблюдателей - исследователей) и повышает их концентрацию и возбуждение. Все это создает ситуацию «драматического напряжения».
Основное отличие двух версий в том, что при игре с открытыми глазами актер сконцентрирован на результате, стараясь изобразить (<<сотворить») иллюзию темноты. «Намерение» становится полностью рассудочным, что нарушает действие «тела/мышления» и, соответственно, равновесие физического тела.
При игре с закрытыми глазами актер не может отразить условия рассудочно, т.к. они созданы до его появления. Процессы его тела/мышления становятся преобладающими и его физические намерения заняты действием поиска и уклонения партнера. Остальные чувства обостряются, поскольку не действует зрение и физические центры, отвечающие за воображение, которые находятся в голове. Актер «играет игру», а не выстраивает эффектный результат.
В процессе игры всегда требуется момент оценки всего происходящего. Начинающие актеры и люди с «обычным телом» часто продолжают попытки достичь заранее представленного результата, даже если у них завязаны глаза. В этом случае данная игра - лучшая система обучения в области восстановления и развития воображения и физического действия.
Невозможно представить и передать результаты игры, Т.к. очень многое зависит от опыта и возможности актера в интуитивном воссоздании ситуации.
На основе приведенного примера становится очевидным, что не механическое использование «мускульных усилий», а работа «тела/мышления» приводит к «освобождению всего человека» (К. С. Станиславский). Это достигается путем активной работы психики, только от отталкиваясь тело актера начинает верно работать, Т.е. органично
страивается в действие.
Одним из главных моментов в игровом методе К. Баркера является то. что актер (человек) должен осознавать, понимать, а в дальнейшем ВОСПРОИЗВОДИТЬ (использовать) те изменения работы его психофизики,
:которые происходили с ним в процессе упражнения.
Практика театральных игр К. Баркера закономерна для творческой игровой природы человека, поэтому разумно использовать игровой принцип
3 развитии индивидуальности.
Игровой принцип дает возможность конструирования различных методов, а индивидуальный подход обеспечивается за счет использования различных театральных систем.
Раздел 11.