Живопись головы при искусственном освещении
Когда начинающие живописцы пишут натуру, натюрморт или портрет при вечернем электрическом освещении, результаты в колористическом отношении получаются почти такие же, как если бы они писали днём. Выявить действительный колорит натуры при искусственном освещении мешает одна из особенностей зрительного восприятия, называемая психологами константностью. Она заключается в тенденции видеть цвет предметов таким, каков он есть в действительности, независимо от изменившихся условий освещения, рефлексов, удаления, которые сильно изменяют локальную (предметную) окраску.
Изучение этого раздела следует начинать с обязательных подготовительных упражнений, призванных научить фиксировать первые неадаптированные впечатления от цветового напряжения красок натуры.
Выполнение упражнений такого рода (рассчитанных на 30 мин.) должно предшествовать каждому длительному упражнению.
Задание 1. Этюд головы, освещенной с теневой стороны искусственным светом (1 ч).
Цель задания – овладение навыками восприятия и передачи характерных изменений локального цвета и лепки формы в условиях двойного освещения.
Натурщик освещается со световой стороны естественным светом, а с теневой – электрическим.
Теневая часть, освещенная искусственным желтым светом, усиливает контраст между теплой теневой и холодной, освещенной дневным светом, частью лица. При одновременном сравнении освещенной и теневой частей лица закон адаптации зрения действует слабее, и поэтому студенты могут длительно воспринимать истинное напряжение красок натуры, теплохолодность освещения.
Задание 2. Этюд головы натурщика в условиях искусственного освещения (1 ч).
Цель задания – восприятие цветовых изменений в изображении головы модели, освещенной искусственным светом.
Вечернее электрическое освещение обладает оранжевым цветовым качеством, которое подчиняет своему влиянию все краски комнатной обстановки, причем в натуре цвета изменяются от освещения значительно сильнее, чем это воспринимается зрением. При электрическом свете белая ваза или гипсовая голова воспринимаются белыми. В действительности же насыщенность отраженного от них светового потока оранжевого цвета имеет значительную величину. Их нельзя писать белилами. Опытный живописец применит для этой цели кадмий оранжевый в чистом виде.
Чтобы яснее донести до студентов суть и смысл данного явления, упражнение можно повторить в следующих условиях: натура освещается электрическим светом, а студенты должны находиться (со своими холстами) в условиях дневного освещения. В этом случае адаптация зрения к искусственному освещению не возникает, и студенты смогут легко и просто написать этюды, точно передающие напряженный теплый колорит.
Живопись головы в самостоятельной работе с натуры
Делая упражнение самостоятельно, вы находитесь без присмотра преподавателя, а значит, в процессе работы могут возникать некоторые вопросы. Работу в данном случае надо вести последовательно, не усложняя учебных задач, позаботиться о выбранном месте. Выбирая место дома, в комнате, посадите натуру так, чтобы освещение, будь оно искусственное или дневное, всегда делило голову на освещенную и теневую части, таким образом легче выявить форму и силуэт головы. Посадив натуру, надо осветить ее так, чтобы четко и ясно читалась форма головы. Фон не рекомендуется брать с узором – это усложнит для начинающих задачу построения, цельности, прописи этого этюда. Работайте на гладкой драпировке, фон также не должен пестрить узорами. Гладкая драпировка или стены должны казаться немного темнее света и светлее тени головы портретируемой натуры.
Начав рисовать, используйте уголь, а не карандаш, потому что уголь является более мягким и гибким материалом, при рисовании на холсте им гораздо легче моделировать форму и фиксировать лаком. Старайтесь, чтобы рисунок был вполне законченным, со всеми деталями, потому что впоследствии может загрязниться красочный слой первой прописи, которая по задаче может быть тонкой или прозрачной.
Излишне детальный рисунок под живопись иногда мешает, сковывает работу, и вы робко раскрашиваете свой рисунок кусочек за кусочком, не видя общего или делая работу выкрашенной, вы боитесь заехать кистью за границу, прорисованную углём. Работа от этого пойдет робко, по частям, дробно. Нужно стремиться, чтобы в рисунке под живопись было достигнуто главное – объемное выражение формы, цельность рисунка, крепко построенного с правильно взятыми пропорциями, передача характера натуры. Слегка проложите основные теневые массы и затем зафиксируйте рисунок.
Следует избегать излишне многокрасочной палитры, к которой обычно прибегают малоопытные художники. Они считают, что для того, чтобы написать голову, надо на палитре иметь не менее 15–20 красок: тут и кадмий желтый всех градаций от светло-лимонного до оранжевого и красного, тут и краплак, розовый, светлый, темный, фиолетовый, разные по светлоте синие кобальты. Если вы внимательно посмотрите на натуру, проанализировав ее цветовой строй, вы поймете, что данную задачу можно решить красочно и цельно при помощи шести-семи красок: это может быть марс коричневый, кадмий красный, кадмий желтый, краплак, веридоновая зеленая, кобальт фиолетовый, белила цинковые.
Сделав первую прокладку тени головы, тут же проложите световую часть, но имейте в виду, что тень – это не просто утемненная черной краской смесь, заготовленная для световой части головы. Цвет тени нужно определить, опираясь на готовый замес. Он может быть холоднее света, а может быть теплее. Присмотритесь внимательнее, что вам подскажет натура. Старайтесь в живописи работать несколькими техническими приемами, а если вы складки драпировок сделали, как получилось, лицо человека постарайтесь написать как можно мягче. Для того чтобы фон не лез вперед, надо еще больше смягчить его, чтобы чувствовались пространство и воздух.
Вылепив кистью всю голову, старайтесь не сбивать форму, которую вы нашли по характеру в рисунке. Не стремитесь выписать быстрее мелкие детали. Вспомните занятия с преподавателем, который всегда говорит, что многие начинающие, неопытные (он имеет в виду вас) хотят во что бы то ни стало скорее нарисовать глаза, всевозможные морщинки, дырочки ноздрей и т.д., вдаваясь преждевременно в деталировку, при этом не найдя общих цветовых отношений. Такой взгляд приводит к неправильному и непоследовательному отношению. Как правило, на занятиях педагог всем советует исправить работу, довести ее до последовательного и обобщенного завершения, что усиливает ваше умение при выполнении работы.
Задание 1. Этюд мужской и женской головы (1 ч).
Цель задания – освоение знаний работы с постановкой натуры самостоятельно.
В качестве натуры для этих постановок желательно подобрать людей среднего или пожилого возраста с четкой, характерной лепкой форм лица. Освещение – боковое, дневное. Ткани для фона не должны быть яркими, если фон без ткани, то он должен быть нейтральным по цвету, теплее цветов на лице, но холоднее теней.
Задачами постановок являются композиционное размещение головы на холсте и четкая лепка формы цветовыми и тональными отношениями.
Работа должна вестись последовательно, начиная с композиционного размещения рисунка на холсте, к подмалевку, и на конец прописи и акцентированию основных черт портретируемого.
Для выявления черт портретируемого работу целесообразно писать, начиная с прокладки теней, сразу же определяя их отношения к освещенным местам, что даст возможность более последовательно передать объем и создать тональный строй переходов от света к тени.
Колористический строй этюда определяется в зависимости от локальных окрасок натуры.
Живопись головы на пленэре
Одной из основных задач работы на определённом этапе обучения является живопись головы в условиях пленэра. Постановка этой живописной задачи на пленэре имеет свои специфические особенности.
Перед началом каждого длительного упражнения необходимо выполнять 15–30–минутные этюды. В условиях пленэра, при быстрых изменениях освещения, такие упражнения, фиксирующие первое, неадаптированное и, как правило, самое верное впечатление от натуры, особенно важны, потому что это, обеспечивает решения основной задачи, помогая студенту увидеть натуру цельно.
Требования вести работу методом пропорциональных цветовых отношений выступает здесь в полной своей силе и значимости. При солнечном освещении объекты натуры по силе света, цвета и яркости превосходят краски палитры.
Многие объекты, освещённые солнцем, невозможно передать в полную их силу, как это можно было бы сделать, работая в мастерской. На этюде необходимо передавать тоновые и цветовые отношения в пропорциональных натуре отношениях, выдерживая тональный и цветовой масштаб.
Ни один объект, его цвет и светлоту невозможно скопировать в упор. Например, цвет неба, его светлота не могут быть равными цвету неба на этюде. На этюде должны быть построены цветовые различия, подобные натурным. Только в этом случае можно добиться правдивого изображения в условиях пленэра.
Часто в процессе работы холст не изолируется студентами от света солнца и рефлексов от окружающих объектов. Ярко освещенный этюд воспринимается на пленэре насыщенным, полным солнца и света, но достаточно перенести его в помещение с ослабленным светом, как он становится черным и бесцветным. Поэтому стоит очень продуманно подходить к организации своего рабочего места. Прежде всего, следует найти площадку, отвечающую целям и задачам выполнения упражнения. Чтобы работы студентов были изолированы от сильного света и рефлексов, целесообразно использовать специальные зонты.
Задание 1. Этюд головы натурщика в условиях дневного солнечного освещения (30 мин.).
Цель задания – передача свето-теневых характеристик с учетом особенностей (оттенки, рефлексы) освещения позирующего.
Когда голова освещена прямыми солнечными лучами, общая гамма красок высветляется. Локальный цвет головы портретируемого под влиянием прямых солнечных лучей как бы выгорает, становится почти бесцветным. Там, где направление лучей солнца под углом, освещение слабеет, световая часть головы постепенно приобретает цветовой оттенок, который характеризуется суммарным цветом тела и рефлексов. Сверху цвет головы определяется цветом освещения и рефлексов неба, снизу – тела и рефлексов земли, зелени, песка и т.д.
Колористический строй в тени, в контрасте к световой части натуры, характеризуется прозрачностью, красочностью и насыщенностью. Тени контрастны цвету светового потока и очень богаты рефлексами, отраженными от окружающих предметов. Рефлекс голубого неба объединяет мозаику рефлексов, создавая общее колористическое единство теневых частей. Рефлексы при дневном солнечном освещении сильно насыщены и светлы по тону. Следует заострить внимание на том, что при интенсивном солнечном свете наблюдается чрезмерно слабая цветовая насыщенность в свету и, наоборот, довольно насыщенная рефлексами тень.
Неопытные живописцы в условиях солнечного освещения очень часто делают серьезные ошибки – увеличивают светлоту или в тени пишут слишком темно.
Задание 2. Этюд головы натурщика, расположенного в тени (1 ч).
Цель задания – изображение головы натурщика, поставленного в тени и условиях солнечного света.
Первое и необходимое требование, предъявляемое к постановке, – передача состояния натуры в условиях солнечного света. Поэтому, изображая модель, находящуюся в падающей тени, следует помнить, что сама тень обусловлена солнечным светом.
Проанализировать данную живописную закономерность можно перед началом работы на примере картины В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем». Заметим при этом, что освещена солнцем только рука в локтевом сгибе и небольшое пятно на светлой кофточке у пояса. В плане нашего анализа в картине В. Серова существенно то, что живопись головы и торса модели, находящихся в падающей от листвы дерева тени, слегка смещена теплым зеленоватым рефлексом от освещенной солнцем поляны и рефлексами кофты, отраженными на некоторые части головы. Объемность формы передается средствами рисунка, графически, движением складок, контуром, а в живописи – противопоставлением теплых и холодных плоскостей; большая форма в целом погружена в теплую зеленоватого оттенка полутень, из которой слабым рефлексом выступают выдающиеся вперед части лица – нос, лоб. Внутри большой, падающей от дерева тени можно увидеть очень слабые контрасты рефлексов.
Задача объема в портрете сведена к минимуму. Общая тень, охватывающая голову, плечи и грудь портретируемой, усиливает впечатление солнечного света, которым залита находящаяся в отдалении лужайка. По темной коре дерева, к которому прислонилась девушка, и её волосам скользят холодные рефлексы от неба. Живописная проблема портрета в пленэре решена с исчерпывающей полнотой.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЛИТЕЛЬНЫХ
ЭТЮДОВ
Задание 1. Этюд головы человека с четко выраженной анатомической формой при дневном освещении (гризайль) (6 ч).
Цель задания – научить студентов передавать большие тональные отношения натуры, понимать большую форму головы, изучать и разрабатывать детали лица человека с помощью лепки формы головы.
Задачи: сделать анализ тональных отношений натуры посредством разложения ее тонов на черное и белое; определить тональный масштаб выстраиваемых отношений; выполнить этюд (без белил), используя одну из прозрачных красок (марс черный, тиоиндиго черная).
Методическая значимость этого упражнения заключается в выявлении тональных отношений большой формы головы и фона, свето-теневых отношений. С помощью тональных отношений студенты должны вылепить форму головы натурщика.
Задание 2. Этюд головы натурщика (того же, что и в первом упражнении) при искусственном освещении (гризайль) (6 ч).
Цель задания – обеспечить целевую установку восприятия учащимся теплохолодности цвета головы в зависимости от характера освещения и тональных отношений большой формы и деталей головы.
Задачи: определить тональный масштаб выстраиваемых отношений; выполнить этюд, используя одну из прозрачных красок (марс коричневый, марс оранжевый прозрачный) и одну кроющую (кадмий лимонный, кадмий желтый средний) или белила, определить тепло-холодные отношения света и тени.
Выполняя это упражнение, студенты не только выявляли тональные отношения большой формы головы и фона, свето-теневые отношения, но и тепло-холодные отношения тени и света в зависимости от характера освещения.
Задание 3. Выполнение этюда головы натурщика при контрастном дневном освещении (6 ч).
Цель задания – обеспечить целевую установку восприятия учащимся теплохолодности цвета головы в зависимости от характера освещения и тональных отношений большой формы и деталей головы.
Задачи: определить большую тень и большой свет, выстроить тональный масштаб отношений; выполнить этюд, используя мертвые тона: тиоиндиго черная, марс оранжевый прозрачный, охра золотистая, белила, определить тепло-холодные отношения света и тени.
Задание 4. Выполнение этюда головы натурщика (ограниченная палитра: тиоиндиго черная, охра золотистая, охра красная, белила) (6 ч).
Цель задания – это упражнение является следующим звеном в обучении живописи головы. Прибавляя к мертвым тонам красный цвет, мы получаем полноценную портретную живопись.
Задачи: определить основу цветовых отношений света, тени и полутени (полутона); выполнить моделировку формы на свету и в полутени; обобщить теневые части модели.
Задание помогает учащимся увидеть и понять особенности живописи головы, выполняемой на трех основных цветах, тем самым объединяются теоретический закон цветоведения и его практическое применение, кроме того продолжаются изучение формы и лепка головы натурщика цветом, при этом соединяются ранее полученные навыки и приемы живописи.
В упражнениях 2–4 желательно изображать одного и того же натурщика на нейтральном фоне.
Последующие задания выполняются на полной цветной палитре, постановка натуры осуществляется на цветном фоне. Здесь решаются различные живописные задачи: большие цвето-тональные отношения, цвето-контрасты, боковое освещение, прямое, контражур, светлый или темный фон.
Задача – обратить внимание на влияние цвета окружения на цвет головы натуры, стремиться к колористическому объединению цветов натуры, используя трехкомпонентную систему основных цветов и цветное освещение (холодное дневное, теплое электрическое).
Задание 5. Этюд головы натурщика в условиях контрастного (бокового) освещения (20 ч).
Цель задания – моделировка формы, передача тональных и цветовых характеристик света, тени, полутона.
Натурщик с ярко выраженный анатомическим строением головы находится вблизи окна. Художник располагается так, чтобы в поле зрения попала большая часть теневой стороны головы, дополнительно освещенной отражательной плоскостью, имеющей теплый цветовой оттенок. Внимание направляется на лепку формы, передачу тональных и цветовых различий, зависящих от окружающей световой среды.
На примере данной натурной постановки анализируются тоновые и цветовые особенности в контрастном освещении. Лепка формы головы в мастерской полностью зависит от характера отраженного света, который, проникая через окно, освещает натуру и придает её освещенной части голубоватый оттенок. Индивидуально-локальный телесный цвет головы натурщика претерпевает тем большее изменение, чем сильнее освещение и ярче голубизна неба. Цвет неба особенно заметен в тех местах головы, где лучи света из окна падают под прямым углом.
Теневая часть освещается более теплыми оттенками, отраженными от окружающих голову предметов. Сверху голова получает рефлексы потолка, снизу – пола, сбоку – стен и других предметов. Благодаря этим рефлексам мы имеем возможность видеть форму головы в тени.
Следует обратить внимание на то, что голова натурщика, находящегося вблизи окна, характеризуется резкими контрастами света и тени. Значительный контраст может и не возникнуть, если окружающие голову предметы и стены имеют светлую окраску, и наоборот, в окружении темных предметов контраст может быть сильным.
Специально поставленная рядом с натурой отражательная плоскость дополнительно освещает и объединяет тень отраженным цветом. Необходимость введения противоположного освещения (рефлекса) с теневой стороны вызывается тем, что неопытные художники преувеличивают плотность теневой части головы. Кроме этого отраженные от такой плоскости лучи создают дополнительное освещение, помогающее более рельефно выявить объемную форму головы. Напомним, что найти правильный оттенок цвета теневой части предмета, особенно цвета тела, начинающему художнику очень трудно.
Задание 1. Этюд головы натурщика, освещенный на ярком фоне (6 ч).
Цель задания – передача обобщенного цвето-тонального отношения силуэта головы к фону.
Фон подбирается с таким расчетом, чтобы голова читалась силуэтом. Это упражнение представляет определенную сложность: с одной стороны, освещенная спереди голова образует небольшие группы теней, вследствие чего объемная форма в целом воспринимается с трудом, с другой – увлечение подробной проработкой мельчайших цветовых отношений, концентрация внимания на цветовых нюансах приводит к отдельному списыванию деталей. Поэтому следует сознательно подходить к объемному моделированию формы, передаче основных отношений, создающих общее тоновое и цветовое решение этюда.
Успех в этом упражнении будет зависеть от того, насколько глубоко понял художник суть и смысл профессиональной постановки зрения на цельность видения, в какой мере сознательно будут переданы цвето-тональные отношения и вылеплена форма отдельных деталей и головы в целом.
Задание 6. Этюд головы натурщика, расположенного против света (20 ч).
Цель задания – восприятие формы и передача цветовых характеристик головы позирующего, поставленного против света.
При таком освещении голова воспринимается темным силуэтом и в значительно измененном цвете. Изменение цвета предмета происходит вследствие того, что теневая часть его практически освещается только отраженным светом.
В такого рода упражнениях следует избегать преувеличения черноты цвета в теневой части головы, помнить о закономерностях передачи данного состояния освещения (явление ореола), имеющих решающее значение в этих условиях.
Цвет и тональность теневой части головы во многом определяются силой рефлексов. Чем сильнее характер общего освещения, чем светлее и насыщеннее по цветовой характеристике предметы окружающей среды, тем сильнее рефлексы и тем выразительнее форма головы в теневой части. И наоборот, чем слабее освещение и менее насыщены по цвету окружающие предметы, тем слабее рефлексы. Обычно теневая часть головы, воспринимая рефлексы предметов интерьера, окрашивается в теплый оттенок.
Локальный цвет головы сильно меняется и в освещенных частях. Льющийся из окна свет скользит по волосам и вискам, высветляет предметный цвет, делает его холодным.
Другим часто встречающимся недостатком в работе над этюдом головы в предложенных условиях освещения является преувеличение силы рефлексов в теневой части. В пределах теневой части головы форма моделируется едва уловимыми рефлексами; только в этом случае можно грамотно и целостно передать форму и пространство, в котором находится модель. Блестящее решение подобной живописной задачи можно показать на примере картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Фигура девочки, посаженной спиной к свету, воспринимается силуэтом, однако лицо, хотя оно в тени, не кажется темным: на него падают рефлексы от розовой блузки, белой скатерти и других близлежащих предметов.
После освоения закономерностей передачи больших отношений и лепки формы в условиях естественного освещения следует перейти к длительным упражнениям, в которых условия световой среды повторяются, но уже изложенные цели и задачи изображения головы углубляются и расширяются в направлении передачи целостной объемной формы, цветовой и образной характеристик натуры.
Когда начинающие живописцы пишут натуру, натюрморт или портрет при вечернем электрическом освещении, результаты в колористическом отношении получаются почти такие же, как если бы они писали днём. Выявить действительный колорит натуры при искусственном освещении мешает одна из особенностей зрительного восприятия, называемая психологами константностью. Она заключается в тенденции видеть цвет предметов таким, каков он есть в действительности, независимо от изменившихся условий освещения, рефлексов, удаления, которые сильно изменяют локальную (предметную) окраску.
Изучение особенностей изображения головы человека при искусственном освещении следует начинать с обязательных подготовительных упражнений, призванных научить фиксировать первые неадаптированные впечатления от цветового напряжения красок натуры.
Выполнение упражнений такого рода (рассчитанных на 30 мин.) должно предшествовать каждому длительному упражнению.
Задание 7. Этюд головы натурщика, освещенной с теневой стороны искусственным светом (16 ч).
Цель задания – овладение навыками восприятия и передачи характерных изменений локального цвета и лепки формы в условиях двойного освещения.
Натурщик освещается со световой стороны естественным светом, а с теневой – электрическим.
Теневая часть, освещенная желтым искусственным светом, усиливает контраст между теплой теневой и холодной, освещенной дневным светом, частями лица. При одновременном сравнении освещенной и теневой частей лица закон адаптации зрения действует слабее, и поэтому художник может длительно воспринимать истинное напряжение красок натуры, теплохолодность освещения.
Задание 8. Этюд головы натурщика в условиях искусственного освещения (16 ч).
Цель задания – восприятие цветовых изменений в изображении головы модели, освещенной искусственным светом.
Вечернее электрическое освещение обладает оранжевым цветовым качеством, которое влияет на все краски комнатной обстановки. Причем в натуре цвета изменяются от освещения значительно сильнее, чем это воспринимается зрением. При электрическом свете белая ваза или гипсовая голова воспринимаются белыми. В действительности же насыщенность отраженного от них светового потока оранжевого цвета имеет значительную величину. Их нельзя писать белилами. Опытный живописец применит для этой цели кадмий оранжевый в чистом виде.
Чтобы уяснить суть и смысл данного явления, упражнение можно повторить в следующих условиях: натура освещается электрическим светом, а художник должен находиться (со своим холстом) в условиях дневного освещения. В этом случае адаптация зрения к искусственному освещению не возникает, и можно легко и просто написать этюды, точно передающие напряженный теплый колорит.