Цели и задачи живописи портрета

В ДЛИТЕЛЬНОМ ЭТЮДЕ С НАТУРЫ

Этот вид живописной работы является основным в процессе обучения студентов портрету. В отличие от краткосрочных этюдов в исполнении длительных постановок выделяют более многоцельную последовательность выполняемых стадий.

Стадия построения большой формы

И больших цветовых отношений

На этой стадии работы над натурной постановкой следует, прежде всего направить внимание студентов на решение следующих задач :

– композиционное размещение натуры на холсте и её рисунок, которые обосновывают правильное конструктивное построение модели;

– поиски цветового решения, необходимость передачи первого неадаптированного впечатления от натуры в подготовительном этюде-эскизе;

– нахождение общего цветового состояния натуры и передача большой формы натуры.

Писать длительный портрет начинают с подмалевка, проложив теневые участки и определив освещенные места. Находя большие цветовые массы, нужно выявить общую силуэтность фигуры к фону. Цветовые отношения между натурой и фоном подбираются в соответствии с необходимостью передать ощущение пространства. Если этого не достичь, то получится, что фон как бы приклеен к модели. Нельзя также допускать жесткой границы теневой части с фоном, что затрудняет передачу объемно-пространственной формы.

Подмалёвок делают обобщенно, не нагружая поверхность краской, работая довольно крупной кистью, прокладывая лишь самые основные отношения. При этом работу лучше начинать с теневых мест, затем определять их отношения к освещенным участкам головы, а также к фону. Обязательно нужно определить, насколько холоднее или теплее освещенные места по отношению к теневым.

После обобщенной прописки основных участков изображения переходят к лепке цветом форм головы, торса, рук. Обобщенно прописывают нижние части постановки, которые в условиях мастерской обычно несколько затенена. Решая задачу выявления формы цветом, нужно передавать и индивидуальную характеристику натурщика.

Решив в подмалевке обобщенную подкладку всех частей изображения, нужно стараться, чтобы дальнейшая работа по живописной проработке какой-либо части натуры согласовывалась с общим колористическим строем, освещением и влиянием воздушной среды, объединяющими всю постановку. Это же нужно учитывать и при работе над деталями.

Детализация формы и цвета

На этой стадии не следует увлекаться мелкой детализацией форм лица, рук, деталей одежды и интерьера. Нужно уметь правдиво передать фигуру в условиях определенного освещения. При этом следует руководствоваться принципом «от общего – к частному». Неправильно начинать в таком этюде, например, с кистей рук, сразу же выписывая отдельные пальцы. Руки нужно наметить сначала обобщенно, определив сочетание красок и основные светотеневые отношения.

Воздушная среда, в которой находится постановка, смягчает границы фона. Если заняться изображением какой-либо находящейся в тени детали фигуры обособленно, то можно допустить ошибку, выписав ее слишком резко. В то же время, если взглянуть на натуру целостно, то видно, что это место как бы растворяется в общей большой тени, и мы его почти не замечаем. Чтобы получить целостный зрительный образ натуры, можно использовать прием прищуривания.

Материальность нужно передавать не скрупулезностью выписывания мелких деталей (ворс шерстяной кофты, мелкие пряди волос в прическе), а верностью тонов, различной степенью плотности мазка, различной контрастностью в решении освещенных и затемненных участков формы. Все это можно решить и средствами обобщенной передачи натуры, не впадая в излишнюю дробность.

У начинающего художника детализация большой формы нередко приводит к тому, что ее рисунок оказывается сбитым.

Отойдя от своей работы и взглядывая сразу на весь рисунок и потом на всю натуру «растопырив глаза», как говорил П.П. Чистяков, быстро переводя взгляд с одного на другое, мы заметим, в чем заключается несоответствие рисунка натуре.

Прежде всего мы отмечаем это несоответствие в пропорциях, а также в тональных отношениях, существующих в натуре. Отсутствие в незаконченном еще построении ряда деталей усиливает несхожесть рисунка натуре.

Происходит это потому, что при методе работы «от детали», без ориентировки на всю форму головы нарушается общий силуэт лица, рук и т.д., что необходимо для решения детали в системе целого. Н.Н. Ге говорил: «Никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всякого общего, то есть вы рисуете не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и т.п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим…».

К живописным качествам головы необходимо отнестись внимательно и ответственно, не спешить с подробным «законченным» изображением. Эта задача решается на конечной стадии работы над этюдом. Не следует очерчивать части лица контурной линей или оставлять в стадии приблизительных пятен. Любое цветовое пятно воспринимается глазом человека не изолированно, а во взаимосвязи с цветом его окружения. Цвет поверхности предмета изменяется в зависимости от цвета и силы освещения от отражений и контрастов цветов, его окружающих, от расстояния до наблюдателя.

Нос и губы, глаза и уши, брови имеют свою форму, характер, объем, цвет. В соответствии с конкретными особенностями и надо их писать, «лепить» цветом как объемную форму. Парные детали, в частности глаза, пишут не по одному, а одновременно, всё время, сравнивая их построение, цветовое решение, контролируя, чтобы взгляд их был направлен в одну сторону. Мазком же лепится форма век, бровей. Цвет глаза должен согласовываться в отношении к цвету глазниц и лица в целом. Губы следует строить как форму, имеющую объем, плоскости, грани. В зависимости от ракурса и освещения форма губ должна лепиться мягче или четче, светлее или темнее, насыщеннее по цвету. Верхняя и нижняя губы не разделяются тонкой жесткой линией, а лепятся как встречные света и тени. Тон и цвет носа, ушей по отношению к другим частям лица, как правило, несколько темнее и насыщеннее по цвету, особенно у пожилых мужчин.

Для того чтобы отдельная деталь – глаза, губы – стала частью объемно-пространственной формы, следует обратить внимание на то, что очерк детали не может быть одинаково четким. Как правило, часть очерка каждой детали мягко списывается с ее фоном и лишь отдельные участки видны четко, подчеркивая рисунок детали.

Существенное значение в образной трактовке портрета имеет окружающая среда, фон. Если окружение портрета включает конкретную обстановку, условия жизни портретируемого, в их выборе надо обходиться самыми существенными деталями постановки. Фон не должен отвлекать внимание зрителей. И.Е. Репин настоятельно советовал своим ученикам уметь жертвовать частностями и беспощадно удалять их с холста во имя художественной правды всего портрета.

«Удачный фон – половина дела, – говорил Нестеров, – ведь он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером, действием фон участвует в жизни изображаемого лица».

При изображении фона нужно помнить, что помимо изменений его в зависимости от освещения: светлее, темнее, холоднее, теплее, фон изменяется и от соседства разных по цвету частей фигуры. Так, например, рядом с синим костюмом фон воспринимается несколько теплее и, наоборот, рядом с теплым цветом лица он холоднее. В свою очередь фон отбрасывает рефлексы на тело натуры. Внимательное наблюдение и передача изменений локальной окраски фона даст возможность увидеть обобщеннее взаимосвязь фона с головой.

Не рекомендуется располагать натуру на слишком темном фоне, по отношению к которому тени самой натуры кажутся светлее. Фон лучше подобрать такой, чтобы он был несколько темнее освещенных мест головы и светлее теневых участков. Для первых этюдов лучше располагать натурщика при боковом дневном свете, но так, чтобы были освещены обе скуловые части лица.

В случаях, когда задание приходится выполнять при вечернем свете, нужно освещать натуру так, чтобы части лица четко «лепились» и не давали больших падающих теней. Лучше подобрать серую драпировку холодного цвета, которая усилит звучность теплых цветов лица. С большой осторожностью нужно при вечернем освещении брать интенсивные краски холодных оттенков, которые кажутся смягченными, а при дневном свете звучат чрезмерно активно, внося явный диссонанс в общей живописный строй.

Наши рекомендации