Виды скульптуры. Монументальная. Кабинетная. Горельеф. Тэарельеф.
Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости).
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Монументально-декоративная
Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.
Периодом наивысшего расцвета монументально-декоративной скульптуры Древней Руси была вторая половина XII века.
Рельеф — вид изобразительного искусства. Делится на несколько видов:
Барельеф (фр. bas-relief) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief) — вид рельефа (скульптура), в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Барельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.
Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Изобретатель контррельефа В. Е. Татлин;
Кабинетная скульптура
Кабинетная скульптура – особое направление дизайна помещений.
Авторская скульптура на письменном столе или каминной полке может стать как завершающим штрихом к сформированному стилю помещения, так и центральной деталью убранства, главной «изюминкой» комнаты или кабинета, привлекающей внимание гостей.
Такие детали являются важной составляющей как неповторимого уюта Вашего дома, так и имиджа Вашей компании.
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — небольшие фигурки: статуэтки или композиции жанрово-бытового содержания, настольные портретные бюсты, изображения животных и сувенирные модели каких-либо известных памятников. К малым формам относятся не только произведения круглой скульптуры, но и рельефы: памятные медали, декоративные медальоны, глиптика (искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости, стеклу, применяемое для изготовления печатей и украшений). Мелкая пластика включает в себя столь разнообразный круг произведений, что они могут быть изготовлены ручным или художественно-промышленным способом из самых различных материалов — фарфора, фаянса, стекла, кости, камня, пластмассы, металла и др. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности.
Известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское Московской области, глиняная расписная игрушка села Дымково Нижегородской области и др. Знаменитые центры производства скульптуры малых форм в России — Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дуле-во, Вербилках, Конаково. Было известно также чугунное литье Каслинского завода на Урале, резьба по кости народов Севера, изделия уральских камнерезов.
Как правило, малые размеры скульптуры обусловливают близкое рассмотрение и специфику ее изобразительного языка: яркую образность, тщательную проработку деталей, декоративное использование цвета.
Произведения этого вида искусства предназначены для украшения быта. Они могут уютно располагаться на письменном столе, книжных полках, подоконниках, среди других предметов домашней обстановки и также быть экспонатами выставочных залов.
Скульптурное убранство – кариатиды – греч. скульптурное изображение стоящей женщины, которая служит опорой балки в здании или образно выражает эту функцию. Парфенон в Афинах, Скульптуры: Моисей, Давид – Микелянжело Буаноротти. Рабочий и Колхозница – В.И. Мухиной.
Горильеф –высокий рельеф, выпуклый вид скульптуры в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельеф из буддийского святилища в Айратаме близ Термеза. Белый мрамор 2 век. «Музыканты» Кушанское царство. Фрагмент. Эрмитаж, Питербург.
5. История искусств.
Первобытное искусство.
Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.
Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).
Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).
Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.
Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 - 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Аль-тамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины, и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения
Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании.
Наиболее древними и здесь являются контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного. Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) фигурах нередко использованы выступы и неровности скал.
Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами мезолита, неолита и энеолита (медный век). В искусстве нарастает схематизация изображений и одновременно повествовательная сложность, приводящая к попыткам передать действие, событие. Образцами нового искусства могут служить полные стремительного движения в подавляющем большинстве одноцветные (черные или белые) наскальные росписи в Вальторте в Испании, в северной и южной Африке, недавно открытые схематические сцены охоты в Узбекистане (в ущелье Зараут-сай), а также встречающиеся во многих местах рисунки, вырезанные на скалах, известные под именем петроглифов (каменные письмена). Наряду с изображением животных в искусстве этого времени все более значительную роль начинает играть изображение людей в сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива древних охотников становится теперь центральной темой искусства. Новые задачи потребовали и новых форм художественного решения - более развитой композиции, сюжетного соподчинения отдельных фигур, некоторых пока еще довольно примитивных приемов передачи пространства.
Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции. Вместе с тем орнамент на некоторых типах глиняных сосудов появился первоначально как следы от плетенья, обмазанного глиной. В дальнейшем этот естественный орнамент сменился искусственно наносимым, причем ему приписывалось определенное действие (например, считалось, что он придает крепость изготовленному сосуду).
Примером орнаментированных керамических изделий могут служить трипольские сосуды. Здесь встречаются самые разнообразные формы: большие и широкие плоскодонные кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, похожие по форме на бинокль. Встречаются сосуды с процарапанным и с одноцветным орнаментом, сделанным черной или красной краской. Наиболее распространены и художественно интересны изделия с многоцветной росписью белой, черной и красной краской. Орнамент покрывает здесь всю поверхность параллельными цветными полосами, двойной спиралью, обегающей весь сосуд, концентрическими кругами и т. п. Иногда вместе с орнаментом встречаются также сильно схематизированные изображения людей и различных животных или фантастических существ.
Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых явлений в искусстве. Появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны так называемые циклопические крепости, стены которых складывались из огромных грубо отесанных глыб камня. Циклопические крепости сохранились во многих местах Европы.
Менее значительными в этот период были успехи скульптуры. Собственно, менгиры — вертикально стоящие одиночные камни — были не столько архитектурными сооружениями, сколько далекими предшественниками позднейших памятников монументальной скульптуры. Встречающиеся во многих местах земного шара, подобные памятники, по всей вероятности, были связаны с культом мертвых или с культом предков.. Грубо высеченные каменные менгирообразные статуи, крайне схематично изображающие человека, большей частью женщину, распространены во Франции и некоторых других странах Западной Европы, в Крыму и т. д.
К такому же типу монументальной каменной скульптуры относятся и распространенные в Минусинской котловине (южная Сибирь) каменные изваяния, представляющие собой стелы, в нижней части или посередине которых невысоким рельефом или графической резьбой изображено повернутое в фас человеческое лицо. Человеческие черты сочетаются в этих изображениях с чертами животных и с символическими орнаментальными мотивами. Вероятно, эти стелы представляют олицетворения родовых предков. Некоторые из этих стел завершаются головой животного (верблюда, барана), соединяя в одном изображении звериный и человеческий облик.
К замечательным примерам художественного ремесла этого периода относятся бронзовые ножи со скульптурными фигурами животных на рукоятке, найденные в Горьковской области, на Урале, в южной Сибири, в Китае. Фигурки, а иногда только головки животных на этих ножах при всей упрощенности представляются выразительными и живыми.
В некоторых предметах художественного ремесла, украшенных скульптурой, нашел свое отражение культ неба и солнца, — например, в бронзовой «солнечной колеснице» из Трундхольма: лошадь (довольно схематично изображенная) везет на повозке большой золоченый диск, вероятно, обозначающий солнце. Все внимание художника было, видимо, поглощено богатой линейно-геометрической орнаментацией диска.
В Западной Европе долго задержались поздние формы первобытного искусства. Таковы, например, памятники так называемого гальштадтского периода (10 - 5 вв. до н.э.): глиняные сосуды, покрытые геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде ведер (ситулы), покрытые несколькими поясами очень условно переданных бытовых и военных сцен, как, например, ситула из Вача, Искусство первобытного общества в поздний период своего развития близко подошло к разработке сюжетной композиции, отражающей мифологические представления и реальную жизнь людей
Маньеризм.
Вазари «Пророк Елисей» 1566 г.,Рождество 1546 г.)
Эль Греко
"Мучение в саду" 1608 г.,Св. Павел и Св. Петр 1587-1592 гг.
Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI в. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствую скудности замысла, вторичности и подражательности идей.
Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).
Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы.
Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.
В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так, "маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. В музыке "маньеристским" считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.
Представители:
1. Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». Дерево, м. 1534 – 1540 гг. Флоренция.
2. Фьорентино Р. «Мертвый Христос с ангелами». Дерево, м. ок. 1526 г. Бостон.
3. Бронзино А. «Аллегория». х, м. 1546 г. Лондон.
Египетское искусство.
Египетское искусство (от греч. Aiguptos, от финик. Ai-gabt – изогнутое побережье, древнее название дельты реки Нил) – обобщающее наименование различных художественных стилей и тенденций, восходящих к традициям канонического искусства одной из наиболее ранних в истории культур – Древнего Египта.
Искусство древнего Египта обычно делят на три основных периода, согласно общей периодизации его истории:
- искусство Древнего Царства (3000-2400 гг. до н. э.) – начало бронзового века, времени строительства пирамид;
- искусство Среднего Царства (2160-1785 гг. до н. э.) – периода строительства многоколонных храмов, подземных гробниц с настенными надписями;
- искусство Нового Царства (1580-1085 гг. до н. э.) – периода «империи» со столицей в г. Фивы, времени строительства пещерных храмов и высших достижений скульптурного портрета.
Художественный стиль древнеегипетского искусства мола изменялась на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приемов изображения на плоскости.
Египет, как и Месопотамия, - страна, лишенная строительного леса. Дерева в Египте так же мало, как в любом другом оазисе африканской пустыни. Поэтому издавна египтяне научились строить из высушенных на солнце кирпичей с рубленной соломой для прочности и из камня: известняка, песчаника и гранита, привозимого с нильских порогов. Из глины строились жилые дома, поэтому они и не сохранились до нашего времени, а из камня – «памятники вечности»: храмы и гробницы. Структура каменной кладки определила характерный облик древнеегипетской архитектуры, основанной на простой конструкции, открытой еще в эпоху дольменов: вертикальные опорные столбы горизонтальные плиты перекрытия. Эта конструкция, увеличенная до огромных размеров, имела и художественный смысл. Мощные вертикали и горизонтали создавали образ устойчивости и долговечности.
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
Искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко еще к искусству доклассовому и закрепленных затем в образцах ставших каноническими. К таким пережиткам относится изображение предметов, фактически невидимых ни художником, ни зрителем, но присутствие которых в определенном месте данной сцены известно (например, рыб, гиппопотамов и крокодилов под водой), изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (передача листвы деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперения птиц в виде отдельных перьев), сочетание в одной и той же сцене разных точек зрения при изображении разных частей этой сцены или разных частей фигуры (так, птица изображается в профиль, а хвост сверху; в профильных изображениях рогатого скота рога даются в фас; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль). Пережитком искусства и религиозных представлений доклассового общества явилось сохранение в искусстве рабовладельческого Египта веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов.
В искусстве д.Египта огромную роль играла скульптура. Статуи представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими по коленях руками и сомкнутыми ногами. Образцы созданные в придворных мастерских обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное суетное, второстепенное.
Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художниками соответственно переносились на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.
Скульпторы, художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. К наиболее известным произведениям Египетского искусства относятся статуи (сфинкса в Гизе, фараона Аменемхета II), храмы Луксора и Корнака, пирамиды Хеопса и Хифпена.
К ювелирным изделиям сокровища гробницы Тутанхамона (маска, статуэтки, сосуды, вазы, парадное оружие, сундуки, расписные ларцы).
1. Сцена одевания. Рельеф. Ок. 2040 г. до н. э. Каир.
Искусство Греции.
Греческий стиль (от лат. «Graecia Maqua» - Великая Греция», древним названием центральной и южной Италии, заселенной в VIII – VII вв. до н. э. эллинскими колонистами).
Искусство Древней Греции – одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры. На пути своего развития это искусство миновало несколько основных фаз (стилей): геометрику (схематические бронзовые, статуэтки расписные сосуды роспись которых состояла из ромбов, квадратов, кругов, зигзагов, прямоугольников). Геометрика приучила художников мыслить строго логически. Ахранка продвинулась дальше, создав единый архитектурный язык – ордерную систему.
Сооружения того времени имеют прямоугольную форму с входом на узкой торцевой стороне с колоннами, которые делили внутреннее пространство, или стояли у стены. В эпоху арханки одной из высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи сосудов, амфор, кратеров.
Классика. Скульптура, живопись приобретают идеальные черты: красивое овальное лицо, большие с подчеркнутыми веками глаза, выразительный рот, высокий сливающийся с линией носа лоб – это, получило название классического греческого профиля. Такое же стремление к общему происходит и в теле; формы, обладающие идеальными пропорциями, наливаются силой и мощью и не терпела моделей с изъянами - в человеке все должно быть совершенным. Например, Аполлон Бельведерский, Гермес с младенцем в Олимпии, Греция.
Искусство древнего Рима.
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой. Кризис рабовладельческой системы эллинистических государств, завершившийся римским завоеванием, привел к образованию более развитой формы рабовладельческого государства - римской военно-административной державы, основанной на более организованной и жестокой эксплуатации рабов и низших классов населения. Римское государство не было однородным по составу населения: в нем обитало множество племен и народов, стоявших на различном уровне социального и экономического развития, и это определило многие особенности римской культуры.
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
В культуре Рима предпочтение отдавалось видам искусства, имеющим практическое, индивидуальный портрет в скульптуре, повествовательный исторический рельеф и делалось многое для их развития. Но в монументальной скульптуре и живописи римляне стали подражателями. Возможно это связано с тем, что мастера чаще всего были отпущенными на волю рабами греческого происхождения. Наибольшее количество настенных росписей сохранилось в Помпеях. В 19 веке росписи были условно поделены на 4 стиля: инкрустационный (II-начало I в. до н.э.), архитектурно-перспективный, орнаментарный, фантазийный. Рельефные изображения инкрустационного стиля отличающиеся глубиной и чистотой тонов напоминают панно из цветного мрамора. (Дионис, обнаруживающий Ариадну).
Архитектурно - перспективный стиль по сравнению с первым более объемный. Нарисованные на стенах карнизы, колонны, пилястры и капители создают иллюзию реальности. Обычно в средней части стены располагались перспективные изображения портиков, беседок и ниш, а использование светотени позволяло как бы расширять пространство.
Орнаментальный стиль. Плоскость стены подчеркивается изящными орнаментарными мотивами, среди которых преобладают тонкие, нарядные колонны, напоминающие металлические канделябры. Были также обнаружены расписки с размещенными в центре архитектурной декорации небольшие композиции, иллюстрирующими мифологические сказания и легенды.
Фантазийный стиль. Росписи этого стиля свидетельствуют об изменениях во вкусах римлян. Орнаментная часть настенных изображений приобретает характер фантастических архитектурных композиций, в центре которых располагаются динамические картины, написанные с учетом пространственной перспективы. Эволюция римской живописи на протяжении нескольких столетий свидетельствовала о том, что римские мастера стали продолжателями греческих традиций. Они совершенствовали отдельные принципы изобразительного искусства периода классики и эллинизма, пытаясь решить вопросы композиции, света, цвета и перспективы. Получили распространение жанры пейзажа и натюрморта.
В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.