Параметры светового климата (188-191)
Освещение — важный элемент интерьера, так как имеет утилитарное и эстетическое значение. Свет оказывает психофизиологическое и эстетическое воздействие на человека. Более 80 % получаемой человеком информации приходится на долю зрительного аппарата, нормальное функционирование которого связано с особенностями освещения. Свет может влиять на общее психическое состояние человека, частоту пульса, обмен веществ. Умелое использование света позволяет украсить помещение, сделать его комфортабельнее. Свет дает возможность формировать интерьер помещения и одновременно скрывать в тени некоторые его участки. Для создания зрительного комфорта (оптимальных зрительных условий для осуществления различных видов деятельности, восприятия и эмоциональной выразительности) следует преду-смот-реть при проектировании зданий и помещений естественное освещение и его регулирование (для этого учитывают инсоляцию и применяют светорассеивающие шторы и жалюзи), а также правильно организовать искусственное освещение.
Все световые параметры определяются как довольно сложные физические величины, изучаемые специальной наукой — светотехникой.
Насыщенность. Насыщенность пространства светом считается достаточной, если не возникает желания убавить или прибавить света.
Насыщая интерьер светом, необходимо обратить внимание на одно существенное обстоятельство — влияние равномерности освещения на создание комфорта. Исследования показали, что излишняя равномерность освещенности негативно сказывается на комфортности восприятия пространства. Равномерность освещения порождает однообразие, вызывает психологический дискомфорт, преждевременное утомление. Световая насыщенность и равномерность освещения должны сочетаться с возможностью их уменьшения, изменения освещенности, распределения световых потоков в соответствии с характером бытовых процессов, проходящих в помещении.
Очевидно, что необходимо иметь возможность изменять насыщенность и уровень освещенности отдельных элементов интерьера. Прием гостей потребует большей освещенности, соответствующей приподнятому настроению, активности, веселью. Спокойный отдых требует уменьшения света.
Динамического регулирования насыщенности светом можно добиться при помощи световых регуляторов различной конструкции и мощности, совмещенных с включателем или устанавливаемых отдельно. Поворот ручки регулятора или простое касание (в зависимости от конструкции прибора) позволяет регулировать освещенность.
Освещенность рабочих плоскостей и пространств. Необходимо соответствие уровня освещенности какой-либо зоны определенному нормированному уровню, который отвечает сложности осуществляемых бытовых процессов. Работы различной сложности требуют различных уровней освещенности: работа за письменным столом — 300 — 150 лк; чтение — 200—100 лк; рукоделие — 400 — 200 лк (а шитье черной ткани черными нитками — до 3000 лк); туалет, косметика — 200—100 лк; рисование или другие графические работы — 300 — 500 лк. Добиться комфортной освещенности можно, выбрав правильную световую отдачу прибора (мощность источника), удаленность источника света от рабочей поверхности, угол падения светового потока.
Распределение яркости в пространстве. Яркость — величина, характеризующая уровень светового ощущения. Яркость того или иного элемента интерьера зависит от уровня освещенности, характера и цвета поверхности предметов.
Светлые тона поверхностей интерьера обладают большей яркостью по сравнению с темными поверхностями той же освещенности. Поэтому ощущения большей освещенности интерьера можно добиться не только за счет большой насыщенности светом, но и применяя светлые тона отделки. Выбирая тот или иной характер отделки мебели, цвет тканей, нужно помнить, что темные тона потребуют большей насыщенности интерьера светом. В спальне уместен слабо освещенный потолок, менее яркий, чем стены.
Отражающие свойства поверхностей. Наименьшей отражающей способностью и соответственно большей яркостью обладают гладкие полированные поверхности, меньшей яркостью — шероховатые, ворсистые поверхности, имеющие более глубокую фактуру. Последние отражают падающий на них свет по разным направлениям и кажутся более темными, чем гладкие поверхности того же цвета и освещенности.
Блесткость — слепящее ощущение яркости, значительно превышающей яркость окружения. Это ощущение может привести к изменению цвета поверхности или его потере. Блесткость может быть отраженной, например слепящее ощущение от зеркальной поверхности, связанное с прямым отражением в ней источника света. Такое явление может быть связано с отражением на гладкой поверхности более яркой поверхности потолка. Блесткость совершенно неприемлема в рабочих зонах. Исключить это явление можно за счет тщательного выбора направления светового потока, отражающих характеристик поверхностей, конструкции отражателей и рассеивателей светильников. Обилие в интерьере гладких поверхностей, стекла, зеркал создает парадное ощущение и поэтому очень популярно. Однако блесткость, которой в данном случае очень трудно избежать, создает зрительный дискомфорт, а длительное пребывание в такой атмосфере может стать утомительным.
Контраст яркости поверхностей, находящихся в зоне видимости.В целях снижения утомляемости такой контраст должен быть минимальным. По данным специалистов, яркость рабочей зоны должна быть не более чем в 5 раз выше яркости окружения. Работа за ярко освещенным письменным столом или просмотр телепередач в темной комнате приводит к быстрой утомляемости. Обеспечивая высокую яркость рабочей зоны, не следует исключать фоновое освещение.
Таким образом, распределение яркости в интерьере благодаря размещению осветительных приборов и выбору мощностей источников света может стать средством создания некоторых зрительных эффектов — изменения в какой-то мере восприятия пространства. Например, высокая равномерная насыщенность светом помещений при светлом фоне поверхностей зрительно увеличивает объем помещения, повышенная яркость потолка и верха стен способствует зрительному увеличению высоты помещения, высокая освещенность противоположной наблюдателю стены зрительно приближает ее.
Цветность. Каждый источник света обладает цветностью, т.е. в зрительной части спектра его излучения преобладают те или иные тона. Наиболее комфортны источники света, приближающиеся по своей цветности к солнечному природному освещению. Это традиционные лампы накаливания, излучающие свет теплых оттенков красно-желтой части спектра. Для люминесцентных ламп характерен свет холодных оттенков сине-зеленой части спектра. Цветность излучения зависит также от мощности источника света: чем выше мощность, тем зона его излучения более холодная.
В зависимости от цветности свет в интерьере способен выявлять, подчеркивать или, наоборот, нивелировать цвет поверхности. Свет подчеркивает те цвета в интерьере, которые соответствуют его цветности. Так, лампы накаливания выявят красно-коричневые, желтые тона обстановки, отделки, а холодные (зеленовато-синие) потеряют свой цвет, станут невыразительными, серыми. Противоположный эффект даст люминесцентная лампа. Искажение света в зависимости от освещения необходимо учитывать при формировании интерьера.
Тенеобразование. Определенное значение для формирования световой среды имеет тенеобразование. Ощущение естественности света достигается в том случае, когда предметы отбрасывают тень аналогично природному окружению. Это выявляет форму предмета, подчеркивает его фактуру. Чрезмерно высокая насыщенность светом, многочисленные пересечения световых потоков создают неестественно яркую среду без выявленных теней, способствующую быстрому зрительному утомлению.