Цветовое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц (185-188)

Цвет — одна из важнейших характеристик среды. Цвет придает помещению индивидуальность, оказывает влияние на эмоциональ­ное состояние и ощущения человека, изменяет пропорции и раз­меры пространства, корректирует влияние внешней среды.

Научные исследования показали, что в природе есть только три цвета (желтый, красный, синий), которые не входят в состав друг друга. Все остальные цвета получаются путем попарного сме­шения цветов. В практической работе удобно для сравнения и со­поставления видеть все цвета с изменениями по светлоте и тону. Для этого используют цветовой круг Гете, названный так по име­ни основоположника в области исследований цвета.

Гете утверждал, что все цвета располагаются между двумя полю­сами и поэтому их можно разделить на теплые и холодные. Крас­ный, желтый, оранжевый, коричневый цвета ассоциируются с солнцем и поэтому являются теплыми. Холодными считают цве­та, которые напоминающие снег, лед, — голубой, синий, сире­невый и т.п. В помещении, окрашенном в теплые цвета, всегда кажется теплее.

Цвет оказывает существенное влияние на наше ощущение про­странства, зрительное восприятие размеров, высоты, пропорций помещения. Это объясняется тем, что наш глаз устроен таким обра­зом, что он по-разному воспринимает разные группы цветов. Например, некоторые цвета, такие как красный, оранжевый, жел­тый, воспринимаются как приближающиеся к зрителю, выступа­ющие вперед. Они и называются выступающими. Поэтому если окрасить стены помещения в эти цвета, то оно будет казаться меньше, чем оно есть в действительности.

Другие цвета — голубовато-зеленые, голубые, сиреневые — ощущаются глазом как удаляющиеся, как бы отступающие. Они называются отступающими цветами. Помещения, окрашенные в эти цвета, будут производить впечатление более просторных. Эти оптические свойства цвета можно использовать для того, чтобы изменить впечатление от неудачных пропорций, например зри­тельно приблизить торцевые стены коридора или узкой комнаты, окрасив их теплым выступающим цветом. Окраска выступающих из плоскости светлой стены конструктивных элементов в темный цвет подчеркивает их размеры. Окраска выступающих из темной стены элементов в светлые тона скрадывает их размеры, они ка­жутся тоньше.

При определении цветового решения необходимо учесть, что цвета по-разному влияют на работоспособность и настроение человека.

При выборе цвета следует обращать внимание на ориентацию помещения. Если окна выходят на север, северо-восток, северо-запад, т.е. туда, где солнца не бывает, необходимо использовать теплые цвета. Если же окна выходят на солнечную сторону, то можно окрасить помещение в холодные цвета. В затененных поме­щениях, расположенных на первых этажах, лучше использовать светлые тона, тогда в помещении будет светлее.

Существуют определенные приемы создания цветовой гармо­нии при отделке помещений, основанные на использовании за­кономерностей цветового круга.

Первый прием заключается в сочетании оттенков одного цвета или нескольких цветов, расположенных в цветовом круге близко друг к другу. В этом случае гармония строится на соотно­шениях цветов. Большие, доминирующие поверхности — пол, стены, потолок — отделываются в мягких, светлых тонах. Для мебели и декоративных тканей могут быть применены более на­сыщенные тона этих же цветов. Прием мягких сочетаний близких цветов наиболее часто применяется в интерьере, создавая спо­койную, благоприятную обстановку для отдыха и занятий. Осо­бенно уместен этот прием в небольших помещениях, какими и являются номера гостиниц. Пространство помещения и напол­няющие его предметы объединяются цветом и создают цельную, нераздробленную цветовую среду.

Основной фон, на котором смотрятся все предметы обстанов­ки, — стены. На них и нужно обратить особое внимание. Проще всего окрасить стены небольшого номера в нейтральные приглу­шенные тона, которые заведомо будут гармонировать с цветом мебели и тканей.

Второй прием цветового решения интерьера заключается в сочетании контрастных дополнительных цветов. Дополнитель­ными называются цвета, противолежащие друг другу в цветовом круге Гете (красный — зеленый, синий — желтый, фиолетовый —

оранжевый).

Третий прием состоит в сочетании хроматических и ахро­матических (бесцветных — белого, черного, серого) цветов. При этом следует избегать пестроты, ограничивая отделку двумя-тремя хорошо сочетающимися цветами.

Цветовое решение жилых номеров гостиниц необходимо вы­бирать с учетом гигиенических требований. Окрашенные в свет­лые тона помещения легче содержать в чистоте.

Номера гостиниц могут быть квадратными или удлиненными, заставленными мебелью. Поэтому для них необходимо выбирать такую цветовую гамму, при которой они производили бы впечат­ление просторных, незагроможденных.

К цветовому решению и отделке санузлов также предъявля­ются специфические требования. Сравнительно небольшое по­мещение санузла, как правило, не имеющее естественного ос­вещения, рекомендуется отделать плиткой светлых тонов (свет­ло-желтой, голубой, розовой, белой). Цвет плитки может соот­ветствовать цвету санитарного оборудования, но может решаться и как фоновая отделка для приборов, сочетающаяся с цветом стен. Если для отделки стен применяется плитка с рисунком, то полы лучше сделать одноцветными. Для санузлов, оборудо­ванных большим количеством приборов, мебели, дополнитель­ными предметами, большое значение имеет единое цветовое решение.

Цвет можно использовать как средство, которое помогает при­езжающим лучше ориентироваться, например, в больших гости­ницах этажи окрашивают в разные цвета.

Цветом можно выделить место дежурного администратора, лифтовые холлы, места отдыха в вестибюле.


Наши рекомендации