Билет 11. Кальдерон и барокко.
О Кальдероне из Мокульского:
Дон Педро Кальдерон де ла Барка (1600—1681) происходил из старинной знатной семьи. Его отец содержал нотариальную контору. Педро и его братья жили на скудные доходы от отцовской конторы и постоянно судились с мачехой, претендовавшей на львиную долю этих доходов. В 1619 году Кальдерон вынужден был из-за недостатка средств прервать учение в Саламанкском университете, продать нотариальную контору и поступить на службу к герцогу Альбе. В 1625 году он отправился солдатом во Фландрию, но вскоре был отозван оттуда королем, который поручил ему писать пьесы для придворного театра Буэн Ретиро. В 1636 году он стал кавалером рыцарского ордена Сант-Яго. В 1640—1642 годах он принимал участие в подавлении восстания в Каталонии. В 1642 году он был посвящен в сан священника; с этой поры он пишет преимущественно пьесы на религиозные темы и аутос сакраменталес.
Кальдерон пользовался огромной популярностью не только при жизни, но и после смерти. В XVIIIвеке его слава полностью затмила славу Лопе де Вега. В начале XIXвека немецкие реакционные романтики во главе с братьями Шлегель выдвинули на первый план религиозно-мистические элементы творчества Кальдерона.
Творчество Кальдерона распадается на два периода: от начала 20-х до начала 30-х годов XVII века и от начала 30-х годов до конца жизни драматурга. В первый период он, продолжая традиции Лопе де Вега, создает произведения, в которых разрабатывает, правда, с меньшей остротой, проблемы, имеющие общественное значение. Таковы «Галисиец Луис Перес» (1628), «Дама-невидимка» (1629), «Любовь после смерти» (1632), «С любовью не шутят» (1632) и некоторые другие. Во второй период Кальдерон создает лучшее свое произведение — драму «Саламейский алькальд» (приблизительно в 40-е гг. XVIIв.). Но главной тенденцией его творчества в этот период является отказ от гуманистических традиций Лопе де Вега и переход к созданию религиозно-символических и мифологических драм.
Язык Кальдерона лишен той свежести и непосредственности, какой отличается язык Лопе де Вега. Гиперболы, изысканная речь, игра антитез, взвинченная напыщенность особенно характерны для произведений второго периода. Персонажи Кальдерона вступают в дискуссии, отличающиеся такими схоластическими тонкостями, которые сделали бы честь любому средневековому схоласту. Если Лопе де Вега вел систематическую и упорную борьбу против приверженцев гонгоризма, то Кальдерон, напротив, предпочитает вычурные обороты, нагромождение картин и образов, антитезы, высокопарность и аффектацию. Перед нами нечто похожее на оперу.
Стиль Кальдерона обычно приподнятый, изысканный, манерный. В то время, как у Лопе де Вега метафора всегда конкретна, ощутима, полнокровна, у Кальдерона она носит преимущественно отвлеченный характер. У Лопе де Вега она не просто словесное украшение — она органически связана с описываемыми явлениями, чувством, переживанием; у Кальдерона любая мысль, даже самая глубокая, любое чувство, даже самое страстное, утрачивают силу воздействия, когда они облечены в изысканную, вычурную, надуманную форму.
О барокко из конспекта:
Динамичное, антистатуарное, искусство на грани апелпсического удара. Театр барокко экстатичен. Два полюса: идея и красота. Барокко борется с утопиями ренессанса : красота спасёт мир, человек и мир прекрасны, считает односторонним маньеристское представление этике как антиподе эстетики ( красота антипод морали). Ощущение реальности драматичное, мир полон зла и ренесанс с маньеризмом недооценивают его могущество. Эпоха возрождения средневековья. Барокко сближает землю с адом. Искусство теоцентрическое и социоцентрическое ( биополярно) – новаторство. Человек – общественное животное. У каждого есть свое социальное амплуа. Ролевое существование – обречённость жизни человека. Супертеатральная культура.
Из книги Сили своим языком:
Произведения Кальдерона похожи на шахматную доску, где герои – фигуры передвигаются по чётко продуманной автором схеме. Действующие лица похожи на участников мистерии, которые сами не осознают что это за мистерия. Чехарда событий затягивает и не даёт время на осознание реальности. Господствующее чувство – чувство недостоверности слов и обликов, чем искреннее кто-то из героев, тем большим притворщиком он может показаться. Театр этого драматурга очень концептуален как в целом, так и во всех элементах. Герои напоминают философствующих влюблённых или влюблённых философов. Герои путаются в лабиринте своего сознания, в этом плане это было очень интересно для актёров игрою ума. Мысли его персонажей – хороводы символов, метафор и метаморфоз. Персонажи задеты за живое, их чрезмерно волныет происходящее. В его произведениях женщина, вопреки современному Кальдерону социальному строю, стремится взять инициативу в свои руки.
Текст наполнен словесными образами. Много таинственного и скрытого в его драматургии. Например, герои постоянно переодеваются в чёрные плащи или прячутся. Неведомое влечёт героев, находя любовь действующие лица становятся в тупик и теряются. Растерянность проявляется в молчании, в речах, в жестах. Актрисы Кальдерона постоянно подносили платок к лицу, изображая плач. Кальдерон сильно заботился о градусе переживаний зрителя, он всегда должен быть высок. Слова как будто выплёскиваются и выражения идёт в вперемешку : Что (какая это мука!)/Я нашёл (о, что за ужас!) – «Несчастье из-за голоса ( У нас в произведениях этого много, извините, не могу найти, но точно встречала).
Многие герои, рассуждая с самими собой, как будто смотрят на всё со стороны. Из-за рефлексии происходит дистанцирование от самого себя и это приводит к поспешным поступкам. Мысль действенна – она побуждает героев к поступкам. Жесты средневековые. Соблюдение субординации – единственное, что сдерживает барочного человека. Барокко тяготеет к мысли, что тело действенно и его действия наполнены значением, язык общения –язык телесный. Жесты и пластика чрезмерно экспрессивны. Жестами всего тела у Кальдерона можно назвать например сцены дуэлей. Это битва за жизнь или смерть.
Жизнь у героев бурлящая, кипящая, их постоянно кто-то преследует, их постоянно вбрасывает в какой-то катаклизм, они буквально задыхаются. Сущность кальдероновского театра в упоении движением и желанием направить его в правильное русло.
Страсти бурлят у Кальдерона из-за лжи, но чаще всего это ложь от недомыслия. Герои легко заблуждаются – они блуждают в мире видимостей.
Герои враждуют не только с миром, но и с самими собой. Только храня меру, можно в полной мере стать человеком – вот закон барочной культуры. Кальдерон передаёт обаяние субординации, притягательность соподчиненя, важность верховенства над недозволенными и разрушительными побуждениями. Куртуазность – способ укрощения барочного человека. Есть своя роль у музыки- она включена в целостную театральную картину, актёры словно исполняют фуги, подчинённые жёстким законам контрапункта, сопоставлений, контрастов.