Честь в драмах Лопе де Вега.
Честь в искусстве Лопе чрезвычайно многогранное понятие. Оно настолько сложно и противоречиво, что порой складывается впечатление, что мы встречаем разные «чести».
Лопе унаследовал ренессансную веру в прекрасную природу человека, согласно которой честь – это верность благой натуре, такое же искреннее и неподдельное чувство, как любовь.
Честь – это и осознание собственной ценности. Истинный человек для Лопе – тот, кто способен утвердить и отстоять своё достоинство. Это достоинство величайшее из благ, им нельзя жертвовать даже во имя любви («Звезда Севильи»).
Честь должна быть наградой каждому, кто способствует общественному благу.
Лопе делает честь достоянием крестьянского сословия. Честь- мера признания обществом, добрая слава. Герои Лопе постоянно прислушиваются к мнению общества.
Честь, понятая как репутация, становится серьёзным препятствием для любви ( Леонора и Камило «Валенсианская вдова», Диана и Теодоро «Собака на сене»).
Честь в комедиях неоднородна. Нередко она представляет собой свод правил социального поведения – того, кто преступает эти правила, ждет резкое осуждение и отторжение. Лопе утверждает честь, как единство общественных требований и ответственности человека перед людьми. Честь начинает выступать не как антипод игры, а как безошибочный камертон, позволяющий избегать фальши и ожесточенности. У Лопе тонкий нравственный слух – он может оправдать хитрость в любовной игре, но не непорядочность.
Направляющими силами жизни являются идеалы. Этот взгляд начинает попадать под сомнение, потому что идеалы теряются. Идеалы чести олицетворяет пьеса Лопе де Веги «Звезда Севильи».
Честь – это то, как ценят нас люди, общественный идеал. Важно не то, как мы себя ценим, а то, как ценят другие. Честь в драмах Лопе начинает расходиться с совестью. Честь – это то, как наши дела и мысли оценивают другие. Это не одно и то же.
Тематически и «Наказание — не мщение» можно отнести и к так называемым «драмам чести». С одной стороны, честь теряют мачеха и пасынок, поскольку – ну, потому что теряют честь. С другой стороны, герцог так бесчестно себя вел, что его бесчестное поведение повлекло за собой то, что его обесчестили ребята, которые обесчестили себя. Но – он убивает их, и не обесчестил ли он этим себя совсем?
Особую разновидность «драм чести» составляют крестьянские «драмы чести», которые включают в себя и смерти, и оскорбления чести, и благополучный финал (сам Лопе определял эти пьесы как «трагикомедии»). Самая знаменитая из такого рода драм — «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), изображающая исторически засвидетельствованное крестьянское восстание в Фуэнте Овехуне — селении в провинции Кордова. Лопе изображает крестьян такими, какими его зрители хотели видеть крестьян в «зеркале» сцены: полными чувства собственного достоинства, духовно и интеллектуально равными горожанам и знати, а крестьянскую жизнь — как череду празднеств и приносящих благоденствие трудов. Честью обладает каждый испанец - «старый христианин».
Жизнь героев Лопе ориентирована на идеалы любви и чести.
Это в России дворян секли публично, а Иван Грозный заявлял в письмах Курбскому, что честь в его царстве должна быть лишь у него. В Испании же сельский староста казнил командора рыцарского ордена за покушение на честь его дочери (Фуэнтэ Овехуна).
Лопе постепенно ставит свой идеализм под сомнение. Прежде всего, это касается чести, а потом он усомнится и в любви. В первом случае можно вспомнить «Звезду Севильи». Честь из абсолютного идеала становится трагически расколотым в силу того, что это идеал общественный. Есть чем гордиться перед людьми. Честь заключается не в нас, а в других. Но, как говорится, «а судьи кто?» Честь начинает расходиться с совестью: совесть – суд над нами нас самих, честь – суд над нами других. Наш долг перед людьми – быть образцовым человеком. Для ренессансного героя быть – значит быть идеальным. Честный – тот, кто следует образцу. Но ведь можно казаться образцом.
В трагедии «Наказание – не мщение» герои Лопе идут даже на кровосмесительную связь, оправдываясь тем, что весь мир порочен. Так преломился идеал любви.
Лопе в комедиях – апологет свободной творческой игры. Игра – «лаборатория поиска лучшего варианта счастья». По Лопе, ревность – шпоры любви.
Лопе умел совмещать идеал с непосредственностью. Он стремится быть максимально безыскусным, при том, что его герои говорят стихами. Здесь ему помогла школа комедии дель арте. Дух импровизации (при том, что актёры знают текст). У зрителей должно возникать ощущение, что стихи – не только самый прекрасный, но и самый органичный способ общения. «Не бойтесь быть прекрасными».