Глава вторая: о гласных и о частях речи
Глава третья: О ГЛАГОЛАХ
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ,
МОГУЩИХ ВОЗБУДИТЬ В УМНЫХ
И ЧЕСТНЫХ ЛЮДЯХ
ОСОБЛИВОЕ ВНИМАНИЕ1
«Собеседник любителей российского слова», под надзиранием почтенный наук покровительницы, есть и должен быть хранилищем тех произведений разума, кои приносить могут столько увеселения, сколько и действительной пользы. Издатели оного не боятся отверзать двери истине; почему и беру вольность представить им для напечатания «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно. Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердечно. Ответы и решения наполнять будут «Собеседника»
1 Написал ответы на вопросы Фонвизина, Екатерина II — автор «Былей и небылиц» — предпослала сочинению сатирика следующее предисловие: «Издатели «Собеседника» разделили труд рассматривать присылаемые к ним сочинения между собою понедельно, равно как и ответствовать на оные, ежели того нужда потребует. Сочинитель «Былей и небылиц», рассмотрев присланные вопросы от неизвестного, на оные сочинил ответы, кои совокупно здесь прилагаются». (Прим. ред.)
и составлять неиссыхаемый источник размышлений, извлекающих со дна истину, толь возлюбленную монархине нашей.
Вопросы: | Ответы: | |
1. Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения? | На 1. У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно. | |
2. Отчего многих добрых людей видим в отставке? | На 2. Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке. | |
3. Отчего все в долгах? | На 3. Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют. | |
4. Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики? | На 4. Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие. | |
5. Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства? | На 5. Для того, что вольных типографий до 1782 года не было. | |
6. Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными? | На 6. От размножившихся клобов. |
7. Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами? | На 7. Одно легче другого. | |
8. Отчего в наших беседах слушать нечего? | На 8. Оттого, что говорят небылицу. | |
9. Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми? | На 9. Оттого, что на суде не изобличены. | |
10. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться? | На 10. Оттого, что сие не есть дело всякого. | |
11. Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения? | На 11. Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели. | |
12. Отчего у нас не стыдно не делать ничего? | На 12. Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего. | |
13. Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец | На 13. Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо |
нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства? | упали; самая наружность, походка и проч. то уже оказывает. | |
14. Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять всеобщим правилом: удостоиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством? | На 14. Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится. | |
14. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие? | На 14. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то начли бы на нынешнего одного десять прежде бывших. | |
15. Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки? | На 15. Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл. | |
16. Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове? | На 16. Тамо же, где нерешимость. | |
17. Отчего в Европе весьма ограниченный человек | На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако |
в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас часто преострые люди пишут так бестолково? | пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет. | |
18. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? | На 18. По той же причине, по которой человек стареется. | |
19. Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо? | На 19. Временем и знанием. | |
20. В чем состоит наш национальный характер? | На 20. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных. |
М. И. Попов
Анюта
Краткое содержание оперы
Время чтения: ~6 мин.
Крестьянин Мирон рубит дрова в лесу рядом с деревней дворянина Виктора, размышляет о трудностях крестьянской доли и предаётся мечтам о «сладостях» дворянской жизни, когда «лежали б на печи и ели калачи». Мирно вспоминает о недавних событиях, когда им с женой подбросили ребёнка и сто рублей. Деньги он быстро «иссорил», а девочку вырастили и назвали Анной. Она им с женой как дочь, и на ней, к радости Мирона, хочет жениться их батрак Филат, ведь у крестьянина «чем больше детей, тем больше людей, а с ними жнива и пива».
Появившийся Филат рассказывает о сходе, на котором он был по поводу поездки старосты в город и сбора денег для него в складчину. Деньги (пять рублей), по словам старосты, нужны на крестины для подьячего, у которого рожает жена. Филат негодует по поводу сбора денег подьячему, которых на Руси множится всё больше и больше, а крестьянское житьё всё хуже и работников всё меньше. Далее он просит у Мирона выдать за него дочь, обещаябыть вечно у него работником. Мирон радостно соглашается и запевает песню, в которой противопоставляет крестьянскую верность слову жуликоватости горожан, которых прельщает только богатство и на слово которых положиться нельзя.
Анюта, приёмная дочь Мирона, напевая печальную песню, зовёт его к матери. Мирон успокаивает её, предположив, что мать хочет обсудить её замужество. Он оставляет Филата и Анюту убирать дрова, замечая, что крестьянская жизнь хоть и трудна, но лучше городской, где каждому нужно кланяться.
Филат, складывая дрова, ласково расспрашивает Анюту о её печали, признаётся в своей любви и желании жениться на ней. Анюта полна негодования и обзывает его «страмец, дурак, урод». Филат, не ожидавший подобного отпора, бранит её, грозится в будущем пройтись по рёбрам дубиной и сообщает о согласии отца на женитьбу. Анюта ещё больше сердится и всячески его оскорбляет. Филат, ворча, уходит.
Прозревшая Анюта сердится на родителей и тоскует по своему возлюбленному — Виктору. Увидев Виктора, Анюта бросается к нему с плачем, признаётся, что родители хотят выдать её замуж за Филата. Виктор уверяет Анюту, что это замужество убьёт его, она тоже обещает «жизнь прервать». Виктор грозится убить Филата, но Анна просит не трогать его, а только освободить от его власти. Виктор обещает ей это, так как он владеет половиной деревни, а другая половина отдана ему в повиновение, и приглашает Анюту к себе домой. Анюта возражает ему, боясь ославиться в глазах всей деревни.
Виктор предлагает завтра же поехать в соседнюю деревню и возвратиться оттуда мужем и женой. Анюта не верит в возможность такого исхода, так как на это нет отцовской воли. Виктор упрекает её в недостаточной любви к себе, однако Анюта жарко уверяет в своей преданности ему. Виктор целует ей руку и просит пойти к нему домой.
Появившийся Филат видит, как они целуются, и набрасывается на Анюту с бранью. Виктор вступается за неё и обещает «сшибить» Филату голову. Между ними разгорается продолжительная перебранка, в которой Виктор грозит всяческими карами, а Филат стыдит его не «барским» поведением. Наконец Филат, уверяя Виктора, что и крестьяне умеют постоять за себя, уходит.
Анюта боится, что Филат всё расскажет отцу, который её накажет и заставит выйти за нелюбимого. Виктор целует у неё руку и клянётся, что придумает, как отвести беду. Для этого он собирается дать отцу Анюты столько денег, чтобы тот нанял «полсотни батраков». Влюблённые расстаются с надеждой на благополучный исход.
Мирон накидывается с упреками на Анюту, обвиняя её в неподчинении родительской воле, в позоре перед соседями, и настаивает на немедленной свадьбе с Филатом. Анюта, ссылаясь на оговор Филата, всё отрицает и решительно отказывается от замужества с Филатом. Мирон обещает взять хорошую дубинку и обломать ей все рёбра и спину. Несмотря на угрозы, Анюта готова умереть, но не изменить своего решения.
Появившийся Виктор уверяет Анюту, что она теперь свободна, так как является дочерью полковника Цветкова и дворянки. Он рассказывает её историю. Полковник был гоним недругами и не должен был встречаться со своей любимой женой. Чтобы скрыть посещение жены, он поручает верной служанке подкинуть дочь крестьянину. Враги со временем рассеялись, полковник получил обратно состояние и вчера возвратился в свою деревню, которая соседствует с деревней Виктора.
Полковник обратился к Виктору с просьбой привезти дочь к себе, так как сам он нездоров. Мирону же он прислал в благодарность кошелёк с деньгами. Все ликуют, а обиженному батраку Филату Виктор тоже даёт денег, тот от радости бросается на колени и всячески славит Виктора. Виктор с Анютой отправляются к её отцу.
В заключение все участники и хор поют нравоучительные монологи. В монологе хора повторяется двустишье: «Всех счастливей в свете тот, / Кто своей доволен частью».
А. О. Аблесимов