V горячий полированный способ

Горячий полированный способ не был, судя по всему, известен древним энкаустам. И это не случайно. В то время художники не располагали материалами, из которых можно было бы сделать необходимые для работы в этой технике инструменты, не было и электронагревательных приборов, позволяющих получить высокие температуры, также необходимые для полированной энкаустики.

В. В. Хвостенко и автор этой книги разработали рецептуру красок и технологию горячего полированного способа, который может быть успешно применен как для станковых картин, так и для панно и монументальных росписей.

Способ этот применяется в тех случаях, когда художник стремится достигнуть ощущения весомости, подчеркнутой материальности энкаустической картины, добивается, чтобы она приобрела большую цветовую глубину, а вместе с тем чтобы поверхность живописного слоя стала как бы литая, блестящая и гладкая. Впрочем, горячий полированный способ позволяет получать и совершенно особое сочетание гладких участков с рельефными, что усиливает основной эффект весомости и глубины.

Основы и грунты

Основой может служить твердый материал: мрамор, цемент, ацеитовая фанера, неглазурованная керамика. Вощение основы обязательно, и делается так же, как и при работе «фаюмским жирным способом». Грунты при этой технике не обязательны, а в ряде случаев грунтовка даже нежелательна. В монументальных росписях, например, чтобы ликвидировать зазоры между участками разного цвета, их «растягивают», проглаживая горячим инструментом. Грунт в этом случае помешал бы, так как «растягивание» вызывает его деформацию, влекущую за собой деформацию живописной поверхности.

В других случаях грунт необходим, так как прочность сцепления красок с основой недостаточна без грунтовки, а кроме того, без грунта невозможно добиться детализации изображения. То же самое можно сказать о станковой картине. Грунты делают поверхность основы ровной, усиливают глубину изображения, а если грунт цветной, он играет заметную роль в колористическом строе картины.

В горячем полированном способе же грунты почти совсем не делаются, а если делаются, они бывают более твердыми и содержат больше смолы и пигмента. Итак, грунты здесь не являются конструктивно-необходимым элементом, за ними остаются лишь чисто эстетические функции.

Краски

Краски для работы в горячем полированном способе готовятся так же, как и для других способов энкаустической живописи, описанных выше. Разница заключается в рецептуре (см. рецептуру). Для данного способа применяются краски гораздо более твердые, чем для «фаюмского жирного способа», но несколько мягче, чем для техники энкаустической инкрустации.

Высокое содержание смол и пигмента делает краску менее прозрачной, лишает ее того блеска и глубины тона, какой присущ, например, более мягким лессировочным. Чтобы твердая краска приобрела такие же свойства, как лессировка, и притом не утратила своей твердости, я воспользовалась бесцветными наполнителями, то есть веществами, которые придают краске плотность и вместе с тем — блеск, светосилу, прозрачность.

После нескольких лет экспериментов с различными веществами такой наполнитель удалось найти. Наиболее эффективным бесцветным наполнителем могут служить минеральные вещества — диатомит и жирный камень, а также искусственный химикат — аэросил. Последнее вещество оказалось самым лучшим по механическим показателям, но при нагревании выделяет вредные пары, поэтому работать с ним следует крайне осторожно. Бесцветные наполнители позволяют заменить часть пигмента, что значительно удешевляет краску, а это в данном случае особенно существенно, так как полированный способ — особенно если есть грунт — требует больше расхода краски.

Живописный процесс

При работе в технике полированной энкаустики краски можно смешивать. Делается это на палитре, нагретой на электроплитке до строго определенной температуры. Размешанные краски нужных цветов пластинкой-лезвием из прочной стали переносятся с палитры на основу. Техника напоминает живопись мастихином.

Краску следует класть ровным слоем, иначе при полировке сквозь слишком тонкий слой будут просвечивать грунт или основа. Чтобы сделать точный мазок, краску набирают на уголок или на ребро пластинки. Живописный процесс при этом способе требует большого мастерства и опыта. При работе основу удобно держать в горизонтальном положении, а палитру следует подносить как можно ближе к картине, чтобы краска не успевала остыть до того, как она будет нанесена на основу.

Наши рекомендации