Творческий замысел, тема и сюжет произведений искусства.
Круг явлений реальной действительности, которые изображает художник, принято называть темой произведения. Краткая формулировка темы заключена в самом названии картины. Тема, волнующая автора – привлекает и зрителя. Выбор темы – ответственный момент для художника. Тема находит свое конкретное выражение в сюжете.
В изобразительном искусстве сюжетупотребляется в 2-х значения – в широком и узком. В широком смысле – это предмет художественного изображения: сюжет портрета – внешний облик человека, в котором отражены его личностные качества; пейзаж – конкретный вид природы; натюрморта – вещи, окружающие человека. В этом смысле сюжетную живопись противопоставляют абстрактной. В более узком смысле под сюжетом подразумевается изображение событий, действия, поступков и взаимоотношение людей, вытекающих из определенной жизненной ситуации. Сюжет произведения искусства важен, но сам по себе он не гарантирует успеха. Иногда сюжет представляет собой развернутое повествование; часто заимствованное из какой-либо литературы, мифологического источника. Живописец претворяет сюжет живописными пластическими средствами (рисунок, цвет, ритм) и дает изображенному событию свою оценку. Поэтому один и тот же сюжет (мать и дитя) у различных художников в разные эпохи получает свое неповторимое толкование: в их картинах находят свое выражение как общие представления эпохи, так и глубоко личная позиция художника. При разборе сюжета необходимо учитывать специфику жанра, в котором работает художник. Историческийжанр -
Необходимо знание эпохи, умение погрузиться в ее атмосферу. Портрет – основным становиться определение особых черт внешнего и духовного облика модели, жеста, мимики, обстановки, которая дополняет образную характеристику портретируемого, позволяет судить о его жизни, о роде его занятия. Пейзаж – разбор сюжета в пейзажной картине заключается в оценке самого мотива и состояния природы, изображенных художником для выражения той или иной темы. Натюрморт – в нем тоже есть сюжетное начало, рассказывающее о людях, об эпохе, иногда о больших общественных переживаниях.
В основу содержаниякартины заложена идея –мысль художника, выраженная им в художественных образах. Но для своего зрительного проявления она должна предстать в особом эстетическом качестве – как творческий замысел.
Содержание хорошее, подлинной картины являетсяпродуманным.Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ. Показать в картине событие6 – значит найти и обобщить широкое идейное содержание. Маленький эпизод может предстать в картине как подлинное событие («Возвращение блудного сына», эпизод – старец встречает сына, но выражена большая эпическая идея – отношение между отцами и детьми).
Творческий замысел – сложившееся в творческом воображении художника конкретное и целостное представление об основном содержании и форме художественного произведения до начала работы над ним. В деталях он постоянно уточняется, обогащается и видоизменяется в ходе практического выполнения. Замысел бывает: эпическим – отражает особенно значительные события; обычно используются монументальные средства выражения, как правило ясная композиция, отчетливо читаемые детали («Последний день Помпеи» - момент кульминации, «Утро стрелецкой казни» - ожидание). В ряде случаев имеет тенденцию перерастания в символический план; символический – Делакруа «Свобода на баррикадах» - женщина – революция). Может быть в любом жанре; драматический (конфликтный) – художник показывает борьбу противоположных сил, как правило показана вся неприглядность неправого; жанровый – героико-романтический (обычно это историко-революционные события), лирико-романтические события (лирические отношения), камерный или интимный замысел (сюжет полон характерных штрихов, часто художник подмечает черты человека в различных будничных эпизодах, вызывающих размышления – Ярошенко «Кочегар»).
К пониманию замысла относят формат. Он тесно связан с внутренней структурой произведения. Часто он указывает путь к пониманию замысла художника. Художник задумывает формат еще до начала работы. Самый распространенный формат – прямоугольник, реже – квадрат. В эпоху Возрождения – предпочтение круглому формату. Овальный формат - эпоха рококо. В формате выражены вкусы эпохи. Выбор формата зависит от того, как художник понимает тему. Формат так же имеет психологическое воздействие на зрителя. Горизонтальный – психологический, поэтапный, повествовательный сюжет, как правило художник стремиться показать действие. Вертикальный – более эмоциональный настрой, композиция приобретает динамику. Квадрат и круг – выражение покоя, действие в таком формате как бы останавливается, внимание зрителя направлено в центре.