Глава 11. история лаковой миниатюры и расписных подносов россии

Одним из красивейших народных искусств России можно назвать расписные подносы. Ярким примером являются уральский и жостовский промыслы. В истории декоративно- прикладного искусства России этот промысел достаточно мо­лод, но и он не избежал влияния единых художественно- стилистических направлений в области украшения и орнамен­тирования. Единственный орнаментальный мотив, украшаю­щий изделие, — это букет цветов. Изображения натуралистич­ны, а цветовая гамма разнообразна. Кажется, что на блюдо или поднос выложили живые цветы. С развитием промысла в орнаментированных изображениях стали использоваться не только цветы, но и ягоды, бабочки. Редкие подарочные изде­лия выполнялись в нетрадиционной манере, например, с ис­пользованием инкрустации из перламутра, поделочных или полудрагоценных камней. Отличительной чертой всех подно­сов можно назвать черный фон, который придает всей изобра­женной композиции определенную декоративность и загадоч­ность, хотя появление именно такого цвета обусловлено осо­бенностью материала, из которого производятся изделия, и технологии производства. Одним из декоративных приемов, украшающих подносы, в частности, жостовские, можно на­звать тонкую ажурную вязь по борту подноса.

Уральские расписные подносы стали изготавливать в на­чале XVIII в., в период развития металлургического произ­водства, связанного также с выпуском листового железа. Яр­кая, многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с про­сечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрун­тованному металлу наносился цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), выполнялась с помощью кисти размашистая роспись в виде веток с цветами или букетов, не­которые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоми­нала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали на­рядное убранство подносов.

На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художни­ков, создающая новое направление росписи, которое при­ближало поднос к декоративному панно. Среди сюжетов, украшавших такие подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи. Деко­ративный характер росписям придавали обрамления в виде гирлянд с цветами, веток, исполненных в один тон. Строгие геометрические формы подносов соответствовали стилю того времени — классицизму. Подносы с сюжетной роспи­сью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным и прочным лаком. Его назы­вали хрустальным за то, что он почти не менял цвета живо­писи. Роспись по красному, синему, зеленому фону усили­вала живописные эффекты.

Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы из­готавливали в селах и деревнях Жостово, Троицкое, Ново- сельцево.

Орнаментальная роспись стала главной темой украшения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюр­морты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение со­ответствовало самой системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без пред­варительного нанесения рисунка. Композиция букета всякий раз исполняется импровизированно. Чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объ­ем цветов и листьев. Делают это путем постепенной прора­ботки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы.

В уникальных работах цветовая гамма росписи обогащает­ся вставками перламутровых пластин, изображениями птиц. Для завершения композиции по краю поля или на пластично развернутых бортах подносов выполняют «золотой» орна­мент, графический рисунок которого подчеркивает живопис­ность росписи.

Уникальным видом народного творчества можно считать лаковую миниатюру. Она выполняется на изделиях, выпол­ненных в технике папье-маше. Материалом для изготовления: служит картон. Ленты его смазывают клеем, навивают на дере­вянные или металлические каркасы, соответствующие размеру и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и просушивают. В ре­зультате такой подготовки материал приобретает новые каче­ства. Его можно пилить, строгать для сборки коробочки, под­клеивать донце, собирая крышку и придавая предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося не­сколько слоев грунта. Высушенную форму подвергают шли­фовке, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю по­верхность покрывают красной краской и закрепляют несколь­кими слоями бесцветного лака. На таком изделии выполняют живопись, которую тоже закрепляют слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Такая отделка превращает шкатулку в изящ­ный предмет. Главным украшением изделий из папье-маше является лаковая живопись, содержание которой необыкно­венно широко по тематике.

История происхождения лаковой миниатюры корнями уходит в русскую иконопись. Первые образцы изделий, вы­полняемые в технике папье-маше, по способу орнаментации напоминают иконное письмо. Лаковая миниатюра — это мелкие художественные изделия: шкатулки, табакерки, коро­бочки и многое другое — всякие мелочи, так необходимые каждой женщине. С учетом вкуса покупателей такой продук­ции складывается своеобразная тематика изображения. Чаще всего это пасторальные сценки, идиллические пейзажи, сцен­ки охоты и развлечений, а также сказки. Но путь к таким сю­жетам был непрост. Чаще всего лаковые промыслы складыва­ются в местах и селениях, где были сильны иконописные тра­диции. Композиции первых лаковых шкатулок напоминали житийные иконы. И расположение клейм, и линейность рас­положения сюжетов, и иконописные традиции в изображе­нии совсем нерелигиозных сюжетов — все говорит о сильных и глубоких традициях в этой области искусства.

В России несколько достаточно известных лаковых про­мыслов. Это Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Каждый из них самобытен и имеет свои отличительные черты. Федо­скинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. Выбор картин для копий опре­делялся их популярностью в русском обществе.

Сюжеты летних и зимних поездок на тройке закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепи­тия», пейзажи Подмосковья стали своеобразным символом России.

Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окруже­нии черного фона коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными то­нами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, световоздушную перспективу, но не отрывается от предмета, не разрушает его целостность. Этому помогают декоративные приемы. Так зимний пейзаж бывает написан на пластине перламутра, занимающей всю крышку коробки. В этом случае ее цветовые переливы вступают в ус­ловные отношения с цветом живописи и придают миниатюре черты декоративности. Пишут федоскинцы и по металлизи­рованному фону, что также создает эффекты декоративного качества. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы от­кровенно декоративного орнаментального оформления изде­лий: цветная клетка-шотландка, роспись «под черепаху», ин­крустация сканью, циновка, напоминающая игру гравирован­ного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками. В характере живописи видно продолжение иконописных традиций, про­являющихся в удлиненных пропорциях фигур людей, в ус­ловном изображении памятников архитектуры и элементов пейзажа. Лаковая миниатюра органично взаимодействует с черным фоном шкатулки или пластины. Фон входит в ком­позицию как его цветовая часть. Композиция миниатюры раскладывается на плоскости в виде фигурной цветовой мо­заики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка при­дает всему изделию законченность и напоминает насечку зо­лотом, а также ювелирные эмали. Палехскую миниатюру обычно сопровождает тонко исполненный орнамент, окру­жающий живопись и деликатно подчеркивающий край кор­пуса или крышки шкатулки.

Мстерский промысел имеет достаточно самостоятельный характер, хотя в основе своей опирается на иконописные традиции, но тем не менее отступает от них в сторону реалистиче­ской трактовки пространства и изображения человека. Мстерская живопись просветленная, из ее композиции исключен черный фон. Миниатюру пишут по закрытому белилами фону. Композиции художников связаны с тематикой сказок, легенд, песен, они полны поэтики и глубокого раздумья. Откровенно живописное решение работ способствует такому прочтению композиций. В Мстере создают вещи, в которых живопись оформляет все стороны небольшого ларчика или расположена фризом по корпусу круглой коробочки. Орнамент в мстерских шкатулках не только сопровождает живописную миниатюру, но и выступает как самостоятельное декоративное средство. Нари­сованный тонкими золотыми линиями орнамент включает в свою систему цвет, акцентирующий главные части композиции как на крышке, так и на боковых сторонах крупных шкатулок и совсем небольших коробочек.

Холуйский промысел близок к палехскому по системе и приемам изображения. Мастера активно используют фон в ор­ганизации плоскости, но применяют для фона не только чер­ный цвет, обогащая колорит живописи, расширяя ее декоратив­ные возможности. Используя некоторую условность в изобра­жении человеческих фигур, мастера Холуя приближают их к нормальным пропорциям, но уделяют много внимания вырази­тельности силуэта, певучести линий. В тематике холуйской ми­ниатюры много сюжетов из русских народных сказок и былин. Используется золотой орнамент, сопровождающий живопись. Его ленты и узлы в некоторых работах занимают много места на корпусе изделия, подчеркивая камерность вещи.

Искусство росписи по металлу и папье-маше — молодое искусство России. Тем не менее это самодостаточное творче­ство, отображающее нравы и вкусы российского народа кон­ца XIX — начала XX в. А подобное творчество, в свою оче­редь, дает возможность лучше узнать интересы и вкусы на­ших предков и формировать свои собственные.


Наши рекомендации