Глава 10. история стекольных промыслов россии

Стекольное ремесло на Руси было известно еще в XI—XII вв. Тесные связи с Византией способствовали разви­тию производства смальты, которая находила широкое при­менение в киевских храмах. Получило распространение изго­товление украшений из стекла, особой популярностью поль­зовались браслеты и бусы. Археологические изыскания подтверждают, что в Киевской Руси было известно и выдув­ное стекло, в частности, шлемовидные сосуды и оконные диски, которые вставляли в круглые отверстия деревянных щитов, закрывающих окна в храмах. В этот период производ­ство стекла ограничивалось рамками мастерских при церквях, где технология не позволяла достичь высоких температур, не­обходимых для получения прозрачного стекла, поэтому стек­лоделы стремились добиться его цветового многообразия. Достоянием стекольного ремесла в Древней Руси следует считать обширную цветовую гамму и стойкую интенсивность цвета.

Говорить о развитии стекольного промысла в России можно с XVII в. Особенностью этого промысла является то, что он изначально формируется как промышленное произ­водство. На императорском заводе производят предметы рос­коши для двора и царской фамилии. На императорском заво­де создаваемые изделия проектировались в существующих ху­дожественных стилистических направлениях: от рококо и классицизма до историзма. Особенностью российского сте­кольного производства является то, что в нем нет никаких глубоких национальных традиций, а некоторые реминисцен­ции русского народного искусства будут реализованы в худо­жественном направлении — историзме, где стили неорусский и псевдорусский заново поднимают интерес к национальной старине. В большинстве своем производство стеклянных из­делий было заимствовано из Западной Европы, в частности, из Италии, где традиции в этом виде творчества очень глубо­ки. Но несмотря на привнесенность промысла, мастера соз­дали неповторимое лицо русского стекла. Мастера импера­торского завода известны своим умением гравировать на стекле, создавать сложные колористические решения.

В середине XVII в. в Московском государстве назревает потребность в организации собственного стекольного произ­водства. Но в это время в России еще не были созданы эко­номические условия, позволявшие развивать различные от­расли мануфактурного производства и стеклоделия, в частно­сти. В силу исторических причин русское художественное стеклоделие начинает свое развитие в форме царского пред­приятия, на котором изготавливали предметы «про обиход великого государя». К 1668 г. относится строительство сте­кольного завода в царском селе Измайлово под Москвой. Первыми стеклоделами на Измайловском заводе были выход­цы из Западной Европы, называемые в России «виницейца- ми». Стилистические особенности венецианского стекла по­лучили признание в русской художественной культуре XVII в.

Формы изделий Измайловского завода, в целом, были близ­ки традиционным формам русской металлической, керамиче­ской и деревянной посуды — это братины, чарки, кадочки.

Тонкостенное стекло Измайловского завода, по качеству близкое западноевропейскому в «венецианском вкусе», не позволяло широко использовать технику гравирования, кото­рая была в это время особенно популярной в декорировании богемского стекла. Но уже в начале XVIII в. гравированный рисунок на стекле становится преобладающим видом художе­ственной обработки изделий.

В конце XVII — начале XVIII в. по указу правительства были основаны новые стекольные заводы, продукция кото­рых традиционно предназначалась для нужд царского двора. В этот период основным потребителем стеклянных изделий становится новая северная столица. Европейский характер петербургской архитектуры требовал совершенно иного, чем в русском зодчестве XVII в., освещения внутреннего про­странства помещений. И потому постоянно растущая потреб­ность в оконном стекле и зеркалах создала необходимость ор­ганизации новых стекольных заводов под Петербургом.

К устройству стекольного производства были привлечены мастера из Западной Европы, в частности, Германии и Боге­мии. Основным видом продукции Ямбургского и Жабинско- го заводов под Петербургом становятся крупные дарственны® кубки и бокалы, декорированные матовым гравированным рисунком. В первые десятилетия XVIII в. активное звучание й русском искусстве стилистики барокко способствовало быст­рому усвоению приемов гравирования по стеклу русскими мастерами, а также художественному осмыслению формы стеклянного кубка как выразителя основного стилистическо­го направления в искусстве стеклоделия эпохи барокко. От­личительными чертами русского гравированного стекла ста­новятся неглубокая, мягкая «живописная» прорисовка, ли­шенная резких очертаний, растительно-орнаментальный декор с цветками ромашки, маргаритки, иногда с круглой ягодкой клюковкой.

Время царствования императрицы Елизаветы Петров­ны — высший этап в развитии русского гравированного стек­ла. На Петербургском стекольном заводе работают преиму­щественно русские мастера, в совершенстве овладевшие тех­никой рисунка и резьбы по стеклу. Поташный хрусталь высокой прозрачности, твердости и блеска оказался превос­ходным материалом для создания на его поверхности пыш­ных орнаментально-растительных композиций в гравирован­ном декоре. Неглубокая матовая гравировка и композицион­ная сдержанность рисунка первой трети XVIII в. уступают место объемно моделированным и орнаментально насыщен­ным композициям. Гравированный декор русского стекла елизаветинского барокко избегает композиционной перегру­женности, арабесковой бесконечности, присущих гравиро­ванному орнаменту богемских и силезских кубков.

Продукция столичных стекольных заводов на протяжении века оказывала влияние на развитие крупных частных ману­фактур, которые, в свою очередь, старались выпускать свои изделия не только по их образцам, но и подражать работам иностранных мастеров. В 1740-е гг. гравировка на стекле за­няла уже достаточно прочные позиции в изделиях купеческих мануфактур. Расцвет гравировального искусства этого време­ни, в основном, был связан с частными фабриками Немчи­новых и Мальцовых. В первые годы существования частные стекольные фабрики выпускали посуду зеленого, реже белого стекла, но в 1730-х гг. в продукции более крупных фабрик все чаще встречаются гравированные или рисованные бокалы, стаканы, кубки. Основными мотивами гравированного ри­сунка на бокалах и штофах купеческих мануфактур были все те же вензеля и гербы, цветы и воинские атрибуты, которые в середине XVIII в. нередко покрывались золотой и черной красками. Наряду с матовой гравировкой в стекле частных фабрик получает распространение шлифованная резьба в виде стилизованных цветков ромашки и орнаментальных композиций.

Во второй половине XVIII в. производство в России худо­жественного стекла продолжает развиваться. Функционируют старые и возникают новые стекольные заводы, как казенные, так и частные. Русские стекольные заводы второй половины XVIII в. в своем производстве ни по качеству, ни по количе­ству изделий не уступают европейским.

В 1780—1790-х гг. облик прозрачного стекла, украшенно­го гравировкой, приобретает иной характер, который законо­мерно связан со стилистическими изменениями, происходя­щими в русском искусстве второй половины XVITI в. Стиль классицизм оказал влияние прежде всего на процесс формо­образования в стекле. Кубки классицизма сдержанны по сво­ему эмоциональному звучанию формы. В 1780-х гг. на смену пышному декоративному оформлению резьбой и гравиров­кой приходит скромная орнаментальная порезка и крупный рисунок с веткой цветов на длинном стебле. Появление этого орнаментального мотива в украшении гравированного стекла связано с увлечением английским искусством, но также было влияние общего декоративного строя росписи фарфора Им­ператорского завода. Изделия, украшенные цветком тюльпа­на, ромашки или гвоздики — так называемой «рисовкой аг- лицкой», — изготавливал завод князя Г. Потемкина; на фаб­риках графа Ф. Орлова тоже отдавали предпочтение этому виду декора.

Надписи-посвящения — это существенная часть декора­тивной композиции, украшающей провинциальное гравиро­ванное стекло, так как именно в них ярко выражен дух го­родской народной культуры. Они подчеркивают раритетность предмета, украшенного гравированным рисунком, его празд­ничное назначение.

Традиционность — явление, в целом, свойственное народ­ному искусству, и характеристика продукции частных стеколь­ных фабрик будет неполной без упоминания о народном стек­ле. Зеленое, реже бесцветное, стекло гутной работы, нередко

расписанное эмалевыми красками, было самым распростр ненным видом продукции мелких купеческих фабрик, харе тер которой формировался под воздействием черкасского' Измайловского стекла. Ориентированное на широкие слои г родского потребителя, стекло частных фабрик обладало трад: ционной пластичностью гутных форм, в тематике его декор тивной росписи преобладали фольклорные мотивы, восход- щие к традициям народного городского искусства, во много близким лубку. Наиболее популярные формы этого стекла штофы, бутыли-сулеи, бочонки-барилки — почти без измене ний существовали на протяжении всего XVIII и даже XIX вй Свою форму бочонки-барилки заимствовали у деревянног бочонка, а обручи последнего в стекле превратились в гофри рованные налепные жгуты. Нередко их поверхность украшал: плоские круглые налепы из стекла, что придавало обычной1 форме ярко выраженный декоративный характер. К концу' столетия формы гутного стекла становятся менее разнообраз­ными, в росписи преобладают однотонные краски, чаще всего белая эмаль, почти не встречаются сюжетные мотивы, в ос­новном, повторяются птицы и цветы. Типичной для этого вре­мени является роспись четырехгранного штофа.

В последней четверти XVIII в. формы стеклянных изде­лий Петербургского завода и крупных частных фабрик стано­вятся более разнообразными. Значительные изменения про­исходят также в их декорировании. В 1770—1780-х гг. появля­ется интерес к цветному стеклу. С этого времени цветное стекло изготавливали завод Г. Потемкина, Бахметьевский и Орловский заводы и другие частные мануфактуры. На По­темкинском заводе производили стеклянные массы разных цветов: фиолетовые, бирюзовые, алые, желтые. Они шли на изготовление посуды самых разнообразных форм, больших декоративных ваз, различных предметов для украшения ин­терьера.

Непрозрачное, бирюзовое стекло по технологии производ­ства родственно «костяной материи», или молочному стеклу, появление которого закономерно связывают с проникновени­ем в Западную Европу экзотического восточного фарфора. Создавая молочное стекло в подражание фарфору, мастера стремились уничтожить основное, специфическое свойство стекла — его прозрачность. Красочное декоративное пятно в росписи стекла «под фарфор» оживляется внутренним светом,

Присущим стеклу. Поэтому молочное стекло в полной мере гИШ1яется оригинальным видом стекла как выражение безгра­ничных художественных возможностей этого материала. ; В России молочное стекло стало появляться в 1760—1770-х гг., когда русский фарфор был чрезвычайно дорог. Тематика и красочная гамма росписи таких изделий близки декору рус­ского фарфора последних десятилетий XVIII в.

Кроме Императорского стеклянного завода «костяную ма­терию» в последнее десятилетие XVIII в. изготавливали на Ьахметьевском заводе в селе Никольское. Продукция этого частного завода по своим высоким техническим и художест­венным достоинствам почти ничем не отличается от изделий из стекла Императорского завода. Художественная продукция высокого качества поставлялась в дома губернской и столич­ной знати, а в начале XIX в. ряд заказов был выполнен для царского двора. Три стекольные фабрики Н. А. Бахметьева выпускали разнообразную продукцию: сортовую посуду из простого стекла для широкой продажи, а одна из них выпус­кала даже хрусталь.

В 1780— 1790-х гг. развивается и переживает период бле­стящего расцвета искусство живописной декорации на бес­цветном и цветном стекле. В украшении стеклянных изделий последнего десятилетия XVIII в. преобладают строгие эле­менты классического орнамента: гирлянды с дубовыми ли­стьями, меандр, «жемчужник», акант, пальметки. Формы из­делий становятся строже, их контуры приобретают более рез­кие очертания. Тулова рюмок, стаканов, кружек нередко обрабатывают вертикальной шлифованной гранью и декори­руют изящной живописью золотом.

Последние десятилетия XVIII в. завершают эпоху станов­ления, развития и расцвета русского художественного стекло­делия. Вместе с тем именно последнее десятилетие века по­служило отправной точкой для возникновения новых художе­ственных направлений в искусстве декорирования стекла, которые нашли свое яркое выражение уже в XIX в. В эти годы вновь возрастает популярность бесцветного стек­ла. Бесцветное стекло явилось переходным этапом к свинцо­вому хрусталю. Грань фацетом (алмазная), столь распростра­ненная в конце XVTII в., превратилась в начале нового века в широкую шлифовку, декорирующую блестящий хрусталь эпохи классицизма.

К концу 20-х гг. активно изготавливается цветное стекл сочетании с бесцветным хрусталем или молочно-белым с лом. Широко стало применяться двух- и трехслойное сте Орнаментировалось такое стекло при помощи той же алм ной грани. Несмотря на господство гранения в декоре, акт1 но продолжает использоваться и роспись, чаще всего разн цветная, по молочно-белому стеклу. Это разные орнамен вензеля, пейзажи, жанровые сцены.

В первой трети XIX в. на Императорском заводе так производили цветное непрозрачное стекло — смальту. Из н делали подставки для декоративных ваз и фарфоров скульптур, вазы глубокого черного или темно-зеленого цве. с бронзовыми позолоченными ручками.

Во второй трети XIX в. в русском художественном стекл' произошли значительные стилевые и технические изменений Основным техническим новшеством было трехслойное стек ло, которое получило широкое распространение. Трехслой' ные стекла украшались иной алмазной гранью: на стекл прорезались бороздки, расходящиеся веером, или в форм звезды, или других геометрических узоров.

Немаловажное значение имело стекло конца XVIII в. и для: развития цветного стекла 1830—1840-х гг. В годы популярно­сти исторических стилей были возрождены традиции произ­водства цветного стекла и живописной декорации на многих отечественных стекольных заводах. В художественное стекло­делие устремились неостили: «китайский», «передневосточный», «византийский» и европейские стили: «греческий», «помпейский», неорококо. Победителем среди всех стилей вы­шел стиль неорококо, сильно отличающийся от своего прооб­раза — рококо XVIII в. — перегруженностью и нарядностью.

Сочетание разных стилей в русском художественном стек­лоделии продолжалось до 1890-х гг., когда на смену им при­шел стиль модерн, стремившийся к растянутым формам и причудливо изогнутым линиям, что хорошо согласовывалось с техникой изготовления стекла. Модерн удержался в художе­ственном стеклоделии дольше, чем в других видах декора­тивно-прикладного искусства. Растянутые и неконструктив­ные геометрические узоры, причудливые травы и цветы стали излюбленными мотивами, которыми покрывались вытянутые вазы с мягкими обтекаемыми очертаниями.

В 1890-х гг. после объединения Императорского стеклян­ного и фарфорового заводов, стеклянный завод перестал про­изводить изделия для продажи и мог не считаться с коммер­ческими соображениями, поэтому качество его продукции значительно улучшилось. Он производил прекрасное цветное многослойное стекло и бесцветный хрусталь. В подражание стекольному заводу в Нанси Императорский завод ввел новую технологию: многослойное цветное стекло обрабаты­валось методом травления плавиковой кислотой. Получался узор, подходивший для стиля модерн: рельефный, одного или двух цветов с многочисленными оттенками на дымчатом или другом светлом фоне внутреннего стеклянного слоя.



Наши рекомендации