Глава 1. декоративно-прикладное искусство древней руси

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.


Наши рекомендации