Глава 11. декоративно-прикладное искусство ближнего и среднего востока

В VII в. произошло политическое объединение племен арабов-кочевников, населявших Аравийский полуостров. Это объединение под эгидой новой, возникшей здесь религии — ислама — повлекло за собой завоевания арабов в Азии, Се­верной Африке, позднее — в Европе. В результате происхо­дит исламизация громадной территории — от Испании на за­паде до Персии на востоке, включая Египет.

Искусство ислама развивалось в отрицании греко-рим­ской античности. В мусульманском искусстве доминирует де­коративное начало. Две основные особенности художествен­ной культуры мусульманских стран — это отсутствие изобра­жений живых существ и любовь к абстрактному декору, особенно геометрическому. Как известно, этот запрет был наложен пророком Мухаммедом, для того чтобы предотвра­тить возрождение идолопоклонства, и потому в первую оче­редь касался мест отправления культа. Но это не ограничива­ло фантазии художников, обратившихся к мотивам деревьев, листьев и цветов, стилизованные изображения которых позже были названы термином «арабески».

Две другие особенности мусульманского искусства — ков­ровые, не терпящие пустот композиции и яркая красочность узоров.

Орнамент. Орнамент в арабо-мусульманском мире суще­ствует не сам по себе, а в комплексе с чрезвычайно важным компонентом, входящим в его канву: словом, словесным из­речением. Это изречение, начертанное, увековеченное для потомков, — обязательный элемент для любого значимого произведения архитектуры или предметного искусства. Вна­чале это были изречения из Корана, вдохновлявшие арабов на завоевание мира, затем — славословия владыкам, увекове­чивавшие их деяния, философско-поэтические высказывания и, наконец, любовная лирика.

Как и в случае с римским декором, не было исконного раз­вития арабского орнамента от становления до расцвета. Арабы опирались в своем орнаментальном творчестве на уже сложив­шиеся декоративные традиции завоеванных ими культур.

Главное прибежище для развития орнаментальных идей в арабо-мусульманском искусстве — архитектурный декор, как ковром покрывающий экстерьеры и интерьеры зданий, вы­полненный в однотонной резьбе или же в цветных мозаиках, фресках, изразцовых покрытиях. В орнаментике мусульман­ского мира существуют несколько типов декора. Это ислими, гирих, куфи и насхи.

В арабо-мусульманской культуре единство между архитек­турой и декором возникает как результат единства их компо­зиционной основы, так как ни орнамент, ни архитектура здесь уже не имеют связи ни с какими смысловыми явления­ми. Само конструктивное членение зачастую приобретает чисто декоративный смысл.

Арабское письмо по своему виду носит чрезвычайно об­разный характер. Само же книжное дело арабского мира на­ряду с архитектурой может служить еще одним великолепным образцом воплощения декоративно-орнаментального прин­ципа. Орнамент из книжной миниатюры обильно покрывает стены зданий, одежды и прочие предметы. Вся миниатюра композицией фигур, ритмом цветовых пятен, графикой ри­сунка создает подчеркнуто декоративный образ.

Но все же искусство стран ислама развивалось незамкну­то и в некоторой мере испытало влияние других культур: Древнего Востока, эллинизма и Китая. Это объясняется ис­пользованием мусульманскими правителями труда мастеров подвластных им стран.

В основном, сфера бытования искусства на мусульман­ском Востоке ограничивалась дворцами и крупными города­ми. Правители и их придворные были главными заказчиками востребованных в столице предметов роскоши.

Ювелирное искусство. В иранском искусстве в Средние века было сравнительно мало украшений, что объясняется суровостью религиозных догм. Национальное своеобразие проявлялось в использовании стилизованных изображений животных. Изделия из серебра свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров, унаследовавших сасанидскую художест­венную традицию: кувшинчики, блюда с гравированным ор- каментом, чеканные вазы с надписями, птицами и цветами иранской работы X — XI вв. Изделия часто имеют надписи с указанием имени автора и даты.

Мусульманские ювелиры особенно любили перегородчатую эмаль. Орнамент состоял из медальонов, в которых на фоне растительных побегов изображены фигуры людей и животных.

Литературные памятники хранят описания безвозвратно утраченных замечательных произведений ювелиров и сокро­вищ халифов VIII в., имевших столько ожерелий, сколько дней в году. Они рассказывают также о серебряном дереве с золотыми ветвями, на которых сидели золотые и серебряные птицы, или о золотых птицах с глазами из драгоценных кам­ней и эмалевыми перьями.

При Сельджуках декор ювелирных изделий многократно усложняется. Производится большое количество частично или целиком позолоченных серебряных изделий. С конца X—XII в. в ходу серебряные с чернью блюда и ларчики, укра­шенные арабесками и розетками с куфическими надписями.

Стихийные раскопки в Гургане (к юго-востоку от Каспий­ского моря) открыли серебряные и золотые сосуды с филигра­нью, зернью и инкрустацией драгоценными камнями. Это были клады времен монгольского нашествия. Эмиграция иран­ских ювелиров, бежавших от захватчиков, способствовала рас­пространению их традиционных орнаментальных растительных и анималистических мотивов в искусстве других стран.

Керамика. Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, по­служили китайские фарфоровые изделия, завезенные на ру­беже VIII — IX вв. В Месопотамии, Египте, Турции и осо­бенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром, тонко об­точенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского го­рода Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецко­го города Изника.

Керамические центры Узбекистана, Таджикистана и Туркмении имеют наиболее ценные исторически сложившие­ся традиции, которые сохраняются в творчестве современных мастеров. Привычно связанная с повседневным бытом кера­мика представлена разнообразной по назначению посудой и сопровождающей ее игрушкой.

По художественным особенностям и приемам изготовле­ния среднеазиатскую керамику делят на два вида: лепную (более древнюю) и поливную (исторически сложившуюся много позже).

Лепную керамику представляет искусство мастериц Тад­жикистана, живших в горных районах республики. В отличие от поливной керамики, выполняемой на гончарном круге мужчинами, древнюю традицию ручной лепки бытовых кера-i мических сосудов хранят женщины. Эта керамика выполня­ется для узкого круга потребителей, она имеет конкретную предназначенность бытового использования (кувшины для воды, сосуды для молока, рукомойники, маслобойки, чаши). Их формы приземисты и тяжеловесны. Несложные налепы в виде точек или волнообразной линии украшают эти сосуды. Ручки массивны и добротно соединены с туловом и горлови­ной сосуда. Иногда и на них появляются налепы, обогащаю­щие силуэт ручки, но сделанные для удобства пользования.

Поливную керамику изготавливают преимущественно на гончарном круге и покрывают для предохранения красочной росписи прозрачной глазурью — поливой. В тех случаях, ко­гда гончарный сосуд имеет гладкую поверхность или сдер­жанно украшен лепными поясками, для его декорирования рельефными деталями используют глухую цветную глазурь, которая покрывает сосуд потеками, придающими живопис­ность строгой форме сосуда. Гончарная поливная керамика отличается выразительной формой, а ее оформление — кра­сочностью крупных орнаментальных мотивов, представляю­щих по схеме построения необычайное разнообразие розеток, как правило, обрамленных несложной каймой или гладким пояском. Особенно характерно такое оформление для таре­лок, мисок, чашек, имеющих открытую и замкнутую по краю поверхность, удобную для росписи. Принцип симметричного расположения элементов орнамента и откровенно ритмично­го повторения мотива является наиболее распространенным практически во всех керамических центрах. Так декорируют большие блюда и маленькие блюдечки, сосуды с крышкой для кислого молока и кружки. Этот принцип не создает жест­кости рисунка в орнаменте, поскольку роспись выполняется свободно, от руки, а цвет керамических красок-глазурей из­меняется при обжиге и смягчается по контуру.

Палитра цветов также разнообразна. И наряду с голубым {бирюзовым) цветом, символически обозначающим воду и Небо, в росписи некоторых гончарных центров отдается пред­почтение сочетаниям зеленого с коричневым, черного с голу­бым. Около X в. в Персии рождается искусство люстрирования и распространяется по исламским регионам. Люстр соз­давался с целью имитации посуды из золота и серебра, поскольку употребление утвари из драгоценных металлов за­прещалось Кораном. Люстром, включающим в себя соли смоляных кислот и оксиды металлов, покрывалось уже глазу­рованное и обожженное изделие и подвергалось затем треть- ому, так называемому восстановительному, обжигу. При вы­сокой температуре происходило химическое восстановление металлов на поверхности сосуда. Лучшими образцами пер­сидской люстрированной керамики считаются рейские фаян- сы: блюда, бокалы, чаши, расписанные фигурками людей и зверей — верблюдов, леопардов, длинноухих зайцев. К XVI—XVII вв. относятся «металлические» бутыли для шер­бета, чаши для риса и вазы для цветов с большим централь­ным отверстием, окруженным маленькими боковыми; тонкие керманские и гомрунские полуфаянсы в «китайском духе». Мастера Гомруна создали даже ажурные изделия, пытаясь имитировать китайскую технику «рисового зерна».

Ковроделие. Не менее известны миру культура и искусство восточного ковроделия. Можно сказать, что Восток — родина ковров. Восхитительная красота и превосходное качество пер­сидских ковров известны по всему миру. Нет ни одной стра­ны, в истории, культуре и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Иране. Мебели в иран­ских домах немного, и роль главного элемента домашней об­становки выполняют ковры. В основном, здесь распростране­ны ворсовые ковры. Ворсовые ковры ручной работы иначе на­зывают коврами узелковой структуры. Они имеют с лицевой стороны ворс, образованный узорообразующим шерстяным утком. Ворсовая поверхность такого ковра состоит из отдель­ных узелков цветной шерстяной пряжи (цветного узорообра- зующего утка), их ровно подстриженные кончики вместе со­ставляют ровную ворсовую поверхность. Плотность ворсовых ковров достигает 400 тысяч узлов на 1 м2. Родина ворсового ковра — страны Востока: Персия, Турция, Индия, а также Средняя Азия и Кавказ. Ворсовые ковры как вид народного декоративного искусства прошли тысячелетний путь развития. Персия, по мнению многих специалистов, — родина ворсово­го ковроделия. Здесь этот вид производства был развит уже в III в. и достиг совершенства в XVI столетии. В зависимости от места изготовления персидские ковры — ферганские, шираз- ские, хамаданские, хорасанские — различаются орнаментикой, цветовой гаммой, плотностью и высотой ворса. Наиболее до­рогие керманские ковры, тонкие, плотные, мягкие, нежного гармоничного колорита с преобладанием разных оттенков зе­леного и оранжевого цветов. Самый распространенный рису­нок персидского ковра — помещенный в центре поля медаль­он в виде розетки, ромба или овала, от которого во все сторо­ны расходится растительный узор. Нередко встречаются композиции без центральной фигуры, с фоном, сплошь запол­ненным одинаковыми мотивами, но с обязательной широкой тройной орнаментальной полосой.

В мотивах туркменского орнамента в предельно обобщен­ной форме переданы образы реальной действительности, ок­ружающей природы, жизни и быта туркменского народа. Для туркменских ковроделов характерны насыщенная густо-крас­ная тональность, иногда переходящая в красновато-корич­невый тон, и строгое, ритмичное медальонное построение. Основными элементами туркменского орнамента являются медальоны «гёли», многократно повторяющиеся в централь­ном поле туркменского ковра. «Гёли» подразделяются на три типа: салорский, йомудский и эрсаринский. Медальоны- «гёли» туркменского ковра отражают сложную систему пред­ставлений древних скотоводческих племен, населявших эту территорию, о мироздании. Ученые видят в «гёли» условное, орнаментированное изображение загона для скота или усадь­бы с водоемом, обсаженным деревьями. Более верным объяс­нением можно считать то, что «гёли», например, салор­ский, — это родовой знак, знак одного племени или рода (та­ким родовым знаком клеймили скот, чтобы не спутать и не растерять). Этот знак, тамга, сам по себе непременно отобра­жал нечто важное для рода, характерное, приметное, это мог­ло быть и условное изображение загона для скота.

Мусульманский мир — один из самых молодых. Тем не ме­нее прикладное искусство самостоятельно и самодостаточно. Возможно, это связано с тем, что этот мир появился не на пус­том месте, а на территории Древнего Востока, где существовало разнообразное и сильное искусство. Черпая силу из прошлого, наполняя искусство новым религиозным видением, на земле арабов сложилась и развивается восхитительная культура.


Наши рекомендации