Раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие является достаточно ком­пактным литературным источником, способным через закре­пляющие тесты познакомить студента с историей возникно­вения и развития декоративно-прикладного искусства.

Эта область деятельности человека невероятно разнооб­разна и уходит в истории своего развития в глубокую древ­ность. Уже приемы наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) могут быть рассмотрены как первые варианты реализации творческого начала человека. Не вдаваясь в под­робности смыслового значения изображенных фигур, можно сказать, что графическая подача, декоративность всего изо­бражения и принципы организации элементов по всем сте­нам, т.е. графической плоскости, уже несут в себе все при­знаки декоративно-прикладного искусства. Эта пещера была прозвана «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Такое сравнение с известной работой Микеланджело не слу­чайно, так как роспись пещеры выражает духовные устремле­ния и творческую волю людей, создавших собственное изо­бразительное искусство. Силу зверя, его величие, красоту зве­ря в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что передали с закон­ченным мастерством «живописцы» пещер позднего палеоли­та. Фигуры разбросаны по стенам, не связаны друг с другом, не образуют общей живописной композиции, но каждая в от­дельности представляет вполне законченную композицию, иногда написанную одна поверх другой. В пещере Ласко уже встречается попытка изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом.

Деятельность человека в области декоративно-прикладного искусства осложняется самой сутью этой области мате­риальной культуры. Все, что не производит человек для соб­ственных каждодневных нужд, превращается в предметы «прикладные». Создавая эти изделия не только как утилитар­ные, но и как декоративные (нанося ли орнамент, вырезая ли участок в форме, напаивая проволоку или каст для камня), человек вкладывал в эти изделия определенный смысл: знаки на поверхности сосуда могут быть охранными, выполнять функцию оберега. Ритмические построения, конфигурация элементов, их цветовое решение и расположение на самом предмете, сделанном древним мастером, созданы по всем за­конам композиции.

Что это? Каким образом древний мастер постигал законы формообразования, пропорциональных сочленений, гармо­ничных сочетаний как элементов между собой, так и цвето­вых пятен?

Возможно, то, что мы сегодня называем законами компози­ции, есть не что иное, как сублимированные знания о гармо­нии форм и элементов многих и многих поколений, разных на­родов и времен. Такими же сублимированными знаниями об окружающей среде, природных силах являются как сами пред­меты прикладного искусства, так и мотивы, их заполняющие.

История человечества огромна и продолжительна. Уже к началу нашей эры большинство предметов прикладного ис­кусства имели сложившуюся форму и приемы декорирова­ния. Примером тому могут служить посуда, оружие, украше­ния. Как форма, так и специфика декорирования исходит из самого назначения изделий: из тарелки едят, кольцо носят на пальце, холодным оружием обороняются от врага и так далее. Чего бы ни коснулся человек, форму предмета определяет прежде всего его суть, его функция. Может, поэтому, как только исчезают суть и функция, исчезает и сам предмет.

Форма в предметах прикладного искусства играет немало­важную роль. Таким образом, чаще можно встретить изделия с осью вращения, обтекаемых силуэтов. Чуть реже — изде­лия, своими очертаниями приближенные к квадрату и прямо­угольнику, которые несут в себе признаки пропорциональных отношений. Известный древнегреческий мыслитель и мате­матик Пифагор Самосский (IV в. до н. э.) считал, что квадрат в большей степени, чем любая другая фигура, несет в себе об­раз «божественной природы». Это была его любимая матема­тическая фигура, которая символизировала высокое достоин­ство, так как прямизна углов передает целостность, а качест­во сторон способно устоять перед силой.Для обозначения видов прикладного искусства искусство­знание применяет два рода понятий. С одной стороны, такие понятия, как «художественный фарфор», «художественная ткань», «художественная обработка дерева», «художественная обработка металла», а с другой — «мебель», «посуда», «одеж­да». Это значит, что виды прикладного искусства принято различать либо по материалу, либо по выполняемым предме­тами утилитарным функциям. И все же классификацию при­кладных искусств по материалу нельзя признать удовлетвори­тельной, потому что те же самые материалы, которые исполь­зуются в прикладном искусстве, служат и искусствам изобразительным. Другие понятия (мебель, посуда и т. д.) ох­ватывают большие группы предметов, имеющих аналогичную практическую функцию, для которой различие материалов имеет уже второстепенное значение. Такая концепция более верна потому, что она содержательна, а не формальна.

Орнамент, орнаментальные мотивы, часто встречающиеся на художественных изделиях, строятся по тем же архитектур­ным законам, что и сама форма. А значит, и геометрические виды отдельно встречающихся орнаментальных мотивов бу­дут стремиться к гармонии и простым пропорциям. Произве­дением прикладного искусства является не орнамент сам по себе, а орнаментированный предмет, обладающий определен­ной, функционально и конструктивно обусловленной фор­мой, окраской, фактурой. Орнаментация поверхности пред­мета имеет целью выделить его среди других. В этом смысле орнамент можно было бы назвать «архитектоникой поверхно­сти» предмета. Орнаментальный узор располагается на поверхности и оформляет ее. Орнамент не может помочь предмету исполнять его практические функции, он не может сделать вещь более удобной, более конструктивно целесооб­разной, более дешевой. Орнамент развивает и обогащает художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Орнамент способен это сделать прежде всего пото­му, что, выделяя те или иные части поверхности предмета, он помогает «построить» её так, как это нужно для решения об­щей эмоционально-выразительной задачи.

Следует также отметить немаловажное значение техниче­ских приемов, способов технологической обработки материа­лов, из которых создавались художественные изделия. С ис­торией развития человеческого общества меняется, усложня­ется обработка материалов. Яркий тому пример — история художественной обработки металла. На ранних этапах металл выливали в формы. Этот способ обработки диктовал и саму конфигурацию предмета. Такие изделия отличаются просто­той форм, несложностью геометрического вида и самым про­стым декорированием. Как только металл научились ковать, вытягивать, сразу усложнилась как форма изделий, так и спо­собы их украшения. Историю в предметах можно проследить на примере одного и того же украшения — колта. Колты X в. просты и лаконичны, колты же XII в. отличаются слож­ностью силуэта, они могут быть объемными и часто украше­ны сложным, витым из проволоки орнаментом. Таким обра­зом можно рассмотреть различные материалы, с которыми соприкасался человек. Каждый из них, будучи популярным, актуальным и широко использующимся в свое время, формировал ту или иную школу, то или иное художественное направление.

На основе знаний о истории различных материалов и способах их обработки, происхождении и развитии художест­венных стилей и направлений, а также своеобразия различ­ных ремесленных школ была составлена программа предла­гаемого курса «Декоративно-прикладное искусство» и кон­трольные тест - вопросы.

Пособие состоит из двух разделов. Это обусловлено осо­бенностью русского декоративно-прикладного искусства и глубокой традицией народных промыслов, которая уходит еще в славянское язычество.

Первый раздел включает в себя историю древних при­кладных искусств, а также западноевропейское прикладное искусство нашей эры. Второй раздел описывает искусство Руси от ранних форм прикладного искусства и его связи с язычеством до развитых народных промыслов России конца XIX — начала XX вв.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. РАЗДЕЛ I

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1

1. Производство каких сосудов было распространено в Древнем Египте?

а) лаковых;

б) деревянных;

в) стеклянных;

г) каменных.

2. Какого цвета глазурь для египетского фаянса была популярна?

а) синяя и зеленая;

б) желтая;

в) красная;

г) черная.

3. С какой династии в Древнем Египте известно стекло?

а) с VI;

б) с IV;

г) с XI.

в) с XVII;

4. С чем связывают происхождение стекла в Древнем Египте?

а) с техническим прогрессом;

б) с ведением войн;

в) с появлением фаянса и глазури;

г) с добычей металлов.

5. Стул какой новой формы появился в Древнем Египте?

а) стул со спинкой;

б) стул с круглым сиденьем;

в) стул с тремя ножками;

г) складной стул.

6. Какого вида зеркала существовали в Древнем Египте?

а) хрустальные;

б) металлические;

в) стеклянные;

г) лаковые.

7. Какой принцип лежит в основе минойского декора?


 

а) сопричастность;

б) образность;

в) регулярность;

г) индифферентность.

8. При помощи каких материалов решался вопрос полихромии в египетских золотых украшениях?

а) цветных паст;

б)раскраски;

в) эмалей;

г) цветных камней.

9. Каким орнаментом украшались глиняные изделия эпохи палеолита?

а) расписанным;

б)вылепленным;

в) гравированным;

г) не было орнамента.

10. Благодаря чему керамические изделия стали водонепроницае­мыми?

а) открытию глазури;

б) металлическим накладкам;

в) двойному слою глины;

г) тройному обжигу.

11. Каким способом изготавливались различные стеклянные пред­меты?

а) вырезанием из природного стекла;

б)прессованием;

в) выдуванием;

г) склеиванием.

12. В чем особенность золотых сосудов из Микен и Трои?

а) сдержанность цветовых решений;

б) разнообразие цвета;

в) использование гравирования;

г) объемные орнаментальные мотивы.

13. Найдите древнеегипетское ювелирное украшение.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

14. Как называется орнамент Древнего Египта?

а) пейзажный;

б) линейный;

в) растительный;

г) фантастический.

15. Какой орнаментальный мотив характерен для эпохи Эхнатона?

а) меандр;

б) волюта;

в) спираль;

г) крест.

16. Какой древней культуре присущ орнамент, построенный на соче­тании простейших геометрических форм?

а) Криту;

б) Древнему Риму;

в) Древней Греции;

г) Месопотамии.

17. Какой мотив был наиболее популярен в орнаментике Месопо­тамии?

а) крылатый бык;

б)волна;

в) цветок лотоса;

г) сфинкс.

18. Какой мотив характерен для Эгейского мира?

а) раковина;

б) квадрат;

в) меандр;

г) ленточная спираль.

19. Какая тематика росписи характерна для ваз «стиля камарес»?

а) морская;

б) гражданская;

в) звездная;

г) пасторальная.

20. Какой формы сосуды были распространены в эгейской культуре?

а) в виде сидящей птицы;

б)квадратные;

в) в виде головы человека;

г) в виде льва.



ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 2

1. Что было характерно для древнегреческого искусства?

а) гармоничное сочетание жизнеподобия и меры;

б) отсутствие гармонии;

в) преобладание условностей;

г) отсутствие пропорциональных отношений.

2. Что можно сказать о древнегреческой керамике?

а) чрезмерная декоративность;

б) эстетика целесообразности;

в) отсутствие функциональности;

г) эстетика красоты.

3. Какой вид прикладного искусства (материал) активно развивает­ся в Древней Греции?

а) мозаика;

б)стекло;

в) эмаль;

г) керамика.

4. Каковы характерные черты архаического греческого орнамента?

а) геометричность;

б) жанровость;

в) изобразительность;

г) сюжетность.

5. Какому периоду принадлежит «краснофигурная роспись» на ке­рамических сосудах?

а) VI в. н.э.

б) VI в. до н.э.

в) XI в. до н.э.

г) III в. н.э.

6. Какую технику в обработке древесины знали древние греки?

а) интарсия;

б) выемчатая резьба;

в) масверк;

г) фанерование.

7. Какую конструкцию имела древнегреческая мебель?

а) четкую, отвечающую свойствам материала;

б) сложно-конструктивную;

в) с отсутствием четкости;

г) с выраженным несоответствием формы материалу.

8. Что использовалось древними греками для хранения одежды?

а) комод;

б) шкаф;

в) секретер;

г) сундуки различных типов.

9. Что такое клисмос?

а) стул с серповидными ножками;

б)тип стола;

в) вид ножа;

г) тип орнамента.

10. Где впервые встречается «функциональное решение среды»?

а) Древний Египет;

б) Скифия;

в) Древний Рим;

г) Древняя Греция.

11. Что свойственно всем художественным изделиям Древнего Рима?

а) откровенная украшательность;

б)аскетизм;

в) целесообразность формы;

г) яркая функциональность.

12. Какой способ обработки металла был распространен в Древней Греции?

а) гравирование;

б) инкрустация;

в) чернение;

г) торевтика.

13. В чем своеобразие золотых изделий в Древней Греции?

а) простые по форме;

б) конструктивно сложные;

в) использование металлов разных оттенков;

г) обилие цвета.

14. Что характерно для классического древнегреческого ювелирного искусства?

а) матовый блеск золота;

б) яркий блеск золота;

в) яркая полихромия;

г) золото не использовалось.

15. Какой орнаментальный мотив становится ведущим под влиянием Востока?

а) волюта;

б)волна;

в) пальметта;

г) меандр.

16. Какой камень характеризует прикладное искусство восточных земель IV в. до н.э.?

а) янтарь;

б) бирюза;

в) амальдин;

г) яхонт.

17. Какой изобразительный мотив был основным в ювелирных укра­шениях скифов?

а) олень;

б)звезда;

в) цветок;

г) квадрат.

18. Какое новшество появилось в искусстве изготовления стеклян­ных изделий?

а) гравирование стекла;

б)прессование;

в) бесцветное с текло;

г) выдувание стеклянных изделий.

19. Что такое камейное стекло?

а) одноцветное стекло;

б) использование двух и более разноцветных слоев;

в) стекло с разводами;

г) каменное стекло.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru 20. Найдите скифское украшение.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 3

1. В чем особенность декоративно-прикладного искусства Византии?

а) в монотеистической направленности;

б) в эстетике красоты;

в) в политеистической направленности;

г) в самобытном развитии.

2. Как можно назвать искусство, развивавшееся при императорах Македонской династии (IX—X вв.)?

а) застой;

б)дворцовое;

в) искусство Возрождения;

г) расцвет.

3. Как называется художественный стиль в прикладном искусстве IV-VII вв.?

а) византийский ренессанс;

б)неоримский;

в) каролингское возрождение;

г) византийский антик.

4. Какой период в искусстве повлиял на становление византийского искусства?

а) эллинизм;

б)готика;

в) классика;

г) архаика.

5. Что является особенностью разнообразных жанров и направле­ний прикладного искусства Византии?

а) отсутствие единого композиционного решения;

б)разрозненность;

в) отсутствие единого формообразования;

г) единство изобразительного решения.

6. Обработка каких материалов достигает апогея в Византии под влиянием классического искусства?

а) стекла;

б)золота и серебра;

в) дерева;

г) камня;

7. Что характеризует орнамент Византии?

а) переработка мотивов в сторону абстрагирования;

б) зооморфный стиль;

в) стилизация природных форм;

г) реалистический стиль.

8. Назовите самый популярный орнаментальный мотив Византии.

а) виноградная лоза;

б) крестоцвет;

в) пальметта;

г) пучки трав.

9. Как строятся орнаментальные композиции в византийском орна­менте?

а) как многопространственные композиции;

б) как ступенчатые композиции;

в) по принципу простого пересечения;

г) по принципу криволинейного сочленения.

10. Какое искусство расцветает в период иконоборчества?

а) изобразительное;

б) жанровое;

в) бессюжетное орнаментальное;

г) пейзажное.

11. Какой орнаментальный мотив доминирует в византийских меда­льонах из драгоценных металлов?

а) сочетание двух крестов;

б)овы;

в) сочетание двух завитков;

г) краббы.

12. Какое искусство распространяется благодаря греческому вли­янию?

а) торевтика;

б) эмаль;

в) резьба по камню;

г) витраж.

13. Что является особенностью бессюжетного орнамента периода иконоборчества?

а) геометризация;

б) зооморфность;

в) сюжетность;

г) натуралистичность.

14. Что такое «резьба «в оброн»?

а) филигрань по стеклу; в) ажурная скань;

в) филигрань с изъятием фона;

г) тиснение.

15. Как называется золотой овальный медальон для хранения ре­ликвий?

а) касонне;

б)камарес;

в) клисмос;

г) энколпион.

16. Найдите ювелирное изделие из Византии.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

17. Какое направление доминирует в ювелирных изделиях Византии?

а) языческое;

б)культовое, религиозное;

в) светское;

г) дворцовое.

18. Какой способ обработки металлов принес славу византийским златокузнецам?

а) гравирование;

б) эмаль;

в) скань;

г) чернение.

19. Найдите культовое византийское изделие.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

20. Найдите византийский орнамент.

 

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 4

1. С какого века на средневековом Западе начинают распростра­няться технологические достижения?

а) с XI;

б) с XX;

в) с VIII;

г) с XVI.

2. Где начинает совершенствоваться сельскохозяйственная тех­ника?

а) города;

б) ремесленные цеха;

в) монастыри;

г) рыцарские донжоны.

3. Что было новым элементом в декорировании мебели средневеко­вой Франции?

а) детали из камня;

б) резной орнамент;

в) кованые железные накладки;

г) пластины из кости.

4. Чем покрывалась средневековая мебель?

а) слоем лака;

б) слоем олифы;

в) росписью;

г) слоем краски.

5. Что было универсальным предметом мебели в Средневековье?

а) сундук;

б) стол;

в) комод;

г) буфет.

6. Какой тип кровати под влиянием Востока распространился с XII в.?

а) кровать на подъеме;

б) двухъярусная кровать;

в) кровать с балдахином;

г) металлическая кровать.

7. Когда и где вновь возродилось производство стекла?

а) Рим, XIII в.;

в) Равенна, VIII в.;

б) Венеция, XIII в.;

г) Лимож, XIV в.

8. Какие изделия из стекла изготавливались в эпоху Средневе­ковья?

а) витраж;

б) предметы интерьера;

в) посуда;

г) украшения.

9. С чего начинается развитие ремесел в эпоху Средневековья?

а) с развития сел;

б) с усиления власти церкви;

в) с изменения границ;

г) с развития городов.

10. Как передавались технические знания в эпоху Средневековья?

а) лучшему мастеру;

б) через монастыри;

в) по наследству;

г) от матери к сыну.

11. Что характерно для раннего готического интерьера?

а) каменные полы;

б) дощатые или кафельные полы;

в) земляной пол;

г) мозаичный орнамент на полу.

12. Что характерно для готического формообразования?

а) копирование в дереве церковной архитектуры;

б) копирование природных форм;

в) абстрагирование;

г) синтез изобразительного и геометрического.

13. Что сыграло большую роль в развитии мебельного искусства?

а) развитие гражданского строительства;

б) изобретение лесопильни;

в) изобретение новых технологий;

г) использование новых пород дерева.

14. Какой термин использовался для обозначения искусства?

а) «нео»;

б) «art»;

в) «антик»;

г) «ars».

15. Какой жанр прикладного искусства жанр прикладного искусства стал монополией Франции с XIII в.?

а) финифть; в) резьба по дереву;

б) резьба по кости; г) чеканка по серебру.

16. Что такое «Масверк»?

а) орнаментальный мотив;

б) вид обработки металла;

в) тип камня;

г) сложное переплетение линий, проложенных циркулем.

17. Найдите ювелирное изделие готики.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

18. Что можно назвать симптомом перехода от романского стиля к готическому в прикладном искусстве?

а) появление светских мотивов;

б) появление абстракционизма;

в) появление геометрических мотивов;

г) появление перспективы.

19. Какие типичные черты присущи раннесредневековым изделиям ювелирного искусства?

а) применение расписной финифти;

б) применение техники холодной эмали с крупными кабошонами;

в) симметричность композиций;

г) использование ограненных камней.

20. Что такое «краббы»?

а) столовые приборы;

б) орнаментальный мотив;

в) инструменты;

г) женское украшение.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 5

1. Каков характер формообразования в эпоху Ренессанса?

а) преобладание украшательства;

б)целесообразный;

в) рациональный, планомерный;

г) религиозный.

2. Какое эстетическое кредо эпохи Ренессанса сформулировал Леон Батиста Альберти в своем трактате «О зодчестве»?

а) утилитарность;

б) синтез красоты и пользы;

в) разрушение формы;

г) отсутствие единства.

3. Как иначе можно назвать мебель Ренессанса?

а) «подвижная»;

б) неудобная;

в) статичная;

г) функциональная.

4. Что характеризует мебель Ренессанса?

а) отсутствие декора;

б) асимметричность;

в) четкая форма, активное использование в оформлении архи­тектурных элементов;

г) форма, построенная на криволинейных мотивах.

5. Какая техника в обработке дерева начинает распространяться после изобретения станка для выработки тонких листов древе­сины?

а) инкрустация;

б)фанерование, прием интарсии;

в) морение;

г) рельефная резьба.

6. О каком предмете интерьера можно сказать: «для хранения и пе­ревозки вещей, скамья и традиционная принадлежность прида­ного невесты»?

а) о кассоне;

б)о кровати;

в) о комоде;

г) о клисмосе.

7. Какой новый тип мебели появился в эпоху Ренессанса?

а) кресло;

б) посудный шкаф и секретер;

в) кровать;

г) диван.

8. Какой материал преобладает в отделке стен домов во Франции, Голландии, Германии эпохи Ренессанса?

а) стекло;

б) мрамор;

в) глина;

г) дерево.

9. Что характерно для эстетики второй половины XVI в.?

а) преобладание духовности;

б)рационализм;

в) роль фантазии и свобода творчества;

г) мистицизм.

10. Какой новый вид керамики появился в Италии эпохи Ренессанса?

а) фарфор;

б) полуфаянс;

в) майолика;

г) каменная масса.

11. Какой мастер впервые употребил технику глазурования в круглой скульптуре и рельефах?

а) Лука дель Роббиа;

б) Лоренцо Медичи;

в) Бенвенуто Челлини;

г) Маттео ди Альвице.

12. Что такое альбарелли?

а) тип стула;

б) античные сосуды эпохи Возрождения;

в) орнаментальный мотив;

г) мужское ювелирное украшение.

13. Как называли венецианское дутое с текло?

а) костяное;

б) гутное;

в) хрустальное;

г) зеркальное.

14. Какой прием декорирования был излюбленным у итальянских мастеров-стеклодувов?

а) финифть;

б) филигрань;

в) резьба;

г) рельеф.

15. Для чего применяли в стеклоделии роспись и золочение?

а) скрыть дефекты;

б) для увеличения стоимости изделия;

в) усилить декоративный эффект;

г) для соответствия духу времени.

16. Какой самый характерный орнаментальный мотив ренессансного декора?

а) арабески;

б) пальметта;

в) гротеск;

г) картуш.

17. В чем заключается особенность ренессансных ювелирных укра­шений?

а) подчеркивание формы изделия;

б) неиспользование растительных орнаментальных мотивов;

в) использование поделочного камня;

г) подчеркивание изысканности обработки.

18. Найдите итальянскую майолику.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru

19. Где на флорентийских деревянных сундуках, в основном, распо­лагался орнаментальный мотив?

а) на дне сундука;

б) в левом углу;

в) в центре прямоугольной резной рамы;

г) на крышке.

20. Какие мотивы господствуют в композиционных структурах эпохи Возрождения?

а) уравновешенные;

б)неуравновешенные;

в) асимметричные;

г) динамичные.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 6

1. Какое производство стало называться «мануфактурой»?

а) цеховое производство;

б) производство, основанное на разделении труда;

в) производство, где работу от начала и до конца выполняет один мастер;

г) механизированное производство.

2. Какое дело распространяется в связи с потребностью в рос­коши?

а) мебельное;

б) эмальерное;

в) строительное;

г) шелкоделие.

3. Какой вид деятельности становится специальным в художествен­ной мануфактуре?

а) проектирование;

б) декорирование изделия;

в) конечная отделка изделия;

г) отливка формы.

4. Какой мотив широко применяется в орнаменте барокко?

а) гротеск;

б) акантовый лист;

в) завиток;

г) ов.

5. Какой орнаментальный мотив получил распространение в немец­ких резных шкафах?

а) гирлянды;

б) крест;

в) ромб;

г) трельяж.

6. Как иначе называют стиль барокко?

а) стиль Елизаветы I;

б) «стиль иезуитов»;

в) гротеск;

г) стиль Людовика XIV.

7. К чему привели изогнутые поверхности в мебели?

а) к отделке бронзовыми накладками;

б) к отсутствию функциональности;

в) к обилию изделий лаковой работы;

г) к использованию новых пород дерева.

8. Чем заменяется резной декор в мебели стиля барокко?

а) бронзовыми накладками;

б) выжиганием;

в) панелями из кости;

г) росписью.

9. Что было организовано в 1662 г. братьями Гобеленами?

а) союз художников-чернодеревщиков;

б) фарфоровая мануфактура;

в) Королевская мануфактура гобеленов;

г) союз французских ткачей.

10.Назовите имя известного мастера-мебельщика эпохи барокко.

а) Анри ван де Вельде;

б) Андре Шарль Буль;

в) Шарль Лебрен;

г) РенеЛалик.

11. Что такое техника «пике»?

а) мозаика из драгоценных камней;

б)тип филиграни;

в) инкрустирование мебели черепаховым панцирем;

г) инкрустирование перламутром.

12. Назовите ведущий орнаментальный мотив в работах А. Ш. Буля.

а) крупные симметричные мотивы стилизованной лозы;

б) цветочные гирлянды;

в)асимметричные завитки;

г) человеческие головы.

13.Какой драгоценный камень становится ведущим в ювелирном деле барокко?

а) аквамарин;

б) бирюза;

в) алмаз;

г) бриллиант.

14.Как называется орнамент, имитирующий вырезанный зубцами и украшенный кистями занавес?

а) картуш;

б) ламбрекен;

в) гротеск;

г) акант.

15.Как называли голландский фарфор XVII в.?

а) делфтский;

б) венский;

в) севрский;

г) фантазийный.

16. Какая керамика достигла расцвета во Франции?

а) со свинцовой глазурью;

б) с оловянной глазурью;

в) с прозрачной глазурью;

г) с матовой глазурью.

17. Каков главный формообразующий элемент ювелирных изделий XVII в.?

а) цветочный;

б) геометрический;

в) звериный;

г) человеческий.

18. Что стало играть ведущую роль в ювелирных изделиях во второй половине XVII в.?

а) драгоценный камень;

б) цветная паста;

в) эмаль;

г) недрагоценный металл.

19. Кого называют главой нового художественного направления в декоративном искусстве XVII в.?

а) Шарль Лебрен;

б) Губиа дель Роббио;

в) Гобелен;

г) Джотто ди Бондоне.

20.Найдите ювелирное украшение эпохи барокко.

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 7

1. Какие мотивы становятся популярными в эпоху рококо?

а) американские;

б)китайские;

в) русские;

г) древнеримские.

2. Какая мебель выпускается братьями Мартэн?

а) с глубокой резьбой;

б) с инкрустацией;

в) в технике черного лака;

г) расписная.

3. Назовите известное североевропейское производство фарфора.

а) Мейсенская мануфактура;

б) Венсенская мануфактура;

в) Севрская мануфактура;

г) Петербургская мануфактура.

4. Какая самая известная французская фарфоровая мануфактура?

а) Венская;

б) Севрская;

в) Венсенская;

г) Парижская.

5. Что такое бисквит?

а) глазурованный фарфор;

б) расписной фарфор;

в) фарфор с позолотой;

г) неглазурованный фарфор.

6. Что становится основным изделием Мейсенской мануфактуры?

а) чайные сервизы;

б) цветочные букеты;

в) псевдокитайские изящные безделушки;

г) вазы.

7. В чем своеобразие венсенского фарфора?

а) персонажи сказок;

б) фарфоровые цветы в стиле рококо;

в) столовые приборы;

г) скульптурные портреты.

8. Укажите излюбленный мотив украшения севрского фарфора.

а) абстрактный декор;

б) цветочный декор;

в) зооморфный декор;

г) геометрический декор.

9. Что стало правилом в мебельном деле после 1743 г.?

а) ставить клеймо;

б) не орнаментировать изделие;

в) выпускать мебельные комплекты;

г) составлять каталог.

10. Назовите наиболее популярный драгоценный камень, использую­щийся в ювелирном деле?

а) рубин;

б) бриллиант;

в) альмандин;

г) алмаз.

11. Какому типу огранки драгоценного камня соответствует 56 граней?

а) бриллиантовая;

б) груша;

в) маркиз;

г) роза.

12. Назовите излюбленный орнаментальный мотив рококо.

а) ламбрекен;

б)гротеск;

в) трельяж;

г) картуш.

13. Как иначе можно назвать стиль рококо?


 

а) стиль Людовика XV;

в) стиль Людовика XIV;

б) «стиль иезуитов»;

г) фантазийный стиль.

14. Что предпочитает искусство рококо?

а) архитектоничность;

б)атектоничность;

в) четкость;

г) тектоничность.

15. Какая техника переживает возрождение в Италии XVIII в.?

а) маркетри;

б)стукко;

в) пике;

г) гильоше.

16. Как называется английский стиль мебели?

а) неоренессансный;

б) шеффилдский;

в) чиппендейл;

г) викторианский.

17. Что изобрел в начале XVIII в. немецкий химик Иоганн Бетгер?

а) новый стиль;

б) огранку камня;

в) фарфор;

г) стекло.

18. Центром какого промысла можно назвать город Дьепп?

а) резьба по слоновой кости;

б) производство изразцов;

в) эмаль;

г) гобеленовое производство.

19. Как называется техника покрытия изделия серебром, изобретен­ная в Англии?

а) шеффилдская пластина;

б)инкрустация;

раздел i. история древних прикладных искусств. западноевропейское прикладное искусство нашей эры - student2.ru в) стукко;

г) папье-маше.

20. Найдите севрский фарфор.




ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 8

1. Что характерно для стиля классицизм?

а) возврат к античности;

б) интерес к национальной традиции;

в) возврат к древности;

г) продолжение рококо.

2. Что характерно для декора классицизма?

а) динамичность;

б) асимметрия;

в) масштаб;

г) симметрия.

3. В чем функция классического декора?

а) выявление архитектоничности предмета;

б) подчеркивание членения предмета;

в) подчеркивание формы предмета;

г) украшательство.

4. Кто был главным создателем серебряных столовых сервизов кон ца XVIII в.?

а) Ле Корбюзье;

в) Ш. Буль;

б) Р.Ж. Огюст;

г) Рене Лалик.

5. К чему проявляли интерес французские серебряники?

а) к фактуре металла;

б) к способам декорирования;

в) к чистоте пробы;

г) к цвету металла

6. Какая техника декорирования использовалась в туалетных гар нитурах?

а) патинирование;

б) чернение;

в) полировка металла, доведенная до зеркального блеска;

г) техника склеивания пластин металла.

7. Что стало причиной развития декоративной бронзы?

а) открытие месторождений бронзы;

б) механизация производства;

в) указ, запрещающий изготовление мебели из драгоценных ме таллов;

г) дешевизна материала.

8. Какую технику применяли ювелиры для украшения изделий?

а) тиснение;

б) гравирование;

в) чеканку;

г) живописную эмаль.

9. С помощью чего золотили бронзу?

а) амальгамы;

б) припоев;

в) окиси меди;

г) сплава серебра и золота.

10. Назовите имя известного бронзовщика XVIII в.

а) Ж.-А. Мансар;

б) Ф. Де Лассаль;

в) П. Гутьер;

г) А. Мантенья.

11. Какие типы канделябров получили распространение во второй половине XVIII в.?

а) с четырьмя ножками;

б) в форме треножников;

в) в форме светцов;

г) на одной ноге.

12. Какой узор был популярен в обивочных тканях?

а) арабо-мусульманский;

б) древнеегипетский;

в) романский;

г) помпеянский.

13. В какой области прикладной деятельности проявил себя Филипп де Лассаль?

а) в художественной мебели;

б) в ткачестве;

в) в художественном фарфоре;

г) в ювелирном искусстве.

14. Чему подражали в конце XVIII в. мастера при изготовлении изде­лий из бисквита?

а) античным камеям;

б) египетским украшениям;

в) итальянскому фаянсу;

г) китайскому фарфору.

15. Какой характер носило обращение к античным образцам в эпоху ампира?

а) стилизация;

б) копирование;

в) переработка;

г) не использовались образцы.

16. Какой английский завод специализировался на изготовлении из­делий из бисквита?

а) в Шеффилде;

б) в Веджвуде;

в) в Глазго;

г) в Нанси.

17. В чем своеобразие изделий из бисквита эпохи ампира?

а) в монументальности;

б) в детализировании;

в) в компактности;

г) в пышности.

18. Какой античный орнаментальный мотив стал популярен в эпоху ампира?

а) крестоцвет;

б) трельяж;

в) канделябр;

г) вимперг.

19. В чем состоят новые основы промышленного искусства эпохи ам­пира?

а) в механизации процессов;

б) в компьютеризации;

в) в использовании ручного труда;

г) в разделении труда.

20. Автором какого фарфора считается А. Броньер?

а) твердого фарфора;

б) прозрачного фарфора;

в) мягкого фарфора;

г) неглазурованного фарфора.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 9

1. Как стиль «модерн» назывался во Франции?

а) арт-деко;

б) либерти;

в) югендстиль;

г) арт-нуво.

2. В чем особенность орнамента модерна?

а) в отсутствии четкой раппортности;

б) в симметрии;

в) в четкой, ясной раппортности;

г) в наличии оси симметрии.

3. Какая эпоха стала существенной составляющей стиля модерн?

а) ренессанс;

б) классицизм;

в) поздняя готика;

г) ампир.

4. Назовите характерный орнаментальный мотив стиля модерн?

а) резная петлеобразная кривая;

б)хризантема;

в) S-образный завиток;

г) волюта.

5. Кто стал крупнейшим мастером стиля модерн в области стекло­делия?

а) Р. Л ал и к;

б) Э. Галле;

в) Э. Фукс;

г) П. Гутьер.

6. Для какого стекла Э. Галле разработал новую технологию?

а) гравированное;

б)гутное;

в) камейное;

г) костяное.

Наши рекомендации