Творчество В. М. Гаршина в контексте эпохи

1. Личность и творчество В.М. Гаршина. Биографический очерк.

2. Мировоззрение В.М. Гаршина. Трагическое восприятие социальной действительности. Рассказы «Надежда Николаевна», «Сигнал». Мотив всеобщей ответственности.

3. Тема войны как социального зла. Военные рассказы В.М. Гаршина и рассказ «Четыре дня». Метод «сгущенного» реализма.

4. Эстетическая программа В.М. Гаршина. Искусство как активная социальная сила. Рассказ «Художники» и критические статьи писателя.

5. Проблема борьбы с общественным злом. Изображение борцов в рассказах «Attalea princeps», «Красный цветок».

6. Жанры сказки и сказания в творчестве В.Г. Гаршина. Сказка о жабе и розе; Сказание о гордом Аггее.

7. Художественный метод В.М. Гаршина. Черты неоромантизма и импрессионизма.

Литература:

Степанов А.В. Растения и страсти в сказке В. Гаршина «Attalea princeps» // Русская речь. – 2005. - № 6. – С. 13 – 17.

Пауткин А.А. Военная проза В.М. Гаршина (традиции, образы, реальность) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2005. - № 1. – С. 94 – 104.

Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. – Л., 1969. (конспект)

Короленко В.Г. В.М. Гаршин // Собр. Соч.: В 10 т. Т. 8. – М., 1956.

Латынина А.Н. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба. – М., 1980.

Порудоминский В. И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. – М., 1986.

Поэтика В.М. Гаршина: Учебное пособие. – Челябинск, 1991.

Художественные тексты:

Гаршин В.М. Четыре дня; Attalea princeps; Художники; Надежда Николаевна; Сигнал; Красный цветок; Сказка о жабе и розе; Сказание о гордом Аггее.

Коллоквиум № 2

Форма работы: Выступление студентов с сообщениями и докладами по конкретному вопросу. Обсуждение выступления. Дискуссия. Конспектирование

Творческая эволюция В.Г. Короленко

  1. Мировоззрение В. Г. Короленко. Участие в народническом движении и освобождение от него.
  2. Тема народа у молодого В. Г. Короленко. Значение рассказов и очерков («Сон Макара», «Чудная») в эволюции мировоззрения писателя.
  3. Поэзия «вольной волюшки» и изображение В. Г. Короленко бродяг и героев «дурного общества» («Соколинец»; «В дурном обществе»; «Лес шумит»).
  4. Проблема художественного метода и стиля писателя. Вопрос о героическом начале в искусстве («Слепой музыкант»).
  5. Символико-философские рассказы. Короленко и новые веяния в русском реализме («Огоньки»; «Парадокс»; «Мгновения»; «Сказание о Флоре»)

Литература:

Шумских Е.А. О языке повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» // Русский язык в школе. – 2006. - № 3. – С. 69 – 74.

Бялый Г.А. В. Г. Короленко. – М., 1983.

Горький М. В.Г. Короленко // Горький М. Собр. соч. Т. 15.

Дерман А.Б. Жизнь В. Г. Короленко. – М.-Л., 1949.

Миронов Г. В.Г. Короленко. – М., 1962.

Негретов П.И. В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. – М., 1990.

Опульская А. В. Г. Короленко // Развитие реализма в русской литературе. – М., 1973. – Т. 3. – Кн. 5.

Художественные тексты:

Чудная; Сон Макара; Лес шумит; Соколинец; В дурном обществе; Слепой музыкант; Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды; Огоньки; Парадокс; Мгновения.

Читательская конференция

Судьба литературного наследия третьей трети XIX века в современной культуре

Цель занятия: Закрепить полученные знания о литературном процессе третьей трети XIX века. Включить литературу данного периода в культурный контекст. Выявить в современной культуре типологически и генетически сходные явления и процессы.

Форма работы: Выступление студентов с сообщениями и докладами по определенной теме. Обсуждение выступления. Дискуссия.

Темы докладов

  1. Современная критика и публицистика «толстых» журналов о литературе и искусстве третей трети XIX века.

Задание: Обзор отделов критики и публицистики современных «толстых» журналов: Новое литературное обозрение, Звезда, Знамя, Нева, Октябрь, Наш Современник, Новый мир, Урал.

- Основные направления, имена, темы

- Точки пересечения и современная трактовка важнейших вопросов

- Жанры публикаций

- Общая картина эпохи

  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: Поколенческая проблематика в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Ивана Сергеева «Отцы и дети».

Задание: Сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.

  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: Жанровые трансформации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и комиксов Кати Метелицы «Анна Каренина».

Задание: Сравнительно-сопоставительный анализ произведений. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.



  1. Функционирование сюжетов классических произведений в современном искусстве: «Чайка» А.П. Чехова и «Чайка» Б. Акунина: интертекстуальный диалог.

Задание: Интертекстуальный анализ произведений А.П. Чехова, Б. Акунина. Использовать рецензии, комментарии авторов, опубликованных в прессе и Интернете.

  1. Современные постановки и экранизации литературных произведений третей трети XIX века. Обзоры, рецензии, история создания.

Примерная литература: Рязанов Э. Неподведенные итоги. – М., 1986; Юрьев Ю.М. Записки: В 2-х т. – М., 1963; Периодические издания о кино и театре.

Задание: Представить свидетельства создателей, отзывы критики и зрителей.

  1. Театральные постановки произведений А.Н. Островского, А.П. Чехова: по материалам местной периодической печати.

Задание: Познакомить с постановками, интерпретациями и откликами критиков в местной прессе.

  1. Педагогическая, просветительская и журналистская деятельность Л.Н. Толстого.

Задание: Познакомить с основными положениями просветительской и журналистской деятельности Л.Н. Толстого, современными откликами. По материалам исследований творчества Л.Н. Толстого.

  1. Забытые имена: Биография и творчество поэтов «больного» поколения К.К. Случевского и К.М. Фофанова.

Задание: Дать биографическую справку поэтов, отзывы современной им критики, обзор основных тем, мотивов, образов поэзии. Использовать литературу к персоналиям.

  1. «Надсоновский» миф и феномен молодого поэта.

Задание: Дать представление о мифе «Надсона». Использовать литературу к персоналиям.

  1. Рецепция творчества ведущих писателей и поэтов в массовом сознании.

Задание: Изучить современное восприятие наследия ведущих писателей и поэтов в массовом сознании. Провести мини социологическое исследование в форме опроса, анкетирования.

Подготовка выступлений предполагает самостоятельную работу студента по сбору материала и консультации с преподавателем.

Время проведения конференции – последняя предсессионная неделя

Наши рекомендации