Первое братоубийство на земле
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Как повествует Библия, у первых людей на Земле, Адама и Евы, было два сына — Каин и Авель. Согласно традиции каждый из них должен был принести жертву Господу. Дар Авеля был принят, а Каина — отвергнут. Каин так сильно позавидовал своему брату, что убил его — и это явилось первым братоубийством на Земле.
Тут мы видим яркий пример того, до чего может человека довести ярая бесконтрольная зависть, которая, как сказано в Учении Живой Этики, «ведёт к самым изысканным преступлениям»(1).
Она порождает ненависть и, в результате, — предательство.
Вспомним «Моцарта и Сальери» Пушкина. В этом произведении описывается проявление чудовищной зависти, приводящей к убийству.
По словам Елены Ивановны Рерих, зависть является одним из самых страшных по силе чувств. «Зависть человеческая не знает предела. Приходится привыкать к мысли, что живёшь среди злобных, диких зверей, готовых при малейшей вашей удаче растерзать вас на куски»(2).
Недаром в народе говорится: «Он засох от зависти».
В книге «Озарение» сказано: «...Зависть губит здоровье...»(3)
А в «Гранях Агни Йоги» отмечается, что зависть вызывает «в организме образование ядовитых химических соединений, или веществ, которые убийственно действуют на жизненные нормальные отправления тела и порождают всевозможные заболевания»(4).
«Люди... снова... должны понять, что самость, злоба, зависть принесут только бедствия прежде всего самому носителю подобных чувств»(5).
Что же можно противопоставить зависти? — Умение сорадоваться счастью ближнего.
Николай Константинович Рерих писал: «Сердца людей всегда открыты вниз. Если они вообще открыты».
Сердца людей открыты вниз,
И мы нередко с другом плачем;
Но ты на радость отзовись,
Ты с ближним раздели удачу —
Ведь в счастье каждый одинок,
И вянет, завистью охвачен,
Улыбки розовый цветок.
Н.Д.Спирина. Капли
Это стихотворение возникло под впечатлением прочтения сказки Николая Рериха «Гримр-викинг»(6). В ней рассказывается о том, как престарелый викинг Гримр созвал на праздник своих друзей и предложил высказаться каждому о том, что он хотел бы иметь в жизни.
«Все говорили разное. Богатые желали почёта. Бедным хотелось быть богатыми. Те, которые были поглупее, просили жизни сначала, а мудрые заглядывали за рубеж смерти».
Гримр-викинг, когда все закончили, после глубокой задумчивости сказал: «Мне хочется иметь друга, хоть одного верного друга!»
Гости Гримра возмутились этими словами и стали напоминать ему, какими верными друзьями они были в дни его горя и несчастий.
На что Гримр им ответил: «Вы, товарищи мои, вы друзья в несчастьях моих, и за это я благодарю вас. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. Не было их, и вообще их на земле не бывает».
И далее Гримр стал приводить примеры из своей жизни: когда он выиграл битву с датчанами и дружинники славили его и понесли его на щите — он был счастлив. И все говорили ему приятные слова, но сердца друзей молчали; когда он на охоте спас короля и тот поцеловал его и назвал лучшим мужем — все говорили ему приятное, но не было приятно на сердце друзей; когда он женился на первой красавице и женой привёл её в дом, все его поздравляли, но слова друзей шли не от сердца.
И сказал Гримр: «Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз».
Качество сорадования очень высокое — это дальнейшее расширение понимания любви к ближнему.
А какая же Община может стоять без этой любви?!
28 ноября 1999 г.
ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Новая Эпоха блеснёт новым осознанием Учения Христа.
Е.И.Рерих
С 25 декабря по 7 января весь христианский мир будет вспоминать и чтить память о Рождестве Христовом — о Приходе в наш грешный и страшный мир Богочеловека, Сына Божьего.
Если бы это не произошло, возможно, что ни нас, ни нашей планеты уже не было бы — мы погибли бы во грехах, которые Он искупил.
В преддверии Новой Эпохи, на нашем последнем перед нею «круглом столе», хотелось бы затронуть евангельскую тему о Страшном Суде.
В конце старого уходящего мира совершится, по слову Евангелия, Страшный Суд или, говоря иначе, — великий необратимый отбор тех, которые могут соответствовать Новой Эпохе и войти в Новую Жизнь, от тех, кто прилежит старому миру и Новую Эпоху принять не в состоянии.
В Евангелии от Матфея (25: 31–46) об этом повествуется так: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: ''Приидите, благословенные Отца Моего. Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; болен и в темнице, и вы посетили Меня''.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: ''Господи! Когда мы видели Тебя голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным и в темнице, и посетили Тебя?''
И Царь скажет им в ответ: ''Истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из меньших братьев Моих — вы сделали Мне''». Это чрезвычайно важный момент в Его повествовании, — то, что мы делаем Ему — причиняем ли зло или делаем добро, — Он всё принимает на Себя. Мы слышим о том, что последнее время расплодились наёмные убийцы,
так называемые килеры, — кого они убивают? Ведь это
же страшно, что на свете происходит. Если люди не опомнятся, то будет тот Страшный Суд, о котором рассказывается в Евангелии от Матфея.
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: ''Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, ибо Я был голоден, и вы не накормили Меня; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и вы не посетили Меня''.
Тогда и они скажут Ему в ответ: ''Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?''
Тогда скажет им в ответ: ''Истинно говорю вам: то, что вы не сделали одному из меньших братьев Моих — вы не сделали Мне''. И пойдут сии в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную».
Эти слова Христа являются ключом для понимания той причинно-следственной связи, которую на Востоке называют кармой.
Каждое наше действие порождает следствие, которое неминуемо проявится в нашей дальнейшей жизни, отразится на нашей судьбе.
Христос называл себя «Сыном Человеческим» и, говоря об отношении к себе, положительном или отрицательном, отождествлял себя со всеми людьми на Земле.
От былинки до звезды —
Всё вмещает синтез «чаши»,
В ней всё пониманье наше —
Творческих трудов плоды.
И на огненный завет
«Лотос» отзвучит в ответ.
Всевмещение.
Сердце.
Свет.
Н.Д.Спирина. Капли
В данное время, может быть, самым главным является прозрение людей в то будущее, которое их неотвратимо ожидает и поэтому необходимо постараться сердцем вместить его. Вступим в Новую Эпоху с новой судьбой!
26 декабря 1999 г.
ЕЩЁ О ВЫСТАВКАХ
В нашу редакцию приходят сообщения о выставках репродукций картин Н.К.Рериха. Нередко бывает, что эти репродукции низкого качества и дают искажённое представление о творчестве великого художника.
Требуется, чтобы устроители выставок сами были хорошо знакомы с работами Николая Константиновича и компетентно разбирались в качестве выставляемых экспонатов.
Также на некоторых таких выставках помещают Изображения Великих Учителей. Мы этого не делаем, так как не можем быть уверены, что эти Великие Облики будут достойно восприняты всеми.
В Учении Живой Этики настоятельно указывается говорить по сознанию, это же относится и к тому, что показываем. Проявим бдительность и бережность к подобной работе с людьми.
Перед Восходом, 1999, № 11
НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!
Чаша ожидания Новой небывалой Эпохи переполняется. И к прошлому возврата нет. Лучшие чаяния народов Земли получат осуществление. Радость надежды сопровождает наступление Нового года третьего тысячелетия. Его готовили лучшие люди нашей планеты, прозревавшие Будущее. И оно неотвратимо наступает.
Эпоха новая настанет,
Когда мы возродимся к ней;
Из праха прежних дней восстанет
Наш дух, свободный от цепей,
В которые он был закован,
Отринув продвиженье сам,
Забыв основы и законы,
Ведущие в надземный Храм.
И в час, когда земные сферы
С Небес очистятся огнём,
Тогда к Тебе поверх барьеров,
Поверх себя мы подойдём.
Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»
Перед Восходом, 1999, № 12
ЗАУТРО
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
12 февраля — глубоко значительная для нас дата — день рождения Елены Ивановны Рерих. И поэтому сегодня мы хотим вспомнить, что говорила она о наступившем теперь для нас времени: конце Кали Юги — тёмной Эпохи, и начале новой Эры — Сатия Юги, Эпохи Света.
В своих Письмах Е.И.Рерих отмечала: «...Цикл Кали Юги для нашей планеты близится к концу. Именно, сейчас мы переживаем переходное состояние. (...) ...Истинное наступление Сатия Юги на нашей планете может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением новых материков»(1). «Радость будущего завещана, но, конечно, в преддверии всегда тяжко!»(2)
Согласно восточной концепции, каждый космический период делится на четыре Юги — длительные периоды, которые проходит человечество в своём развитии. Они называются: Сатия Юга, Трета Юга, Двапара Юга, Кали Юга. Кали Юга — последняя из четырёх Эпох. В «Гранях Агни Йоги» эта тёмная эпоха определяется как эпоха «неуравновесия, столкновений народных, насилия, и войн, и падения нравов»(3). За ней следует Сатия Юга — Эпоха Света, «духовного подъёма, мира и процветания»(4).
В древних пророчествах указываются признаки конца Кали Юги: богатство будет почитаться; средства будут добываться нечестным путём; самомнение заменит подлинное знание; женщина будет только предметом наслаждения.
Но перед концом Кали Юги сознания многих пробудятся и положат начало зарождению шестой расы, которая будет жить по великим Космическим Законам. В Учении Живой Этики также сказано, что перед наступлением Сатия Юги тёмные особенно безумствуют и стараются разрушить все светлые начинания, и потому особенно умножатся и усилятся всевозможные предательства.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Конец Кали Юги будет отмечен небывалым нагнетением кармических условий как в общепланетном масштабе, так и в личной жизни каждого человека. Предстоит последняя уплата по счетам за прошлую задолженность»(5), чтобы войти в Новую Эпоху в светлых одеждах.
«...Сатиа Юга наступит стремительно и мощно. Нужно очень крепко стоять, чтобы выдержать натиск последний»(6).
Но «все успехи и победы тьмы — кажущиеся, временные и пустые, ибо лишены основания. Машина их продолжает яро работать, но на холостом ходу. Неудача их ожидает во всём, по всей планете»(7). «Разрушители тёмные с планеты уйдут. Останутся строители жизни. Таково предначертание Космической Воли»(8).
В этом переходном периоде особенно замечается небывалое ускорение событий, которое нагнетает все силы.
«Никто не может встать в стороне от тех перемен, которые... уже происходят на планете»9. Ускоряется разделение по полюсам добра и зла.
Заутро воздвигнут алтарь
Владыке Премудрости.
Скоро!
Куда же пойдут
утерявшие мудрость тогда?
Закроют вертепы позора,
Не будет от гнусных притонов следа,
Разрушится домик забав навсегда...
Куда ж вы пойдёте?
К у д а?!
Н.Д.Спирина. Заутро
И сейчас наступил решающий момент конечного разделения в судьбе каждого человека в отдельности и всей планеты в целом. И как победа, так и поражение будут необратимыми. И, поняв это, каждый сможет сделать свой правильный выбор.
30 января 2000 г.
ПОБУЖДЕНИЕ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Сегодня мы хотели бы затронуть тему о побуждении.
В основе всего, что человек думает, говорит и делает, лежит побуждение — осознанное или неосознанное.
Побуждения бывают как благие, так и вредоносные, и последние должны быть взяты под неусыпный контроль сознания, ибо Карма, по словам Будды, начинает твориться именно с побуждения.
В Учении Живой Этики сказано: «Чутко нужно разбираться в побуждениях сотрудников» (1) (так же как и в своих собственных).
Нужно уметь вместить и почувствовать чужие побуждения. «Как значительно осознать побуждение духа беспристрастно! Три черты помогут сознать потенциал побуждения — черта честности, черта явления самоотверженности и черта служения»(2).
Касательно черты честности в книге «Беспредельность» сказано: «Как часто дух приписывает свои действия хорошему побуждению, но сила духа в своём импульсе направлена на обратное. (...) И когда знаем, что следствие происходит от причин, то каждый дух должен следить за своими побуждениями. Вся ''Книга Жизни'' заполнена качествами побуждения»(3).
Сказано также, что «лишь утончённое сознание может почувствовать, когда за нежелательным действием скрыто недурное побуждение. Но бывает наоборот, когда действие, неплохое по виду, является следствием недопустимой мысли»(4). «Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения»(5).
Далее указывается, в связи с побуждением, черта явления самоотверженности. В книге «Агни Йога» об этом сказано: «Явим сознание, чтобы отличить своё довольство от прилежания Общему Благу. Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение»(6).
И третьей чертой является служение, когда все побуждения направлены на то, чтобы служить Иерархии Света и Общему Благу.
Следует учесть влияние наших побуждений не только на самого носителя их, но и на его ближних. Об этом говорится в книге Е.Ф.Писаревой «Карма»: «Бывают такие внутренние состояния, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в таком неустойчивом равновесии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого нам психического мира решают наклон колеблющихся весов в ту или другую сторону. Таким решающим толчком для колеблющегося человека может послужить порыв злобы или желание нанести вред, идущее из сердца другого человека»(7).
В Учении Живой Этики говорится: «Побуждение везде имеет решающее значение» — и на земле, и в Мире Тонком. «Так при переходе в Тонкий Мир побуждение будет проводником»(8). «Чем чище побуждение, тем выше достижение, — это краткое напутствие годно как для Земли, так и для Надземного Мира»(9). Также сказано: «У Нас ценят помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению. Нечего человеку вспоминать, почему он может кому-то помочь. Многие не покинут путника в беде, не размышляя, какой прекрасный поступок они совершают. И правильно такое отношение, ибо своекорыстие уничтожает все добрые следствия»(10).
В книге Е.Ф.Писаревой «Карма» приводится такой пример: «Если человек устроит хорошую школу или больницу для бедных, будет ли при этом его побуждением честолюбие, желание похвалы или награды, бедняки, пользовавшиеся его школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы побуждение его было самое возвышенное. Но для истинной сути человека, для бессмертной души, разница окажется чрезвычайно важной: в первом случае, когда побуждение было эгоистическое, плоды его деятельности проявятся только в физической среде, душа его останется при этом незатронутой; во втором случае, когда его побуждением было бескорыстное стремление к добру, мотив этот облагородит душу и оставит в ней новое зерно бессмертия, ибо добрые движения души и составляют тот посев, жатва с которого собирается в вечности»(11).
Пусть побуждением твоим
Не станет славы едкий дым.
От ветра времени она
Развеется, и не важна
В грядущем будет никому —
Ни нам, ни духу твоему.
Н.Д.Спирина. Капли
Елена Ивановна Рерих писала: «Будем помнить, что лишь качество побуждения приближает или отдаляет ученика от Учителя. Никуда не укрыться от всевидящего Ока, проникающего во все затаённые уголки нашего сердца»(12).
27 февраля 2000 г.
ГОТОВНОСТЬ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
На прошлом «круглом столе» мы говорили о побуждении. Теперь, как бы продолжая эту тему, мы приходим к качеству готовности, которое неизменно следует за побуждением. Если мы не утвердим это качество готовности, то побуждения наши не осуществятся.
Что же такое готовность? В Учении Живой Этики сказано: «Постоянная готовность есть качество, которое нужно вырабатывать. Готовность не есть нервный порыв, не есть временное напряжение»(1).
Готовность есть победа над самостью. «Готовность есть истинное мужество»(2), так как при наличии этого качества человек не боится идти по пути Света, как бы ни был он труден и опасен, и выполняет свой долг, несмотря ни на что. Необходима готовность к выполнению порученного дела, даже если человек в этой области не имеет достаточного опыта. Вспомним Жанну д’Арк — простую пастушку, которая по велению Свыше повела войско на штурм Орлеана и победила. Также нужно всегда быть готовым творить добро во всех состояниях — в этом сущность готовности.
В Учении говорится о разных видах готовности. Так, например, бывает готовность временная и постоянная, и нам указана последняя, потому что, как сказано, — не ведаем ни дня, ни часа, когда нечто произойдёт.
Ценна именно полная готовность. В «Гранях Агни Йоги» о ней сказано: «Для того чтобы готовность была полнострунной, она должна стать биполярной... И когда радость идёт, готова встретить она и горе, не теряя равновесия, а также и здоровье, и болезнь; достаток и нищету; дружелюбие и поношение; одиночество и окружение людьми; и тишину, и суетливость людскую... жизнь в теле и вне его. Словом, сознание должно быть готово ко всему, и притом удерживать равновесие даже перед самой поражающей неожиданностью. Это и будет готовностью полной»(3). Такая полная «готовность ко всему есть свойство (или качество духа. — Н.С.) Архата»(4).
Нужно уметь различать готовность внешнюю от готовности внутренней. Говоря о готовности внутренней, вспоминается пример Конфуция. Так, однажды, когда он «был тяжко болен и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: ''Моя молитва началась уже давно''. И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед... Наивысшим?»(5) Внешняя же готовность выражается только на словах, но не по существу, и такие люди при первом испытании отпадают подобно сухим листьям, уносимым первым осенним ветром.
В Учении говорится о том, что бывает готовность пламенная и прохладная. Первая горит при всяких обстоятельствах, и ничто её погасить не может. Прохладная же готовность проявляется только на словах и при первом испытании угасает.
Также следует воспитывать в себе радость готовности, она приумножает силы духовные и телесные, «иначе нередко готовность превращается в нечто унылое, мрачное, обречённое. (...) Подвиг утверждается, прежде всего, в радостной готовности»(6).
Вспомним, в каких случаях в жизни проявляется готовность и когда она требуется. «Следует уметь приложить это качество во всяких обстоятельствах»(7). Так, должна быть готовность к терпению, к выносливости, к действию без сомнения и саможаления, ибо чем более человек готов к какому-то действию, тем он более успешен в нём. Следует помнить, что готовность создаёт своего рода магнит, который помогает притянуть и внешние возможности. Готовность сродни устремлению. Так, «при готовности к движению очищается мышление»(8), и человек начинает думать о самом главном, минуя мелочи жизни.
Готовность обязывает человека приобрести дисциплину духа, так как если он недисциплинирован, он не сможет подготовиться к своей миссии.
Также необходимо воспитать в себе готовность к опасностям и испытаниям — именно она мобилизует наши духовные и физические силы и тем самым вооружает к преодолению предстоящих трудностей.
Например, как говорил Николай Рерих, — «готовность к наихудшему всегда даст возможность напрячь особые силы»(9). При этом нужна готовность в сочетании с решимостью, чтобы ничто её поколебать не могло.
Существует высокая степень готовности к испытаниям, которая в Учении Живой Этики называется «Серебряная слеза». «Первое слово напоминает о нити серебряной, второе — о чаше терпения» (10).
Готовность означает полную уверенность в том, что всё возможно преодолеть с Помощью Сил Высших, ибо Помощь льётся в избытке, но нужно быть готовым её принять. Такая готовность возжигает в сердце свет негасимый.
Следует также понять, что в наступающем веке Общины необходима готовность к сотрудничеству, без которого Общину не построить. Также в Живой Этике сказано: «...Готовьте людей к неизбежной напряжённости. Это не значит, что Учение влечёт к напряжению, но это нагнетение есть закон Сущего»(11).
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «...В готовности надо пребывать постоянно. Но готовность включает в себя и зоркость, и настороженность, и дозорность сознания, и постоянно горящий, неугасимый сердца огонь»(12). «Открытая сердца готовность встретить суждённое время пусть будет тем ключом, который откроет врата в заповеданное будущее»(13).
Именно сейчас наступает небывалая в истории человечества Новая Эпоха, чреватая неожиданными для нас событиями. Мы должны принять её достойно и не отступить перед приближающимися испытаниями. Мы знаем, что в ней произойдёт сближение миров, и потому должны принять их в сознание и не считать ничего из происходящего сверхъестественным, но лишь непознанным.
Самое великое ожидаемое событие — это Приход Высшего Мира в нашу жизнь, Приход Того, Кого человечество сознательно или бессознательно ждёт уже давно. И для того, чтобы принять Его достойно, необходима высокая степень готовности.
В минуту готовности духа
Духовность незримо приходит;
Влетают в открытое ухо
Созвучия дальних миров;
Сверкают открытому глазу
Огни светозарного мира;
И голос таинственный духа
Безмолвно тогда говорит.
Готовность открыть не замедлит
Нежданному Вестнику двери;
Готовность затеплит лампаду —
Великий Приход не проспит.
Готовность — как страж на дозоре,
Как воин с мечом и стрелою;
И щит свой поднимет готовность
Для встречи пространственных битв.
И будет Рука неотступно
С идущим в готовности полной;
И будут лучи на дозоре,
И будет дорога светла
Тому, кто, облекшись в готовность,
Стремится к намеченной цели;
Она — восхожденья основа,
Открытая дверь
для Т е б я.
Н.Д.Спирина. Готовность
26 марта 2000 г.