К Дню Преподобного Сергия 18 июля 1996 года
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Наступает новая эпоха — эпоха Общины, — эпоха Сергия. Он ковал её прообраз в XIV веке. Он показал на своём наглядном примере, что она возможна. Он был величайшим общинником, разделявшим все труды общины, и не было трудов, в которых Он не принимал бы участия и не являл бы высокого качества труда. Он не признавал знаков отличия и высоких званий, и когда Его брат замахнулся на первенство в Обители, Он спокойно уступил своё место и ушёл. И только неотступные просьбы и мольбы братии вернули Его назад в Обитель.
Он стремился к высочайшему Общению с Иерархией Света и в то же время говорил со зверями; Он всё охватывал и ничего не отвергал, кроме своей значимости земной.
Общину может строить только общинник, а тем более возглавлять. Те же, кто утверждают самовластие и принижают других, — лжеобщинники, какие бы высокие и красивые слова они ни говорили, и не имеют они своей доли в Общине Мира, на которой будет строиться шестая раса, новая, небывалая ступень земного человечества.
28 июля 1996 г.
Предисловие к книге «Напутствие Вождю»
Книга «Напутствие Вождю», которая появилась в 1930-е годы, была издана очень малым тиражом и, казалось, была забыта. И вот она снова появляется в 1990-е годы, в период глобальных разрух и смятений. Она воплотила в себе чаяния и мечты народов о порядке, мире и справедливости. По словам Будды, «каждое мгновение имеет свою необходимость», и сейчас, в этот роковой для планеты миг, стала особо насущной проблема Вождя. «Хотеть — значит иметь», но нужно чётко представлять себе, чего хочешь и почему. И эта книга даёт нам представление об истинном облике Вождя, формирует чёткий и ясный его образ. Изучив эту книгу, человек уже не ошибётся в своём выборе, и это безошибочное представление поможет приходу Того, Кого так ждут народы.
Новосибирск, 1996
ЖИВЁМ В БУДУЩЕМ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Мерою будущего определяется значение наших действий. В отличие от обычных людей, живущих в настоящем, мы строим свою жизнь, оценивая всё, что мы совершаем, в перспективе будущего. Только так мы можем удержаться от многого неполезного и часто губительного, что мы допускаем.
Думая о будущем, мы находимся в состоянии постоянной подвижности, в то время как вспоминая о прошлом, мы погружаемся в застой, в законченность, в неподвижность.
Мысли о прошлом тогда полезны, когда они ведут к будущим достижениям, когда они помогают учитывать ошибки, и это предотвращает их повторение.
Охватить всё, сказанное о будущем в Учении Живой Этики, Письмах Елены Ивановны и «Гранях Агни Йоги», в одном слове невозможно. Потому очень рекомендуется иметь выборки на тему будущего, и тогда будет легче продвигаться по пути к нему.
25 августа 1996 г.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
к слайд-программе «Акварели Б.Н.Абрамова»
Многогранная одарённость Бориса Николаевича выразилась не только в его литературных трудах — стихах и прозе, — но и в живописи и графике. И сегодня мы хотим ознакомить вас с этой стороной его творчества. Вы увидите и пейзажи, и символические картины, сделанные очень тонко и в особой, неповторимой манере. В его символических картинах, так же как и в стихах, звучит тема Учения, которому он беззаветно служил и посвятил всю свою жизнь.
Эта небольшая слайд-программа будет сопровождаться любимым музыкальным произведением Бориса Николаевича — первой частью Лунной сонаты Бетховена.
25 августа 1996 г.
«НО ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК...»
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Учение Живой Этики стремится к углублённому изучению положительных и отрицательных свойств человека. Этические нормы лежат в основании заповедей всех религий и философий, имеющих целью продвигать человека по пути эволюционного развития. Это не позволяет пройти равнодушно мимо любых проявлений человеческой личности.
Рассмотрим сегодня два таких проявления, а именно властолюбие и человеколюбие. Эти понятия — антиподы. Властолюбец любит себя, человеколюбец — других. Нет такого зла, которого не мог бы сотворить рвущийся к власти во имя достижения своей цели. Эта черта характера может быть или разросшейся до гигантских размеров, или еле заметной, но будет всегда антигуманной и очень опасной.
У Пушкина есть страшное и пронзительное стихотворение «Анчар». В нём рассказывается о древе зла, растущем в «чахлой и скупой» пустыне. Сок этого дерева смертельно ядовит.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
И далее поэт с прискорбием повествует:
Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом.
Он не говорит: «Царь — раба», но именно: «человека человек». И тот, кто посылает на смерть, и тот, кто выполняет приказ, — они оба — люди. Но один облечён властью, а другой подневолен. И ценой своей гибели раб приносит царю смертельный яд, а тот напитывает им свои стрелы, чтобы послать к соседям и завоевать их.
В книге «Зов» говорится: «...Всё глупое и... всё тщеславное к власти устремляется». И далее в противовес этому: «Но Наша власть — иная, Наша Власть — Жертва!»1 И приводится ряд великих примеров этой жертвы.
Уже говорилось о наступлении новой эпохи, которая ведёт к общине. Община, сотрудничество, содружество есть антипод диктата властолюбия.
Можно действовать или во имя своё, или во имя общего блага. И надо чётко различать коренные мотивы этих действий. Иначе вред может вкрасться во все дела и в результате подорвать их. «Не может дерево худое приносить плоды добрые», как бы пышно оно ни выглядело. Если корень ядовит, листья не могут быть целебными.
«Любовь не ищет своего», — говорит Апостол. Община без любви не лучше зверинца. Если, как сказано, «Бог есть любовь», то какому богу поклоняется властолюбец? Не будет ли это идол самости и, в конечном итоге, саморазрушения?
Подумаем.
И теперь ещё маленькая цитата из письма Елены Ивановны Рерих по этому же поводу: «...Властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение тьмы, другое — свет знания в вечном устремлении к совершенствованию. Властвование, прежде всего, вульгарно, потому так много стремящихся к нему. ''Властвование является главным препятствием на пути ученичества''. Самомнение и властвование неделимы, и их порождение — духовное обнищание — приводит к разрушению»(2).
29 сентября 1996 г.
СЛОВО О КУЛЬТУРЕ
К дню рождения Н.К.Рериха
«Культура есть почитание Света» — так сказал Николай Рерих.
Какой свет он подразумевал? Свет солнца, светил или электрический свет? Нет, он говорил о том свете, о котором Христос сказал: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»(1).
Значит, свет есть, прежде всего, добро. Не только знание, не только просвещение, не только высокое искусство. Но добро — в мыслях, чувствах, действиях. И не по праздникам только, как сказано в Учении, но «среди каждого дня ищите Света мерцание»(2). И далее: «Мы настаиваем, что каждый вступивший на путь Учения будет, прежде всего, здоров духом. Можно ли во зле следовать к Свету?»(3)
И как бережно надо приветствовать, поддерживать и хранить каждую крупицу света. «Нужно со всею бережностью явить внимание каждому, кто готов идти к Свету. Мы должны сердцем обнять каждое явление, отзвучащее на Благо»(4).
«Нужно со всем устремлением идти к Свету. Удостоверяю, что теперь нужно крепиться сердцем, ибо ядовито время»(5).
И «не нужно огорчаться, если лишь немногие сознательно восходят по ступеням Света. Но эти гиганты окружены таким магнитом, что они увлекают за собою невольно не ведающих трудный путь»(6).
Об этих гигантах духа рассказывается в сборниках «Светочи Мира». Эти Светочи являли собой наглядный пример той культуры, которая есть «почитание Света». «Явление мрака настигает потерявших путь к Свету»(7). «Много мрака, много бездн, много мрачных предателей. Пусть поверх тьмы сияет Свет!»(8)
И будем всегда помнить, что «любовь есть венец Света»9.
9 октября 1996 г.
ГЛАЗ ДОБРЫЙ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
В книге «Зов» говорится: «Мой ученик обязан иметь глаз добрый. Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними» (15.06.1921).
«Глаз добрый» — это не просто отвлечённо-этическое понятие. С этим понятием мы сталкиваемся на каждом шагу, на протяжении всей нашей обыденной жизни. Мы непрестанно находимся в окружении людей и во взаимодействии с ними, и всё время так или иначе мы о них думаем. Люди очень неоднозначны. Только отпетые злодеи и великие праведники полностью определились. Остальные же являют собой смесь положительных и отрицательных свойств. Часто бывает легче увидеть негативное в человеке, чем позитивное. Негативное больше бросается в глаза, и мы острее на него реагируем, в то время как позитивное принимается как должное. Поэтому на пути к общине нам приходится перестраиваться в наших взглядах на окружающих. В Учении Живой Этики огромное внимание уделяется силе мысли и её воздействию как на самого мыслящего, так и на всё, о чём он думает. Не закрывая глаза ни на что, мы должны утверждать положительную часть явления или сущности человека. Не обольщаясь и видя всё так, как оно есть, нужно представлять себе, что мы хотели бы иметь в действительности.
Серафим Саровский, обращаясь к каждому со словами «радость моя», радовался тому лучшему, что его зоркий глаз видел в каждом приходящем к нему. Мы знаем, как перерождались и возрождались люди при контакте с ним. При этом святой Серафим был чутким провидцем и ведал и помыслы, и дела каждого, кто к нему обращался.
В «глазе добром» заключено великое милосердие к людям, которое противоположно злопамятству и осуждению.
В великопостной молитве испрашивается дарование терпения и любви. В этом — корень доброго глаза. Без этих двух качеств осуществление его невозможно.
27 октября 1996 г.
«ИМЕЕТЕ СВЕТ»
Приветственное слово на открытии выставки картин Н.К.Рериха «Гималаи»
«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет», — сказано в книге «Зов» (01.01.1921).
Эти слова о лучезарном явлении относятся в очень большой степени к самому Николаю Рериху. Мы не знаем в истории искусства произведений, более мощно излучающих свет, чем картины Николая Константиновича Рериха. Многие обращают внимание на то, что в залах, где они выставлены, как будто свет струится из самих картин. Это не может быть отнесено только за счёт умелого подбора тонов, но происходит и по причине того, что вкладывала рука художника в эти полотна. Только одним мастерством владения кистью нельзя этого достигнуть. В его картинах присутствует нечто несказуемое, о чём и говорится в приведённых строках книги «Зов».
Картины Н.К.Рериха воздействуют благотворно не только на духовное состояние, поднимая дух к надземным высотам, но, как отмечали врачи, и на физическое здоровье.
В некоторых клиниках имеют его картины как средство, помогающее больным воспрянуть, получая от них прилив сил.
Порадуемся возможности приобщиться к этому свету!
6 ноября 1996 г.
ПРЕДСТОЯНИЕ
Как упастись от «ужаса самомнения», от гордыни, от самовозвеличивания? Не сравнением себя с окружающими обычными людьми, но предстоянием перед вышестоящими.
Почему великий святой — Серафим Саровский — называл себя «убогим Серафимом»? Только из скромности и смирения? Отнюдь нет. Он в духе предстоял перед своим Пресветлым Иерархом — Царицей Небесной, по сравнению с Которой он чувствовал себя убогим.
Если кто-то превозносится, значит, он не «предстоит». И молится не Богу, но себе. Он может делать вид, что служит и поклоняется Высшему, но на самом деле он выше себя никого не видит, хотя и не признаётся в этом.
9 ноября 1996 г.
ПРИМЕСИ
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Слово «примеси» было взято из пронзительного и необыкновенно актуального сейчас, хотя написано в 1950-х годах, стихотворения немецкого прогрессивного писателя XX века Бертольда Брехта, обращённого к тем, кто может уйти.
Тем, кто может уйти
Те, кто может уйти, должны уйти,
Не нужно просить их остаться.
Остаться должны только те,
кто не может уйти.
Разве удержишь того,
У кого есть возможность уйти?
Ослабевшие не в силах
Удержать кого бы то ни было.
Но и в хорошее время
Не удерживайте тех, кто может уйти,
Потому что может наступить
плохое время.
С нами пойдут в бой лишь те,
Кому грозит то же, что и нам.
Что нам за толк, если кто-то
Любит нас за красивые глаза?
Скажем же им: сегодня
От нас ещё есть дорога,
Кольцо вокруг нас ещё не сомкнулось.
Может уйти каждый, у кого есть
убежище там, снаружи,
У кого есть друг среди врагов,
Тот, кто ещё может уйти.
Чтоб мы наконец остались одни,
Свободные от примесей, —
Люди, которые не могут уйти.
Сейчас мы вступаем в роковой, решающий период духовной истории человечества — примем ли мы законы Бытия, изложенные в Учении Живой Этики, или безнадёжно отстанем от эволюции духа, уйдём в прошлое навсегда. Что может удержать нас не свернуть с пути Служения, с пути продвижения? Свобода от примесей, о которых Брехт упоминает. В чём заключаются они? Их немало.
Каждый действует или во имя своё, или во имя общего блага. Действие «во имя своё» и содержит все те примеси, те свойства, которые тормозят продвижение и дают возможность уйти.
Власть, слава, богатство — три основные искушения, которыми сатана пытался соблазнить Христа. Если у ученика имеется тяготение к ним — он может сойти с пути Служения.
Одна из примесей — губительная половинчатость. У таких людей есть «друг среди врагов», есть «убежище там, снаружи» — так определяет эту половинчатость Брехт.
Каждый должен сам определить свои примеси. Никто другой точнее его самого этого не сделает. И сделать это надо, пока не поздно определиться.
Учение Живой Этики содержит перечень этих примесей и подробно говорит о них, раскрывая их суть и указывая на методы их изживания.
В Учении Живой Этики нет ничего отвлечённого — всё жизненно и всё применимо.
24 ноября 1996 г.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
К дню рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик
Второе рождение... Зинаида Григорьевна рассказывала, что в её жизни оно произошло в тот момент, когда она, молодая концертирующая пианистка и педагог, встретилась со своим Учителем. Это произошло на первой выставке картин всемирно известного художника Николая Рериха в Нью-Йорке в 1921 году. Она была восхищена и потрясена до глубины души невиданной красотой его полотен. Как заворожённая, стояла она перед ними, с глазами, полными слёз. Неожиданно ей предложили познакомиться с художником и его женой. Вначале Зинаида Григорьевна оробела, но какая-то неудержимая сила влекла её к встрече с ними. Подчиняясь зову сердца, она подошла к Николаю Константиновичу и Елене Ивановне и была изумлена их приветливостью. Они стали говорить с ней, как будто знали её очень давно, и пригласили в этот же день к себе в гости, где сразу предложили ей сотрудничать с ними и содействовать их культурным начинаниям в Америке. Зинаида Григорьевна без колебаний согласилась, и с этого момента началась её новая жизнь.
Впоследствии она стала директором Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Деятельность её на этом посту была очень многогранна и продолжалась многие годы, вплоть до её ухода из жизни в 1983 году.
Вот что писала Зинаида Григорьевна о своей работе в Музее в письмах в Россию [Н.Д.Спириной]: «Этот год особенно труден — мне приходится работать втрое [больше], чем в прошлом, — корреспонденция увеличилась на англ[ийском] и русском языках. ...Музей наш настолько вырос и стал известным, что запросы и просьбы идут не переставая. Конечно, материалы о Николае Константиновиче требуются всё время — радостно при мысли о мировой славе нашего великого учителя» (07.01.1981). «Работаю много — ...желание узнать о Николае Константиновиче как о великом художнике, мыслителе и борце за мир и культуру растёт ежедневно. Приходится давать подробные сведения о нём писателям, учёным и т.д. Всё это радостно, но требует усилий. Желательны новые, молодые силы, и они появляются. Работаем для будущего» ((23).12.1982).
Перед Восходом, 1996, № 11
К ДНЮ РОЖДЕСТВА
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
В конце декабря – начале января и у нас, и на Западе проходят памятные дни Рождества. Хотелось бы сказать по поводу этого великого Дня несколько слов.
Чтобы справедливо оценить человека или явление, надо представить себе, что было бы, если бы данного человека не было или данное явление не произошло.
В эти дни весь христианский мир празднует Рождение Христа, совершившееся около двух тысяч лет тому назад.
Учение Христа, содержащее всего две заповеди, было необычайно коротко и просто — возлюбить Бога и ближнего, но, как это бывает, самое простое оказалось чрезвычайно трудным для исполнения. Но тем не менее само существование таких заповедей уже до какой-то степени гуманизировало толпы звероподобных людей. У многих из них звериный инстинкт постепенно побеждался и уступал место сердцу. Мы не можем сказать, что в христианском мире заповеди Христа в полной мере приняты к исполнению. Но очень важно, что нарушение их утвердило понятие греха, и те, кто совершает злодеяния, понимают, что идут против божественных законов и не имеют себе оправдания. И может наступить момент раскаяния, когда высшая сущность человека, его божественное «Я» восстанет против зла и повернётся на путь совершенствования, на естественный, предназначенный ему путь эволюции всего сущего, на путь любви. Эту любовь в самой высочайшей степени проявил Христос, придя в этот мир. Он знал, что Его ждёт, и принёс великую жертву добровольно, ибо беспредельной была Его любовь и всепрощение к тем, которые, по Его словам, не ведали, что творили.
Что можем мы принести Христу в Его памятные дни? Хотя бы самое малое понимание смысла этих праздников и сердечное памятование о Том, во имя Кого эти светлые дни отмечаются.
29 декабря 1996 г.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
к конференции, посвящённой 70-летию экспедиции Н.К.Рериха. Павлодар – Омск
Приветствую вашу конференцию, посвящённую 70-летию экспедиции Н.К.Рериха и посещению ею вашего города. Огромное значение имеют такие посещения. Они оставляют след неизгладимый, и время не властно его стереть. Благословенны такие следы, как посевы светоносные, дающие всходы в неведомые нам сроки. «Посев семян добра не сохнет, и в дни суждённые зёрна процветут». Так говорит Учение Жизни, впитавшее в себя мудрость многих веков и тысячелетий. Благословенны свет несущие, открывающие нам врата в Новый Мир. Входящие в них пожнут плоды Эволюции, уготовленные нам великим Планом Бытия.
1996 г.
ВЕЛИКИЙ ДАР
Предисловие к книге
«Комментарии к картинам Н.К.Рериха и С.Н.Рериха»
Мало посмотреть картину, надо ещё и увидеть её. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!» (Мир Огненный, I, 30). Ви'дение произведений искусства
очень многогранно. И зависит это многообразие от степени развитости восприятия. Объяснение картин может помочь этому восприятию, когда раскрывается содержание картины, её смысл, а также и её живописные особенности. Велика радость увидеть нечто достойное и прекрасное. Тогда произведение искусства приближается к человеку, становится его другом, приносящим ему что-то новое, чего он ещё не знал. Воображение обогащается и растёт, и уже никогда не может быть утрачено. Каждое объяснение, раскрытие картины вводит в её мир, совершается увлекательное путешествие в дотоле неведомое.
1996 г.
СВЯТЫЕ — РАДОСТЬ НАША
Горит, горит вселенская Звезда,
Твердыня Справедливости и Знанья;
И радость о Твоём существованье
Во внешней тьме не меркнет никогда.
Подходят сроки близости Твоей,
Трепещет лотос сердца от Лучей,
Несущих пробуждение сознанья.
Н.Д.Спирина. Капли
В книге «Братство» сказано: «Странники могут постучаться. Странники могут сказывать о том, что за дальними пустынями, за горами, за снегами в несменном служении пребывают Великие Души.
Странники не скажут, были ли они в Обители. Странники не произнесут слова ''Братство'', но каждый слушатель поймёт, о каком Средоточии Знания говорится. Сеятели добрые идут по миру, когда содрогается человечество.
Люди хотят слышать об Оплоте, о Твердыне. Если они и недослышат об уставе, они всё же окрепнут от одной вести, что жива Твердыня Знания. Лотос сердца трепещет от приближения сроков.
О существовании Братства радуйтесь!» (1)
В разгар Первой мировой войны, в 1916 году, Н.К.Рерих написал картину «Три радости». Как и всё, что он делал, это не было случайностью. В эти трудные годы мысли художника направлялись к нашим высоким Заступникам и Покровителям, никогда не оставлявшим Россию в беде.
Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов.
Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном, — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей.
О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ.
Рерих так писал об этом: «Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает»(2).
И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах.
Народные верования так именуют Святителей:
Святой Егорий (в просторечии) — святой великомученик Георгий — великий Победоносец. В Житии Святых о нём сказано: «единого истинного Бога проповедник», «пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач».
Святой Николай — великий Чудотворец, «всякому помощник», «скорый утешитель», «в бедах заступник», «светозарный луч во мраке жизни».
Илья Пророк — по преданию, взятый живым на небо на огненной колеснице, «во плоти ангел», «провидец великих дел Бога нашего».
«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира»(3). Именно эта любовь, это безграничное сострадание лежит в основе всех подвигов Великих Святителей и их помощи простым людям земли.
Из Твердыни Знания и Любви исходит эта помощь.
И особенно тогда, когда мы призываем её пламенно.
На зов любви идёт Ответ,
Несущий Разуменья свет;
Твоей благой Стрелы полёт
Всепонимание даёт;
И Луч, в ответ на сердца стук,
Из праха поднимает дух.
Н.Д.Спирина. Капли
Перед Восходом, 1997, № 1