Вопрос 2. Схема занятия в творческом театральном коллективе
Вопрос 6. Педагогические задачи и основные разделы предмета «Мастерство актера».
Цель: Воспитание и развитие творческой индивидуальности.
Задачи:
1) Обучение элементам актерского мастерства.
2) Технология переживания
3) Обучение технологии создания образа(технологии перевоплощения, работа над ролью.)
Разделы:
1)подготовительный
Тренинг по развитию акт. Способностй
Работа актера над собой(я в предл. Обстоят.)
Главные задачи на 1м этапе: раскрытие тв. Индивидуальности ученика
2)Основной
Работа актера над собой в творческом процессе воплощение
(стать другим оставаясь самим собой)
Гл. задачи на 2м эт.:преобретение профессиональных навыков и предоставление ученику максимальной возможности для работы в разных жанрах.
Логично,органично,драматично.
Технология воплощения (перевоплощение)
«работа над ролью»
Наблюдение за животными
Наблюдение за людьми
Отрывок
Краткое содержание:
Курс акт. Мастерства включает в себя освоение:1)техники работы актера над собой и раскрытие своей тв. Индивидуальности 2)психотехника пережиания в работе над образом 3)техника воплощения в работе актера над ролями в разных жанрах.
Станиславский- метод исключения, позволяет устранить зажимы на пути созд. Образа.
Вопрос 7. Педагогические задачи и основные разделы предмета «сценическая речь».
Цель - Воспитание и развитие творческой индивидуальности.
Педагогические задачи:
- развитие силы звука
- развитие чистоты речи
- совершенствование речевого слуха и тембра голоса
Разделы:
А) Основы воспитания голоса и речи.
Б) дыхание и голос в словесном действии.
В) дикция в сценической речи.
Г) выразительные средства речи.
Д) Орфоэпия.
Е) Работа над текстом.
- Логика
- Описательный тест
- Стихосложение
- Проза
- Драматический монолог
Ж) Речь в движении.
Сц.речь.
-дыхание
-резонаторы
-артикуляция
-дикция
-звук
-голос
-сила звука
-тембр
-центр голоса
-диафрагма
-речевой слух
Вопрос 8. Педагогические задачи и основные разделы предмета «сценическое движение».
Цель:«Научиться мыслить действием»
Педагогические задачи:
- развитие и совершенствование у студентов ряда основных психических и двигательных качеств, которые необходимы в их будущей профессиональной деятельности, такие как: внимание, память, воля, сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость. Особое внимание уделяется обучению специальным сценическим навыкам: сценическим падениям и прыжкам, различным способам передвижения и преодоления препятствий, сценическим ударам, элементам сценической борьбы.
1) ОФП или УФП
2) Основой раздел
- Акробатика
- Работа с предметом
- Работа с партнером
- Сцен бой
- Сцен фехтование
- Манеры
- Эксцентрика (набор трюков)
Вопрос 9. Тренинг. Понятие, задачи, принципы.
Тренинг (англ.) – тренировка, специальный тренировочный режим, совокупность упражнений для развития различных навыков и умений.
Задачи:
- Развитие органов чувств и совершенствование механизмов восприятия, является регулятором движения(слушать, слышать).
- Совершенствование образной памяти и освоение механизмов мышления и речи.
- Освоение механизма жизненного действия.
Принципы:
- целостность психофизического процесса;
- действенность, предполагает активность и динамичность в построении упражнений, постановка целей, конфликтное построение, развитие действия, цепочка препятствий;
- принцип импровизационности, возможно при условии соблюдения закона, который Станиславский определили понятием « я-есть», т.е. всегда действие человека зависит от времени, а также новых обстоятельств.
-индивидуализация, требует от педагога учитывать возможности каждого отдельно взятого ученика, противопоставлять, сравнивать результаты, оценка работы должна быть относительна самого ученика.
-комплексность, развивает ряд качеств
Станиславский: « Трудное сделать легким, легкое – привычным, привычное – красивым, красивое – прекрасным.»
Вопрос 2. Схема занятия в творческом театральном коллективе
Учебное занятие – форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками. Процесс, представляющий формирование навыков, умений.
В зависимости от приоритета целей должен быть определенный тип занятий:
-По передаче знаний
-Закрепление новых знаний
-Систематизация и обобщение
-Комплексное применение
-Комбинированное занятие
-Контроль знаний
Различия занятий от урока ДОУ
-Могут носить общеобразовательный и воспитательный характер
Цель: формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка
Механизм разработки модели занятия:
- Определить место в системе занятий по конкретному разделу программы.
- Определить необходимость введения этого занятия, учитывая темы, содержание образовательного процесса, связь с предыдущим и последующим занятием.
- Проанализировать учебный материал по структуре содержания (теория, факты, сведения, умения, навыки). Определение специфики занятия. В какой целевой установке определен результат.
- Определить ведущие идеи. Составить развивающие задания, на основе диагностики реальных возможностей.
- Объем образовательного компонента. Формы организации деятельности, т.е. коллективность, индивидуальность, фронтальность.
- Придумать наиболее продуктивные способы использование наглядного материала на различных этапах занятия.
- Определить содержание, объем, форму самостоятельной работы детей, предусмотреть его нестандартность, разработать индивидуальные занятия.
- Составить текст образовательного компонента, в соответствии с его местом в структуре занятия (вводное, изложительное, новый материал,).
Конспекты:
- монологическая речь педагога.
- диалогическая речь, как совместная форма деятельности учителя и ученика.
Для построения учебного занятия необходимо выделить цель, содержание, способы, определенные результаты, этапы их достижения.
Вопрос 3. Театр как универсальная образовательная модель.
Образование (воспитание, обучение, развитие)
Пеагогика-наука о том как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески удовлетворенным с жизнью.
Педагогика как наука представляет собой совокупность теоретических и методических идей по ? воспитания.
Цель актерского мастерства: воспитание и развитие тв. Индивидуальности
Педагогическая наука и искусство
Предметом П. является исследования сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного…
Проблемы исследования П.:
1) Изучение сущности и закономерности развития форм личности и влияние на воспитательный процесс.
2) Определение целей воспитания посредством художественного образования (развитие творческой индивидуальности.
3) Разработка содержания образования.
4) Исследование и разработка методов воспитания.
Для выполнения задач, стоящих перед современным обществом в условиях вариативной политики, необходимо образование высокого качества. Дидактическое образование – развивающее. Репродуктивное – креативное.
Характеристика | Традиционная система образования | Система креативного образования |
Цель | Сумма знаний, умений, навыков | Формирование тв. личности: системности тв. мышления, развитие тв. способностей, создание условий для саморазвития личности |
Схема познавательной деятельности | Репродуктивная | Поисковая, творческая |
Принципы, методы, средства, организационные формы | Обучение по образцам | Тв. деятельность и обучение методом тв. деятельности. Ведущий принцип – сотворчество |
Задания | Преимущественно по образцам | Преимущественно творческие |
Управление познавательной деятельностью | Жестко-авторитетный стиль руководства | Гибко-демократический стиль руководства |
Продукт учебной деятельности | Решение связано с применением знаний в стандартных ситуациях | Решение связано с применением знаний в нестандартных ситуациях |
Образовательные идеи:
1) Креативная (я – творец)
2) Непрерывное образование.
Театр как социальный институт выполняет функцию формирования сознания: создание представлений о мире и человеке.
Является транслятором культуры, передатчиком культурных эпох и поколений.
Театр использует механизм непосредственного переживания, что предполагает у зрителя способность к эмоциональной восприимчивости – эмпатии.
Функция театра как транслятора можно увидеть:
- государство, власть
- зритель
- участники театра
Для государства любого типа важно распространять идеологию конкретной влсти, отношение к власти.
Для зрителя, нужда в эмоционально эстетической воздействии спектакля на себя. Для развлечения отдыха. Также учитель жизни.
Для участников театра, через своих творцов театр осуществляет развитие человека и общества, приобщает к литературе, культуре. Люди театра помогают создать знаковую систему эпоху, выражающую её стиль.
Театры являются важной частью Культуры
Специфика театров как вида культуры:
1) Коллективность
Развитие коммуникации
2) Синтетический вид искусства
Драматургия, танец, живопись, вокал. Развивает эстетическое чувство, давая эстетические знания, формируя эстетический вкус
3) Актер – носитель специфики театра.
Признаком отличия являются: материал + инструмент + творец.
Занятия театральным искусством предполагает развитие личности актера, дает возможности для воспитания творческой личности. Физ, эм, интуит.
Действие-основной материал т. Искусства
Действие-волевой психо-физический процесс направленный к опред. Цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
ИГРА ЯВЛ. СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ТЕАТРА ЕГО ВИДОВЫМ ПРИЗНАКОМ И БЛИЗКА ЧЕЛ. ОСОБЕННО В ДЕТСТВЕ,ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ ОБ ОБУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ИГРУ.
Игра – это важный признак театра и тот вид деятельности, который сопровождает человека через удовольствие.
Т.КАК УНИВЕРСАЛЬН. ОБРАЗОВ. МОДЕЛЬ
ПРИЗНАКИ:
1)Т.-искусство коллективное
2)Т-искусство синкретическое
3) игра
4)актер-ноститель специфики театра
Вопрос 4. Модель театрального коллектива системы дополнительного образования.
Успешность театрального К. зависит от освоенности его познания законов театра. Овладение элементами актерского мастерства и возможность их реализации.
Принципы модели:
- изучение психологических особенностей личности учащихся;
- непрерывность творческого развития;
- преемственность творческого развития;
-самоорганизация творческой деятельности, творческая самореализация, сотворчество;
-положительный эмоциональный фон;
-системность мышления;
- коммуникативность;
-демократия учебного процесса.
1 БЛОК (модуль)
Подготовительные группы, 4-6 лет, дошкольный возраст.
Задачи:
Социально эмоциональное развитие ребенка, на основании созданной атмосферы творчества, развитие речи и навыков общения, развитие моторики.
Результаты:
1ый год – Инсценировка русской народной сказки
2ой год – Инсценировка стихов детских авторов.
2 БЛОК ( модуль)
Студийная группа, 7-13 лет, младший возраст.
Задачи:
Обучение элементам художественных выразительных средств театра.
Результат:
1ый год – Постановка одноактного спектакля (30-50мин) музыкального, пластического, драматического.
3 БЛОК (модуль)
Старшая группа, 14-17 лет, театр.
Задачи:
Развитие творческой самостоятельности и совершенствования художественно-образных исполнительских навыков через психологическую разработку роли и жанровое решение спектакля, как особенности способа существования актера.
Результаты:
1ый год – Постановка спектакля разных жанров (комедия, мелодрама,) и его эксплуатация (показ).
4 БЛОК (модуль)
Творческая мастерская (принцип вертикали) от 6-17 лет)
Задачи:
Осознание ребенком таланта ( самостоятельная работа)
Результаты:
1ый год – Создание целостного сценического произведения разных жанров.
Для реализации этой модели необходим педагогический состав, специализированные сотрудники, материально технические условия. Принцип открытости.