Тест: ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ним. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.
8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизни встречались часто циничные люди.
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
12. Добро должно быть с кулаками.
13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность в моем окружении на работе – редкое качество.
21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Интерпретация:
Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.
1. Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.
О завуалированной жестокости по отношению к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемый за соответствующий вариант): 1 – да (3), 6 – да (3), 11 – да (7), 16 – нет (3), 21 – нет (4). Максимально можно набрать 20 баллов. Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
2. Открытая жестокость в отношении к людям.
Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9), 7 – да (8), 12 – да (10), 17 – да (10), 22 – да (8). Максимально можно набрать 45 баллов.
3.Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 – да (1), 8 – да (1), 13 – нет (1), 18 – да (1), 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным.
4.Брюзжание.
О наличии такого компонента свидетельствуют следующие вопросы: 4 – да (2), 9 – да (2), 14 – да (2), 19 – да (2), 24 – да (2). Максимальное число баллов – 10.
5.Негативный личный опыт общения с окружающими.
О негативном личном опыте общения с окружающими свидетельствуют вопросы: 5 – да (5), 10 – да (5), 15 – да (5), 20 – да (4), 25 – да (1). Максимально можно набрать 20 баллов.
Для подведения итогов необходимо заполнить следующую таблицу:
Показатели | Максимум баллов | Вами полученные баллы | Процент от максимума баллов |
Завуалированная Жестокость Открытая жестокость Обоснованный Негативизм Брюзжание Негативный опыт Общения | |||
Всего: |
Если вы получили балл выше среднего – 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии ваших партнеров по общению.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ
Практическое задание:
Предположим, что уровень развития любого человеческого качества можно условно изобразить в виде вертикальной линии. Нижняя точка этой линии будет символизировать самый низкий уровень развития этого качества, а верхняя - максимально высокий. На рисунке 1 нарисовано семь таких линий для обозначения ряда психологических особенностей человека (Рис. 1А) и семь линий для характеристики Вашей внешности (Рис. 1Б).
Ваша задача: на каждой линии отметить знаком (-) уровень развития у себя данного качества, знаком (+) - уровень, которого Вы хотели бы достичь.
Психологические качестваХарактеристики внешности
1) Ум 1) красота внешности
2) способности 2) полнота
3) характер 3) пропорциональность телосложения
4) авторитет у людей 4) симметричность тела
5) привлекательность 5)умение одеваться
6) уверенность в себе 6) гармоничность цветового сочетания
7) деловитость 7) соответствие фигуры стандартной
А Б
Рис.1
А теперь посмотрим, что у нас получилось. Выразим каждый ответ в баллах. Для этого измерим с помощью линейки расстояние в миллиметрах от нижней точки каждой линии, условно принимая его за 0, до отметки «+» и получим количество баллов по желательному уровню развития качества (или уровню притязания). Измерив расстояние от нижней точки линии до отметки «-» мы получаем балл самооценки качества. Каждая линия у нас как бы шкала для оценки от 0 до 100 баллов, где 1мм равен 1 баллу. Результаты внесем в таблицу:
Данные самооценки психологических качеств
и характеристик внешности
Уровень развития качеств | Оцениваемая группа параметров | |||||||||||||
1. Психологические качества | 2. Характеристики внешности | |||||||||||||
Желательный уровень «+» | ||||||||||||||
Реальный уровень «-» | ||||||||||||||
Расхождение | ||||||||||||||
между желаемым и реальным |
Заполнив первую и вторую строки таблицы, посчитаем показатель расхождения между желаемым уровнем (уровнем притязания) и самооценкой. Для этого вычтем из показателя первой строки показатели второй в каждом столбце таблицы.
Если уровень притязания больше уровня самооценки, число будет положительным, если наоборот - отрицательным (не забудьте его записать со знаком «-»).
Теперь определим среднюю арифметическую величину расхождения между уровнем притязания и самооценкой реального уровня отдельно для группы психологических качеств и для группы качеств внешности. Для этого суммируем все семь показателей психологических качеств (не забывая об алгебраических знаках, т.к. прибавить отрицательное число - это значит вычесть его абсолютное значение) и разделим полученный показатель на 7. Аналогичную процедуру выполним для показателей второй группы (качеств внешности).
Теперь обсудим результаты. Вначале прокомментируем значение частных показателей.
Уровень притязаний по отдельным шкалам и средний показатель по уровню притязания может быть у молодых женщин:
- низким - ниже 55 баллов, средним - 55 -74 балла, высоким - 75- 89 баллов, очень высоким - от 90 до 100 баллов.
С возрастом показатели несколько уменьшаются. Оптимальным для человекасчитается показательот 75 до 89 баллов, более высокое значение говорит о нереалистичном и некритичном отношении к себе, а показатель ниже 55 свидетельствует о заниженном уровне притязания, что в жизни не совсем хорошо. Если мы мало на что претендуем, то не многого и достигаем!
Показатели самооценки колеблются: низкий показатель - ниже 45 баллов, средний - от 45 до 59 баллов, высокий - от 60 до 74 баллов, очень высокий - 75 - 100 баллов.
Реалистичный человек имеет показатели в диапазоне от 45 до 74 баллов. Показатели ниже 45 баллов говорят об очень низкой самооценке, что обычно связано с излишней критичностью, наличием психологических проблем.
Сопоставив аналогичные средние показатели психологических качеств и характеристик внешности, Вы получите наглядную картину связи Вашей общей самооценки и самооценки вашей внешности в настоящее время и на перспективу (сравнивая уровни притязания). Чаще всего эти показатели одной высоты, либо попадают в соседние интервалы. Очень высокую самооценку личности часто имеют люди с высокой самооценкой внешности, а низкая самооценка сочетается с критичным отношением к своей внешности. Бывают, конечно, люди, имеющие низкую самооценку внешности и высоко оценивающие свою личность в целом. Но низкая общая самооценка очень тесно связана с неудовлетворенностью своим внешним видом. А его улучшение поднимает общую самооценку человека.
Нам осталось понять, о чем говорят показатели расхождения между уровнем притязания и уровнем самооценки.
Если частные и средние показатели положительные, то это свидетельствует о наличии перспектив развития того или иного качества в сторону его увеличения.
Нулевой показатель может быть понят либо как полная удовлетворенность положением вещей, либо как абсолютная непритязательность и безразличие к возможностям перемен.
Полученный отрицательный показатель говорит о необходимости изменений в сторону уменьшения либо общей самооценки личности, либо самооценки внешности.
Человек без особых психологических проблем имеет обычно положительный показатель расхождения между уровнем желаемого, который не превышает 15-20 баллов. Большее расхождение указывает на определенные внутренние проблемы, либо на глубокую неудовлетворенность своей внешностью.