Художественная культура как подсистема культуры
Художественная культура является подсистемой культуры. Это совокупныйспособ, продукт и принцип организации художественной деятельности, которая включает в себя все процессы, протекающие вокруг искусства – создание, хранение, восприятие и т. д. – и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование – воспитание художников, публики, критики и т. д.
Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство – часть художественной культуры, ее вершина.
В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому («пересказать»). Известно высказывание Л. Н. Толстого, который в ответ на просьбу кратко передать суть романа «Анна Каренина» ответил, что для этого необходимо повторить роман слово в слово. Единство формы и содержания – закон художественного мышления.
Схема 1
Схема 1 условно иллюстрирует место художественной культуры и искусства в эпицентре культуры. На определенном этапе развития природы рождается новая форма бытия – человек, который перестает быть существом только биологическим, природным, но становится и существом общественным. Человек синтезирует в себе природное и социальное начала. Соединение биологического и общественного в человеке является не механическим, но органическим, неделимым.
Этот синтез становится возможным благодаря принципиальным отличиям деятельности человека от деятельности животных. Основные законы деятельности людей не передаются генетически, как это происходит у животных, а транслируются с помощью механизма социального наследования. Его работа состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, то есть опредмечивается в вещах, произведениях философии, науки, искусства, религии. Именно благодаря им каждым последующим поколением наследуются вырабатываемые людьми ценности, знания, умения. Так возникает культура, и человек становится единством биологического, социального и культурного.
Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, чтоискусство как плод художественной деятельностизапечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т. д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.
Показательной является точка зрения В. Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина является «энциклопедией русской жизни». Точно также энциклопедиями своей эпохи стали произведения художников итальянского Возрождения, тем более что если брать совокупность всех творений определенной эпохи, а не произведения только одного крупного автора, картина мира определенного времени становится более выразительной. Для своей культуры искусство – это портрет, самосознание.Для других типов культуры искусство играет роль языка, позволяющего одной культуре проникать в глубинную суть других и тем самым обеспечивать взаимопонимание, диалог культур. По выражению Ф. Ницше, «подлинным выражением жизни является не история, а искусство».
Слово искусство многозначно. В качестве художественного творчества оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.) мыслителями XVIII-XIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»[1].
Мы назовем искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»[2].
Искусство имеет творческий характер. Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же – во имя их обогащения.Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей – вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.
Изучение искусства
Изучением искусства занимаются многие науки. Особое место среди них занимает эстетика. Она исследует искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, особую художественно-образную сферу человеческой деятельности, то есть целостное бытие искусства.[3] Эстетика и искусствознание– две различные науки: по предмету исследования эстетика исследует законы художественного творчества, которые являются общими для отдельных видов искусств; искусствознание нацелено на рассмотрение своеобразия каждого конкретного произведения и его уникальности, особенности. По подходу к произведению искусства – эстетика оперирует методами и категориями философской мысли, искусствознание опирается на анализ и обобщение эмпирического материала.При этом они обогащают друг друга. Эстетика без искусствознания превратилась бы в умозрительную науку, а искусствознание без эстетики выглядело бы разрозненным знанием. Разделы искусствознания – история искусства, теория искусств, художественная критика.
Исследованием феномена искусства занимаются и другие гуманитарные, «гибридные» дисциплины: социология искусства, психология искусства, философия искусства, культурология искусства. Социология искусства рассматривает его как общезначимую ценность, указывая на две сферы художественной жизни общества: система художественного производства и система художественного потребления.
Психология искусства выявляет наиболее общие закономерности, характерные для всех видов художественного творчества, устанавливает механизмы становления личности творца, а также анализирует формы воздействия искусств на человека.[4] Одной из наиболее известных работ в этой области является «Психология искусства» Л. С. Выготского (1896-1934).
Философия искусства – дисциплина, связанная одновременно и с эстетикой, и с философией, отличающаяся еще более высокой степенью обобщений, систематичностью, внутренней взаимосвязью категорий и понятий. Труды под названием «Философия искусства» есть у Ф. Шиллера, В. С. Соловьева, И. Тэна и др.