Чтобы вознести тебя к высотам хорошего рисования
Эндрю Лумиc
РИСОВАНИЕ. Уроки рисования.
Эти уроки рисования карандашом и этот сайт о рисовании станут для Вас основой в увлекательном процессе обучения и вы поймёте как научиться рисовать. Очень хорошо, что вся человеческая раса, каждый мужчина, женщина и дети имеют неповторимые индивидуальные черты лица. Если бы лица были одинаковыми, как бирки на баночках с томатами, мы бы жили в очень спутанном мире. Когда мы об этом думаем, жизнь, по большому счету, продолжающийся поток опыта и контактов с людьми, с различными людьми. Только представьте, что Джонс, продавец яиц, есть отдельная соответствующая часть мистера Смита, банкира; если посмотреть, к примеру, вокруг стола, то можно заметить, что он как часть мистера Мерфи, мистера Голдблат, или мистера Троцкого – не получится быть уверенным на 100%. Предположим, что все лица в журналах и газетах были бы друг на друга похожи; и мужские, и женские. Насколько могла бы жизнь быть скучной! Даже если ты не унаследовал лицо, даже если оно далеко от красивого лица, природа действительно дала нам всем очень хороший прорыв, наконец, для того, чтобы мы поняли, что мы – индивидуальности и каждый из нас должен быть благодарен за то, что у него есть лицо, плохое или хорошее. Потому что оно неопровержимо наше!
Индивидуальность лиц может быть определенно интересной для изучения, особенно для тех, у кого есть немного таланта к рисованию. Однажды мы поняли некоторые причины различий, и наше изучение рисования карандашом стало всепоглощающим. С помощью наших лиц природа не просто определяет нас, но и дает миру информацию о нас.
Наши мысли, эмоции и отношения, даже стиль жизни, которым мы живем, отражаются в наших лицах(это будет показано и описано в следующих уроках по рисованию). Подвижность плоти, сила впечатления – это более, чем просто идентичность. Это дает больше, чем обычное внимание, это отражается на нашем сознании. Принимая во внимание психологические и эмоциональные фазы впечатления, простым языком мы можем указать на технические причины улыбки, хмурого взгляда, и других проявлений, которые мы называем мимикой или лицевыми выражениями. Мы говорим, что человек, может выглядеть виноватым, ущемленным, напуганным, довольным, злым, самодовольным, доверительным, растерянным, и, главнее всего, заключенным в какие-то рамки. Несколько мышц, которые крепятся к костям черепа, обеспечивают механику каждого выражения. Эти мышцы и кости не сложные для изучения. На этом сайте мы будем учиться рисовать карандашом, но сперва пойми - насколько интересно все устроено!
И так, как научиться рисовать?
В начале хочу сказать, что эффективное рисование головы не является делом состояния души или мозга. Это, прежде всего, передача правильных форм в их пропорциях, перспективе и свете. Все остальные качества приходят как результат способа передачи формы. Если художник все делает правильно, а с помощью наших уроков рисования будет рассказано как все сделать правильно, тогда раскрываются и душа, и характер. Как художники, мы только смотрим, анализируем и переносим на лист. Глаза, написанные по всем правилам обязательно будут смотреться живыми из-за мастерства художника, а никак не из-за способности читать душу человека.
Главный элемент в определении большинства вариаций – собственно форма черепа. Есть круглые головы, квадратные, головы с широкими челюстями, продолговатые головы, узкие головы и головы с редеющими челюстями. Есть головы с высокой и низкой макушкой и лбом. Некоторые лица вогнутые, а другие выпуклые. Носы и подбородки выдающиеся или редеющие. Глаза большие или маленькие, либо далеко друг от друга посаженные, либо рядом. Уши всех видов, размеров и форм. Есть лица с наклоном и жирные лица, с большими скулами и маленькими. Есть длинные губы, широкие губы, тонкие губы, полные губы, выдающиеся губы. Единое разнообразие форм и размеров носов. Ты можешь это пронаблюдать с помощью умножения этих факторов, получатся миллионы различных лиц. Конечно, по закону среднего, определенные комбинации факторов появляются в ограниченном количестве.
Поэтому люди, которые не связаны родством, иногда похожи друг на друга. У каждого художника был опыт того, как кто-то сказал ему о том, что голова, которую он нарисовал, похожа на голову знакомого или родственника.
Целью художника является самый простой способ рисования – череп должен быть податливый и иметь определенную форму как результат давления. Форма может меняться с помощью эластика и карандаша без потери своих анатомических черт. Хотя черепа имеют большое разнообразие форм, действительные измерения очень совпадают. Это означает, что объем одинаков, а форма различна. Предположим, мы делаем череп из мягкой глины в рамке. Рамки можно зажимать до предания черепу различных форм. Таким образом из одного и того же объема можно получить узкую голову, широкую голову с широкими челюстями и другие типы. Мы не предаем значение тому, а лишь только анализируем, как получилась та или иная форма головы и, таким образом, определяем тот тип головы, который мы хотим нарисовать. Научись рисовать в наших уроках и позже, когда будете более просвещены в вопросе строения черепа, вы сможете показывать различные вариации настолько успешно, что будет возможно без труда нарисовать любой тип, который вы выберите, очень убедительно, мало того вы сами сможете дать урок рисования другому начинающему художнику. В то же самое время вы сможете более понятливо подходить к рисованию различных типов головы. К тому времени, когда вы поймете принцип работы лицевых мышц на кости, вы будете способны отображать любые эмоции на одной и той же голове.
Стоит запомнить то, что череп зафиксирован на одной позиции за исключением челюстей, неподвижен, но плоть подвижна и всегда меняет свою форму, что всегда связано со здоровьем, эмоциональностью и возрастом. Когда череп полностью сформирован, он сохраняет свою форму на всю жизнь и является составляющей основой для различных форм плоти. Череп всегда является основой для всех определяющих внешний вид черт. От черепа мы получаем пространственные определяющие черты, которые более важны для художника, чем его собственные. Эти черты должны занимать самые подходящие места в нашем строении. Если это происходит, у нас возникают небольшие трудности в рисовании. Попытки нарисовать черты, которые не находятся на месте – почти безнадежное занятие. Происходят странные вещи: рты прикрыты вместо улыбок, лица становятся странными и безобразными. Мы пытаемся исправить лицо, которое не будет смотреться на рисунке, хотя изменения не помогут. Чтобы не получились глаза как «розетка», мы подравниваем щеки, если отсутствует линия челюсти, мы добавляем лоб. Чтобы узнать как научиться рисовать, следует знать, что сначала идет набросок структуры головы. Я уверен, что ты можешь этому научиться с помощью нащих последующих уроков рисования карандашом.
Большой разницей между начинающим художником-любителем и продвинутым хотя еще новичком, является попытка начинающего нарисовать сначала глаза, уши, нос и рот на пустом белом пространстве в окружении нескольких набросков лиц. Они нарисованы только в двух измерениях – высота и ширина.
Мы иногда должны прибегать к такому измерению как толщина. Это означает, что нужно рисовать целую голову таким образом, каким она существует в пространстве, а лицо строить на основе нарисованного. Благодаря этому, можно не только обозначить отличительные черты лица, но также отобразить свет и тени, далее определить бугорки, выступы, складки, морщинки как следствие работы лицевой мускулатуры, костей и подкожного жира. Запомните хорошо этот главный урок рисования головы.
Чтобы помочь начинающему работать с третьим измерением, многие варианты были предложены различными учителями. Некоторые используют форму яйца, другие форму куба или блока. Некоторые даже начинают с одной черты и продолжают построение формы вокруг нее, пока не получится целая голова. Однако, эти приемы могут быть ошибочными. Только фронтальный вид головы похож на яйцо, и даже это не дает линии челюсти. В профиль голова не похожа на яйцо. Что касается куба, нет четкого способа помещения туда головы. Голова совершенно не похожа на куб, смотря на нее под разными углами. Единственная ценность куба заключается в том, что можно набросать контуры строения черепа. Об этом вы узнаете позже.
Более логичным кажется то, что нужно начинать с формы, которая похожа на основу черепа, поэтому дальнейшее рисование не будет сложным. Это основание для правильных линий черепа. Это можно сделать с помощью рисования шара, который похож на череп. Он круглый, но немного приплюснут со сторон, имеет челюсть и определенные черты.
Несколько лет назад я использовал этот план и сделал его основой для написания моей первой книги «Веселимся с карандашом». Я счастлив сообщить, что этот план приняли с энтузиазмом, и сейчас его широко используют в школах, а также новички и профессиональные художники. Любое эффективное достижение должно предполагать череп и его составляющие части, а также способ его разделения. Разумно начинать рисовать круг с квадратом, равно как и начинать рисование головы с кубом.
Отрезая углы и подгоняя квадрат, можно придти к довольно четкому кругу. Можно также отбросить куб, пока есть голова. Но лучше всего – это длинное круговое очертание. Почему бы не начать с круга или шара? Если вы не можете нарисовать шар, возьмите монетку или компас. Скульптор начинает с общей формы лица, присоединенного к окружности черепа. Он не может по-другому.
Я представил этот план в таком простом ракурсе, что он в одно и то же время креативен и точен. Другие точные способы требуют механических средств, таких как проектор, циркуль, пантограф, либо использование увеличителя. Очень большой вопрос состоит в том, хочешь ли ты развивать способность рисования головы, или ты будешь довольствоваться механическими средствами.
Мое мнение таково: ежели тебя привлекает последний способ, тогда тебе лучше не читать эту книгу. Подумай о том, на что ты хочешь сделать ставку в рисовании головы в самом лучшем исполнении. Вообще –то, если твоя работа приносит тебе удовлетворение и ты дрожишь от полученного результата, я требую, чтобы ты поставил себе цель – усовершенствовать твои способности.
Рисунки черепа на этом сайте о рисовании показывают возможности в рисовании всех видов и вариаций черепа. После того, как ты научился рисовать шар и планки, ты можешь делать почти все, что тебе нравится, собирая части черепа в единую структуру, используя разметку, которую ты сделал в средней части лица. У тебя на вооружении есть челюсти, уши, рты, носы, глаза. Все вышеперечисленное может быть как большим, так и маленьким. Скулы могут быть посажены высоко, или низко, верхняя губа может быть длинная, или короткая, щеки полные или обвисшие. Используя различные комбинации, можно добиться почти исчерпывающих черт лица. Будет очень интересно поэкспериментировать.
Хотя структура любой головы включает в себя более или менее одинаковые трудности, этот сайт разделен на уроки рисования мужчин, женщин и детей различных возрастов. Как можно будет увидеть, несмотря на то, что технические различия не столь важны, сколько существуют значительные различия в конечном результате и в ощущении.
Возможность рисовать руки (кисти) убедительно также очень важно для художника. Но материала очень мало. В следующих уроках рисования карандашом есть информация, которая поможет тебе понять принципы строения, на которых основывается рисование рук.
Итак, за работу!
Как рисовать Головы мужчин
Давайте начнем с определения нашей общей цели. Ты можешь заниматься рисованием как хобби. Возможно, ты изучаешь искусство и посещаешь занятия по рисованию. Возможно, ты молодой профессионал, уже окончивший школу, стараешься улучшать свое мастерство с целью получения дохода. Возможно, много лет назад ты изучал искусство, и сейчас у тебя появилось время и стимул снова вернуться к истокам. Возможно, ты занимаешься коммерцией в искусстве, где жесткая конкуренция, ты ищешь что-то, что поможет тебе занять свое место и, если возможно, подтолкнет тебя вперед. К какой бы категории ты не относился, этот сайт поможет тебе, потому что в нем содержатся практические знания техник рисования головы, которые подходят как для новичка, так и для продвинутого художника в те самые неудачные моменты, когда голова, которую рисует художник, может не удовлетворить человека. Должен быть истинный основной мотив перед плодотворной попыткой. Спросите себя максимально честно: «Почему я действительно хочу рисовать головы и рисовать хорошо?».
Для личного удовлетворения? Означает ли это для вас пожертвовать достаточно времени для обучения? Вы надеетесь когда-нибудь продавать ваши работы, чтобы заработать средства к существованию? Хотите ли вы писать портреты, рисовать женские лица для календарей, иллюстрировать рассказы в журналах, делать рекламу? Вы хотите улучшить ваше рисование головы для того, чтобы потом продавать? Является ли для вас рисование отдыхом, помогает ли оно вам избавиться от напряжения и очистить ваш разум от забот и проблем? Основательно займитесь поиском настоящего мотива. Если он будет достаточно сильным, он даст вам попытку выдержать разочарование или даже провал. Можно я сделаю одно предположение? Что бы ни было твоим мотивам – будь терпелив. Нетерпение больше всего, чем что-либо другое, тормозит настоящую возможность.
Если ты делаешь что-то хорошо, я уверен, что-то ограничивает тебя для достижения цели. Мастерство – это возможность преодолеть препятствия на пути получения нехватающих знаний о том, что ты желаешь делать. Это нормально, когда мы пытаемся что-то сделать. Мастерство – это результат постоянного действия, «снова и снова», включая нашу способность применять наши знания по мере их поступления. Давайте привыкать отбрасывать неудачные попытки и работать дальше. Давайте посмотрим на препятствия как на само собой разумеющееся при любой попытке, когда они не кажутся непреодолимыми и приносящими поражение.
Наш процесс будет немного отличаться от обычного учебника. В общем, может показаться, что учебник ограничивается только задачами и их решениями, или анализом техники. По-моему, это одна из причин, по которой учебники трудно читать и анализировать. Каждая сконцентрированная, творческая попытка включает в себя мастерство, как проявление личности. С тех пор, как мы работаем с неорганическими материалами, такими как орехи и др., а с человеческими качествами, как надежда и амбициозность, вера и разочарование, мы должны отбросить учебники вместе с их формулами, и считать личные достижения основным элементом нашего планирования. Инструктор может быть не очень полезен, если он даст своим ученикам лишь фразы из учебников, сухие факты, без чувств, без похвалы или личной поддержки. Я не могу разделять ваши проблемы, но я могу запомнить свою и предположить, что они мало чем отличаются друг от друга. Прежде всего, эта книга предугадывает решение проблем еще до того как они появятся. Поверь, что это единственный способ эффективного использования знаний и материала. Существует некая доля наслаждения тем, что ты сам себе доказал правоту в этом деле. Моя задача заключается в том, чтобы дать рабочий материал, который поможет тебе предпринять самостоятельную успешную попытку, в то же самое время показать, что любой может достичь этого. Успех приходит только при личной работе, а также с помощью знаний, которые можно применять. Если бы это не было правдой, мы могли делать все просто, всего лишь прочитав книгу. Мы все знаем, что это ложь. Есть книги почти на любую тематику. Их ценность складывается из объема и вида знаний, а так же из того, как применять эти знания на практике.
Чтобы хорошо нарисовать голову, художник должен отделить свой разум от эмоций рисуемого человека и объективно оценивать происходящее. С другой стороны, он мог бы рисовать эту голову вечно, без видимых эмоциональных изменений, или внести другую эмоциональную окраску в предмет. Одно лицо можно изобразить тысячью способами, но рисование должно отобразить только эффект единичного положения.
Пусть он думает, что голова – единственная форма в пространстве, фрагмент натюрморта, а не изменяющаяся личность.
Для начинающего есть значительное преимущество в рисовании со слепка, или с фотографии, наконец, с неподвижного предмета, которого он может объективно воспринять и оценить. Логично, что наша книга начинается со среднестатистической головы, черт лица и интервалов, постепенно перерастая в чистую и насыщенную форму. Индивидуальные характеристики очень сложные до тех пор, пока мы не научимся связывать их в основную структуру, точную и правильную. Давайте зафиксируем у себя в уме, что сам череп является структурой, а все остальное – только остатки.
Анатомия и структура могут оказаться скучными, но не для строителя. Возможно будет скучно изучать, для чего нужны пила и молоток, но только не тогда, когда вы собираетесь строить собственный дом.
Сложно представлять голову как механизм. Но если вы изобрели механизм, вы никогда не потеряете свой интерес. Только представьте, что голова может быть отличным механизмом, и вы нарисуете ее с таким интересом, как будто вы вставляете часть двигателя в общий блок, чтобы он замечательно и четко работал.
Это доказательство того, что нужно начинать с основной формы, которая отдаленно напоминает череп.
Посмотрим на череп, мы увидим очень похожую форму шара, срезанного с боков и немного выпуклого спереди и сзади. Кости лица, включая глазницы, нос, верхнюю и нижнюю челюсти, все прикреплено спереди шара. Наша первая задача – суметь составить форму шара и план лица таким образом, чтобы они составляли одно целое и могли бы поворачиваться в любом направлении. Очень важно составить голову и законченной и твердой форме, чем просто иметь возможность визуального созерцания. Естественно, мы не можем видеть половину головы.
Если вы обратитесь к главе 1, вы отметите, что одна половина головы была прозрачной, таким образом, общая структура головы тоже видима. Рисование таким способом видимой части головы может быть сделано с помощью осмотра. Таким образом то, что мы не видим, может быть попросту представлено как повторение того, что мы видим. Мой старый учитель однажды сказал: «Будь готов нарисовать невидимое ухо». Что меня озадачило. Потом я понял, что он имел ввиду. Рисование головы не закончено, пока ты не прочувствуешь невидимую сторону.
Из этого очевидно, что невозможно нарисовать голову правильно, начиная с глаз, или носа, не представляя череп и расположения мимических мышц. Кто-то может сказать, что автомобиль легче рисовать, если начинать с руля. В рисовании ни одна часть не может быть главнее целого, но целое всегда создается частями. Всегда можно разбить целое на части, вместо того, чтобы думать, как взять отдельные части и соединить их вместе в правильной пропорции. Например, легче узнать, что форма головы – это одна треть лица, и сколько места на черепе занимает лицо, чем строить череп целиком.
Рисование основной формы головы
Череп больше всего похож на шар, нежели на какой-нибудь другой предмет. Чтобы представить шар, как твердую сферу, нужно провести ось, подобно гвоздю, вбитому сверху шара. Через центры, образованные осью, можно разделить шар на четверти и среднюю линию (экватор). Теперь если отсечь мнимые «шапки» у шара с каждой стороны, мы получим основную форму, очень напоминающую череп. Средняя линия (экватор) образует бровную линию. Одна из линий, проходящая через ось, образует среднюю линию лица. Середина от бровной линии до оси образует линию волос, или верх лица. Мы проводим срединную линию вниз по шару. На ней мы отмечаем две точки – одинаковое расстояние до лба, или, по-другому, от бровной линии, до линии волос. Это позволит определить длину носа и ниже – край подбородка. Теперь можно нарисовать план лица, используя линию челюсти, которая соединяется на полпути вокруг шара с каждой стороны. Уши – половина линии (верх, низ), равное расстояние от бровей до кончика носа. Шар можно наклонять в любом направлении.