Тема 2. Исследовательский компонент в изучении народной культуры.

Краеведение

Тема 2. Исследовательский компонент в изучении народной культуры.

История и основные закономерности развития тамбовских народных промыслов

1. Терминология:

Типология тамбовских промыслов.

Основные этапы истории.

Ярмарки и выставки.

НАРАБОТКИ К КАРТЕ ТАМБОВСКИХ ПРОМЫСЛОВ

1. Терминология:

1. Промысел – ремесло, имеющее значение основного занятия, приносящего доход. Промысел – основной вид, либо наиболее существенный вид хозяйственной деятельности, обеспечивающий доход. Источник сбыта продукции находится вне производящего хозяйства (на стороне).

2. Ремесло – вид хозяйственной деятельности, удовлетворяющей надобность в жилище, предметах быта, одежде и пр. Ремесло предполагает применимость ремесленных навыком внутри сообщества. Сбыт осуществляется внутри производящего хозяйства.

3. Художественный промысел – изготовление продукции, которая служит не только удовлетворению жизненных нужд, но и обеспечивает эстетическое выражение культурных смыслов.

4. Традиционный народный промысел – вид хозяйственной промысловой деятельности, характерной для какой-либо местности исконно. Навыки такой деятельности передаются из поколения в поколение.

2. Типология тамбовских промыслов.

1) Деревообрабатывающий промысел (Бондарное, токарное, мебельно-столярное, экипажно-колесное и щепное производство).

Щепное производство (посуда – ковши, солонки и пр.; резные прялки, детская игрушка и пр.)

2) Гончарный промысел (керамическое производство – кирпич, керамические трубы, посуда, игрушка керамическая)

3) Домашнее ткачество(полотна – х/б, шерстяные, парусина, половики, ковры, детали одежды, кушаки и пр.).

4) Вышивка (станковая, ручная – роспись, крест, гладь, тамбур и пр.).

5) Кружевоплетение (коклюшки, крючок, игла и пр.)

6) Плетение из лозы и соломы (корзины, посуда, детали одежды, лапти и пр.)

7) Ковроделие

8) Кузнечные промыслы.

Литье из металла

10) Музыкальные инструменты

Как пример художественного промысла - Деревянная скульптура в тамбовских храмах – моршанские мастера. Элементы барокко. Скульпторы из Земетчино и Пичаево.

Афанасьева, З. Моршанская скульптура / З. Афанасьева // Тамбовская правда. – 1979, 25 нояб.– С. 3; Афанасьева, З. Игрушка – это праздник / З. Афанасьева, А. Соколов // Тамбовская правда. – 1981, 29 июля. – С. 3. Афанасьева З. Тамбовский бисер / З. Афанасьева // Тамбовская правда. – 1980, 1 янв. – С. 4; Афанасьева, З. Утоление жажды / З. Афанасьева // Тамбовская правда. – 1983, 11 нояб. – С. 4

Основные этапы истории.

Исторические корни. Археология. Древнерусский период.

Искусствоведы полагают, что корни старинной тамбовской вышивки относятся к Рязанскому региону, архаичный облик орнаментов свидетельствует о домонгольском происхождении последних.

Работнова, И.П. Тамбовская вышивка / И.П. Работнова. – М., 1963

Период заселения 17-18 вв.Этнический состав: угро-фины – мордва (мокша, эрзя); тюрки – татары; славяне – русские, украинцы, белорусы; поляки, болгары; монголы – калмыки и др.

В селе Стежки Козловского уезда: бронзовая статуя Будды в позе лотоса. А.Н. Норцов. Британские специалисты: связано с многочисленными миграциями кочевых буддийских племен в период с ХIII по ХVIII века по территории Тамбовской губернии.

Норцов, А.Н. О бронзовом Бурхане, найденном в Козловском уезде / А.Н. Норцов. – Тамбов, 1904. – 10 с

Роль дворянства.

1. С. Романово Липецкого у. Ныне – в с. Троицкое. Мастера: Д.П. Ковряков, Л.М. Митин, П.С. Митин, Н.П. Чеботарев. Промысел развился вместе с перевозом крепостных из Скопинского уезда, владений деда первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича (Никиты Михайловича Романова).

Княжна С. Шаховская. (см. Работнова И.П.).

Имение А.Н. Нарышкиной, с. Быкова Гора Шацкого уезда. Кружевной промысел, ковроделие.

В июле1837- бывшей усадьбы Державина.

Кн. Голицына, помещицы - Андреевская и Полтавская. Ковры: имения - Минх, Бланк, Жемчужникова, Пушкина, Полторацкого, Ушакова, Норова, Рахманиновой, Житовой Салтыковой, Дроздовой, Вышеславцевой, Тютчева. Шали и шалевые каймы, и шерстяные ткани были представлены помещицами Волхонской, Языковой, Сабуровой и Полтавцевой. Автор описания называет все вышеперечисленные изделия произведениями досуга и роскоши. В описании подчеркивается, что художников разных жанров в Тамбовской губернии довольно, среди них есть изрядные мастера в области живописи, резьбы по дереву и чеканки.

Изделия из крашеной шерсти производились в имениях Павловой, Полторацкой, Бланк, Тютчевой, Рахманиновой, Шиловской, Гагариной, Волхонского. Очень тонкие льняные полотна и изделия из них (скатерти, салфетки, полотенца и платки) были представлены из имений Голицыной, Андреевской, Бланк, Полтавцевой, Хрущевой. Кружевные изделия производились в имениях Соловово, Анцыферова, Шиловской, Кашинской и Полтавцевой.

МЕЦЕНАТЫ и БЛАГОТВОРИТЕЛИ

Карай-Салтыково Кирсановского у. Василий Михайлович Петрово-Соловово (1850 – 1908) был представителем старинного дворянского рода. Он родился в семье отставного полковника, известной своими художественными традициями. Мать его была сестрой известного русского драматурга А.В. Сухово-Кобылина. В 1875 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета. Вернувшись в родовое имение, В.М. Петрово-Соловово активно включается в общественную жизнь провинции. В 1880 году он становится депутатом уездного земства, с 1887 по 1908 год Василий Михайлович – предводитель дворянства Тамбовского уезда. Один из основателей Тамбовского отделения Русского музыкального общества он являлся также основателем и бессменным членом попечительского совета Тамбовского музыкального училища.

Рассказ С.Н. Терпигорева "В раю". (трое ослепли. Вышивали 2 года ночное облачение).

Фабриканты: Асеевы, Крюченковы.Меценат-купец ИВАНОВ из Борисоглебска. А.В. Безобразов.Князь Имяретинский (И.И. Ознобишин), артист К.К. Звёздочкин.П.С. Строганов.В.А. Вышеславцев.

Асеев, Н.Л. Шоршоров и Н.А. Сатина. Общество попечения о детях. Председателем правления этого общества был И.Я. Герд – действительный статский советник. Организация работы с детьми из беднейших семей - Д.А. Кугушев. Одним из первых таких учебных заведений стала открытая в 1904 году школа кройки и шитья для бедных девочек -владелица дамского ателье Надежда Алексеевна Майер.

В 1870 году в Тамбове был открыт Дом трудолюбия. Средства на его функционирование выделяли А.Н. Нарышкина, Н.Н. Чолокаев, М.В. и В.Т. Асеевы. В фонд этого попечительного учреждения была передана усадьба купцов Ашурковых на улице Студенецкой.

Александр Иванович Толмачев – крупный купец-предприниматель – вошел в историю города как основатель двух (мужского и женского) начальных училищ, для которых было выстроено специальное здание на Покровской площади.

В 1864 году в Тамбове было создано Попечительное общество о бедных - О.В. Чичерина, А.Н. Чичерина и С.Н. Чичерин.

В 1888 году в Тамбове было организовано общество "Работный дом".

Среди видов деятельности можно выделить и художественные ремесла, в частности, плетение ковров.

В январе 1907 Евгений Львович Бутлер, ст. Торбеево Спасского уезда - решил открыть ремесленные мастерские для обучения крестьянских детей столярному, слесарному и кузнечному ремеслам. В члены объединения вошли: П.А. Хохлов, О.Н. Хохлова, Н.И. Сатина, Н.В. Вихров, В.Л. Бутлер и его жена Варвара Петровна. Средства, на которые строились мастерские, были получены из комитета трудовой помощи населению, пострадавшему от неурожая.

В марте 1909 года в городе Кирсанове было создано Общество взаимопомощи имени Святого Николая Студийского. Среди учредителей - коллежский советник В.А. Тутолмин.Ставились пьесы А.Н. Островского, а также многочисленные концерты профессионалов и любителей. Князья Волконские (Михаил Сергеевич и Сергей Михайлович) и Н.Н. Гагарин.

Купцы. Михаил Степанович Ашурков. В 1890 году В.Т. Асеев был избран старостой церкви Тамбовской семинарии. Крюченковы. Аносов В.М. Управляющий борисоглебским отделением Воронежского коммерческого банка П.Н. Аносов.

Архивные источники донесли до нас имена присяжных поверенных Н.А. Карпанова, Н.А. Карташева, А.Я. Тимофеева.

Наиболее известным меценатом и благотворителем в Тамбове был Эммануил Дмитриевич Нарышкин.

Большая заслуга в деле благотворительности и меценатства принадлежит супруге Э.Д. Нарышкина Александре Николаевне, урожденной Чичериной.

Большой вклад в развитие культуры и образования на Тамбовщине внес род Чичериных.

Минас Лукьянович Шоршоров.

Андрей Михайлович Носов, помимо многочисленных благотворительных учреждений, открыл в Тамбове одно из лучших ремесленных училищ, где постигали науку будущие искусные мастера – кузнецы, литейщики, столяры. Купец Иван Алексеевич Суворов.

Купец Василий Михайлович Аносов был членом Обществ вспомоществования бедным учащимся при тамбовской мужской гимназии и духовной семинарии.

Купцы О. Васильев, М. Кукушкин, П. Николаев.

Граф Павел Сергеевич Строганов.

Ярмарки и выставки.

Стимулирующее воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства на Тамбовщине оказывали многочисленные выставки и ярмарки.

ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 6468

В декабре того же года крестьяне А.Е. Черкасова и А.П. Валуев поднесли цесаревичу полотенце, а великой княгине Ольге кофточку.

ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 7418

Игрушка керамическая

1. С. Романово Липецкого у. Ныне – в с. Троицкое. Мастера: Д.П. Ковряков, Л.М. Митин, П.С. Митин, Н.П. Чеботарев. Промысел развился вместе с перевозом крепостных из Скопинского уезда, владений деда первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича (Никиты Михайловича Романова).

Гарибова, Т.Л. Волшебный мир народной скульптуры / Т.Л. Гарибова. – Воронеж, 1977. – 80 с

В конце ХIХ – начале ХХ веков в Романове гончарством занималось 12 семей, производимые тысячами игрушки продавали тряпичникам. Те разносили мелкие свистульки по всей округе, меняя их на продукты и утильсырье. Кроме мелких свистулек, производились и более крупные фигуры – мелкая пластика, статуэтки. Помимо традиционных для свистулек образов птиц и зверей, в Романове изготовляли мчащихся на тройке генералов в золотых эполетах и роскошно одетых дам. Сюжеты эти черпались мастерами из впечатлений о поездках в курортный Липецк.

Одно из самых ранних официальных упоминаний об игрушечном промысле на Тамбовщине относится к 1853 году. "Тамбовские губернские ведомости" на своих страницах рассказывали о характерных для промысла игрушках, запечатлевших образы нарядных барынь, "кормилок", петушков с золотыми гребешками, целого сонма реальных и фантастических игрушек. В конце ХIХ века промысел славился своими всадниками – очень маленькими, но чрезвычайно пропорциональными и гармоничными фигурками. В них не было столь свойственных игрушкам других губерний приземистости, грубости, неуклюжести.

Еще одним видом тамбовской глиняной игрушки были произведения сюжетной мелкой пластики: дамы и офицеры в колясках и каретах, запряженных парой или тройкой лошадей; гусары или купцы в щедро украшенных мундирах или костюмах. Тамбовские игрушки иногда поливали желто-зеленой поливой, более поздние образцы раскрашивались анилиновыми красителями. В начале ХХ века появились сюжетные композиции, уникальные для народного творчества. Это портретные изображения Льва Толстого "Толстой беседует", "Толстой на прогулке", "Толстой за работой". При изготовлении этих скульптурных композиций использовался штамп-оттиск со скульптурного портрета Л.Н. Толстого.

Двусторонняя гладь.

Гончарное искусство.

1. Шацкий у., с. Островка.

2. с. Пахотный угол Тамбовского у. (Бондарский р-н).

3. Моршанский уезд: Хлебниково, Кулеватово (Сосновский р-н), с. Зайцево (Бондарский). Мастера: Я.А. Богатырев, Т.А. Зарубин, братья А.М. и И.М. Мякотины.

4. С. ОльховецЛебедянского у. Чернышев С.И.

2. Липецкий у. в селе Доброе. Изготовляли игрушку братья Пустоваловы,

Гарибова, Т.Л. Волшебный мир народной скульптуры / Т.Л. Гарибова. – Воронеж, 1977. – 80 с

3. Федоровский гончарный промысел. Керамическая посуда – кувшинов, тарелок, сосудов для кваса, ваз для цветов, крынок, декоративных тарелок, пепельниц, ламп, копилок и свистулек. Лучшими мастерами бондарского промысла уже в ХХ веке были признаны Г.С. Иванов, В.В. Павлов, Л.И. Попкова, П.Я. Попков, П.Л. Харитонов и Е.И. Уткина. Наибольшей известностью пользовались работы Г.С. Иванова.

Домашнее ткачество.

1. Тамбовский уезд. Села: Малая Даниловка и Селезни. Около 110 мастериц: в деревнях Горденинская, Голицынская, Протасовская, Каверинская. Лучшие мастера – семья Черемисиных. В Тамбовском уезде ткацкими считались села Мирополье и Коровино, где работали мастерицы П.А. Цепляева, У.И. Гурова, А.И. Селезнева, Ф.Г. Яковлева, С.Е. Капустина, А.Е. Тимофеева, А.М. Корнеева, К.И. Гусева. С. Александровка (Знаменского р-на) Тамбовского у.

2. Романово Липецкого у. Деревни: Частая Дуброва (130 человек), Студеные хутора (140 человек). Лучшие мастерицы – Д. Таравкова, Н. Андреева, С. Чеботарева.

3. Моршанского уезда.

Бабайцева, Н.Б. Русское узорное ткачество Тамбовской губернии (середина XIX – начало ХХ веков) / Н.Б. Бабайцева // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. – Тамбов, – 1980. – С. 42– 44

Узорные кушаки.

1. Татаново (имение Ф.Е. Незнановой)

2. Космодемьяносвская слобода Лысогорской волости. Деревни: Горденинская, Голицынская, Каверинская, Протасовская.

3. Рождественская слобода Челнавской волости Козловского уезда.

Л. Фомина // Тамбовская жизнь. – 1993, 31 дек. – С. 4

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

1. КАДОМ. Шацкого у. Кадом. «Шацкийвениз». 4. Очень активно кружевоплетение развивалось в городах Кадом и Темников.Школы-мастерские. До 1000 мастериц и их учениц.

Ковроделие

1. КозьмогородскаяСураваТамбовскиу у. П.И. Толстопятова.

2. Усманский у. Деревни: Поворки, Отролики. Мастера: Ф.И. Чекалина, А.И. Минаева, О.П. Власова и А.П. Тархова.

3. С. Фащевка Липецкого у. М.Е. и Ф.А. Поповичевы.

4. Деревни: Рождественское, Гребенкино, Ишень Лебедянского у. Мастера: были Е.А. Шальнева и А.И. Гриднева.

5. Махровые ковры. Сезеново, щербаково, Федянино, Кузовкино.

6. С. Караул, Чернавка Кирсановском у.

Кузнечные промыслы.

Кузнецы-ювелирына реке Студенец. М. Добужинский пишет, что в Кирсановском уезде его внимание привлекло богатое убранство жестяным кружевом каменных домов.

Моров, А. М.В. Добужинский вспоминает… / А. Моров // Панорама искусств–78. – М. : Сов. художник, 1979. – С. 144–174

Музыкальные инструменты

В Козловском уезде – гармоники: Ф.П. Широнков, И.К. Алимов, А.Н. Балабаев, А.Г. Кадонцев. Ливенские. В с. Куймань Лебедянского уезда Д.П. Подосонков и И.К. Берсенев. В Елатомском уезде работал мастер В.И. Володин

Плетение из лозы и соломы.

1. С. КозмодемьянскомТамбовского уезда.

2. В Елатомском уезде, в деревнях:Торопово, Истлево, СаврыМалышево делали корзины. Лучшими мастерами здесь были Никуловы и Лазутины.

2. Д. ЛиповкаБорисоглебского у.Мастер С.Н. Каров.

3. ВЛипецком уезде славились братья Кулаковы.

Лапти

1. Кирсановский у. Е.Е. Хромов и П.М. Сигаев;

2. Елатомский у. Д.М. Нестеров и И.Н. Ишин.

3. Липецкий у. А.М. Крамских и Т.А. Ростовцев.

Краеведение

Тема 2. Исследовательский компонент в изучении народной культуры.

Наши рекомендации