Характеристика процесса обучения младших школьников, ориентированного на развитие творческих способностей. Методы и приемы развития творчества на уроке в начальной школе.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Отечественные психологи (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская) разрабатывали теорию развивающего обучения. Они привлекли внимание педагога к тому, что надо оценивать итоги обучения не только по знаниям (которые являются результатом), но и по мыслительным процессам и качествам мыслительной деятельности учащихся. Такая постановка проблемы ставила перед педагогом задачу развития мышления как основы продуктивной творческой деятельности ребенка. В свою очередь, это означало, что надо изучать состояние у школьников приемов умственной деятельности и особо их формировать.

Главными принципами развивающего обучения, которое можно рассматривать в качестве универсального подхода в развитии общих и творческих способностей личности, выступают проблемность, диалогичность и индивидуализация.

Проблемность связана с пониманием центрального звена усвоения как процесса, в некоторой степени сходного с процессом открытия нового знания (A.M. Матюшкин). Согласно А.М. Матюшкину, психологические предпосылки развития и становления творческой личности включают следующие компоненты:

1) доминирование познавательной мотивации;

2) исследовательская направленность мыследеятельностной активности;

3) возможность достижения нестандартных решений;

4) возможность прогнозирования и предвосхищения результата поиска (творчества, исследования);

5) способность к созданию идеальных эталонов, могущих обеспечить высокие эстетические, этические и интеллектуальные оценки.

В психолого-педагогической теории А. Матюшкина проблемный подход обеспечивает активизацию поисково-исследовательского мышления, переводя усвоения материала с репродуктивного на продуктивный уровень.

Диалогичность представляет собой психолого-педагогический принцип создания эмоциональной комфортности учителя и ученика, группы учащихся с учетом эмоциональных реакций людей (Е.Л. Яковлева).

Индивидуализация трактуется как принцип предоставления психологических средств, обеспечивающих личностное саморазвитие учащегося. По мнению исследовательницы, развитие творческого потенциала личности осуществляется через эмоциональный аспект, поскольку в процессе освоения знаний через эмоции происходит «личная включенность ребенка».

Тем самым приобретаются средства для выражения его человеческой уникальности, неповторимости индивидуальных свойств личности.

Настоящий психолого-педагогический принцип назван Е.А. Яковлевой принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.

Воспитание эмоциональной сферы, согласно авторской концепции, позволит в будущем выстроить гармоничные отношения с миром и не потерять эмоционально-творческого отношения к нему в процессе профессиональной деятельности, возможно и не связанной с художественной или социально-гуманитарной сферами деятельности.

Наиболее завершенный вид система развивающего обучения приобрела в теоретических трудах и педагогической практике Л.В. Занкова. Она направлена на развитие эмпирического мышления (по оценке В.В. Давыдова) и включает четыре дидактических принципа:

обучение на высоком уровне трудности;

ведущая роль теоретических знаний;

продвижение быстрыми темпами;

осознание школьниками процесса обучения.

Главной целью своей методики автор считал развитие индивидуальности ученика, его общих способностей.

Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова акцентирует внимание учащихся на то, что полноценное учение должно включать в себя три компонента: понимание и принятие учащимися поставленной задачи; выполнение ими активных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование), действий самоконтроля и оценки.

При условии, что учащийся понимает учебную задачу и смысл знаний, сам активно и осознанно выполняет действия с необходимым учебным материалом, контролируя и оценивая себя, у него складываются учебно-познавательные мотивы, которые проявляются в интересе к способам работы, в расширении спектра познавательных возможностей.

Систему развивающего обучения, предложенную Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, можно определить как психолого-педагогическую методику формирования познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных подлинному творчеству. Результатом здесь оказывается выработка навыков поискового исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем, что позволяет рассматривать познание как творческий процесс приобретения знаний в процессе обучения.

Проблемный метод Эльконина — Давыдова вполне отвечает задачам креативной педагогики. Во-первых, он раскрывает творческий потенциал личности, совершенствуя ее интеллектуальные способности; во-вторых, синтезирует два уровня постижения действительности — эмпирический и теоретический, которые неразрывно присутствуют в процессе постижения текстов культуры.

Успех обучения зависит от согласованности требований учителя со способностями ученика принять их и превратить во внутренний осмысленный факт своего сознания. Это аксиома педагогического творчества.

Безусловно, что при этом многое зависит от способности учителя привлечь интерес ученика, его внимание, добиться осознанной учебной дисциплины, пробудить в учащемся поисковую активность, т.е. собственно сформировать мотивацию обучения.

Вторым основополагающим теоретическим принципом успешного развития творческих способностей и мыслительной деятельности учащихся вслед за принципом развивающего обучения может быть названа программа формирования мотивации учения. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленности и активности является одной из центральных проблем педагогической психологии.

В мотивационную сферу человека входят собственно мотивы (диспозиции), которые можно дополнить потребностями (органическими, материальными, социальными, духовными) и цели.

Согласно взглядам современных психологов (К. Роджерс, Р. Мей, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев), мотивация составляет важнейший элемент психологической структуры личности. Потребность к самореализации лежит в основе творческой деятельности. Задействуя данную психологическую координату личности в учебном процессе, педагог актуализирует собственно человеческое начало в своем ученике. Становление человека как личности в первую очередь связано с его потребностью к творческой самореализации.

Формирование целевых установок творческих, духовно-культурных потребностей личности лежит в основе педагогической методики современной российской системы образования и воспитания.

Важным принципом в решении этой задачи — задачи успешного развития продуктивного мышления — может стать коммуникативный метод, реализуемый в процессе обучения. Он призван решить проблемы не только активизации интеллектуальной деятельности, но и связать учебные цели и задачи с воспитательным процессом. Учебный процесс здесь рассматривается как межличностный процесс общения учителя и ученика, того, кто передает и того, кто наследует знания.

В таком взаимообогащающем общении только и возможно становление человека — художника, профессионала, исследователя — человека творческой мысли, наследующего духовно-интеллектуальную традицию русской культуры.

Коммуникативный метод способен воплотить и высокие принципы гуманистической педагогики, которые в свое время были сформулированы К. Роджерсом. Согласно принципам гуманистической педагогики, только создание психологического климата доверия между учителем и учащимся, установка на заинтересованное сотрудничество в принятии решений, возникающих в ходе учебного процесса, может актуализировать мотивационные ресурсы учеников и способствовать их интеллектуальному и профессиональному развитию.

Настоящие теоретические принципы, на наш взгляд, являются базовыми при решении научной и профессиональной проблемы реализации творческой стратегии педагогической деятельности. В сочетании с методами активизации мыслительной деятельности (поисковым, эвристическим, проблемным), достаточно хорошо разработанными в современной научной литературе и педагогической практике, изложенные выше теоретические основы, применяемые непосредственно в обучении, обеспечивают эффективный образовательный процесс, который, еще раз подчеркнем, вне аксиологических установок педагогики невозможен.

Реализовать социальные ожидания современного общества может человек творчески-продуктивного типа.

Ребенок в результате обучения должен научиться:

-удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;

- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) -- так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества - память;

- мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Чтобы творить, следует еще научиться:

- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

- создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

- смотреть, чтобы увидеть красоту;

- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

- говорить так, чтобы тебя услышали;

- быть самим собой;

- трудиться творчески;

- творить вдохновенно.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства используются следующие методы обучения:

1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренируются творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, и при этом приучаются четко выполнять ограничения.

5.Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим истину. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках демонстрируются многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ.

Наши рекомендации