Психолого-педагогические условия развития творческих способностей. Роль школы в развитии творческих способностей младших школьников
В число основных задач современной школы входит развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего возраста. Это достигается путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических программ и вовлечения в творчество детей во время внеурочной деятельности.
Сегодня существует множество общеобразовательных программ, главными критериями которых являются индивидуальный подход к ребенку, предоставление ему широких возможностей для самореализации, поощрение любых творческих начинаний.
Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций. Самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков способствует участие в театральной деятельности.
Опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.
Для достижения этих результатов используются различные методики, но главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра. Игровая форма применяется во всех видах работы, будь то проведение предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.д. Каждый ребенок любит играть, и педагогу остается лишь направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей у детей
Внимательно наблюдайте за ребенком во время игр, прогулок. Это поможет в раннем детстве выявить его склонность к тому или иному виду творческой деятельности и в дальнейшем развить эти способности.
Если все увлечения ребенка заключаются только в просмотре телевизионных передач и в компьютерных играх, желательно постепенно ограничить продолжительность такого досуга и предложить ребенку самому написать мини-сценарий мультфильма или игры.
Предоставляя ребенку простор для творчества, поддерживайте все его креативные начинания, в какой бы форме они ни выражались.
Участвуйте в творческих экспериментах вместе с ребенком: разыгрывайте сценки в домашнем театре, создавайте свою художественную галерею, проводите музыкальные вечера, ставьте научные опыты.
Как можно чаще хвалите ребенка за любое его достижение и никогда не критикуйте его творческие порывы.
Помогите ребенку определиться с выбором кружка по интересам, поощряйте и мотивируйте его посещение.
Если есть возможность, остановите свой выбор на школе с творческим уклоном.
Для эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимо:
- введение в программу школьного воспитания специальных занятий, мероприятий, направленных на развитие творческих способностей;
- давать детям задания творческого характера не только на уроках эстетического цикла, но и вообще в ходе образовательного процесса;
-создание на уроке комфортной психологической обстановки.
На основе анализа работ Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л. Кэррола и других исследователей детского творчества, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).
Третье условие успешного развития творческих способностей за-включается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.
Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается в ролевой игре. Так же существуют специальные дидактические игры («Капля воды» или «Какое я животное», способствующие развитию ассоциативности).
Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. В частности анализ трудов Л.С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в школьной среде являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей, системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Развитие творческих способностей школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога в развитии творческого потенциала ребенка.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов, особенно в период младшего школьного детства, когда ребенок в процессе усвоения новых знаний начинает творчески осваивать окружающую его действительность. Творчество – это не любое создание нового, оно вырастает из диалога с миром, общения личности и мира («глубинного общения»), творчество – межсубъектное отношение, которое возникло и направлено, адресовано другим.
Педагог начального образования должен проводить работу, направленную на развитие творческих способностей школьников, решать систему познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, строить обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использовать достижения психологии, что значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.