Метод физических действий. Его принцип и назначение.

Метод действенного анализа предполагает два основных этапа работы над спектаклем:

· «разведка умом» (за столом, с пьесой, на котором намечаются событие в репетируемой сцене и действие актёра в этом событии);

· «разведка действием» (на сценической площадке, где актёр импровизирует намеченное действие).

И метод физических действий используется на втором этапе – в «разведке действием».

Его главное назначение в том, чтобы с его помощью актёр сумел сложные психические задачи перевести в ряд простых физических и, выполнив эту цепочку простых физических действий на площадке, решить тем самым поставленную психическую задачу.

Например, актёру нужно совершить сложное психическое действие «Утешить друга». Это сложное психическое действие потребует ряда простых физических приспособлений: встать, – подойти к опечаленному другу, – присесть напротив него, – положить руку ему на плечо, – заглянуть ему в глаза и т.д. Выполняя эту цепочку простых физических действий, актёр создаёт на сцене для своего образа «жизнь человеческого тела», которая необходима для создания «жизни человеческого духа» – главной цели актёрского творчества.

«От жизни человеческого тела» к «жизни человеческого духа» – такова сущность приёма, названного К.С.Станиславским «Метод физических действий».

Но, выполняя намеченную цепочку этих простых физических действий актёр должен выполнять главный принцип этого метода.

Выполняя простое физическое действие, актёр не должен допускает даже самой маленькой неточности или небрежности, фальши или условности. Только правдивая «жизнь человеческого тела» роли породит и большую правду– «жизнь человеческого духа» роли.

А для этого, добиваясь правдивого выполнения простейших физических действий, актёр должен нафантазировать себе целый ряд предлагаемых обстоятельств и оправдать их себе через магическое «если бы». Поэтому, чтобы владеть методом физических действий, актёр должен ему научиться и потом, в течение всей своей творческой жизни, постоянно поддерживать и совершенствовать этот навык при помощи актёрского тренинга.

Специфические особенности композиции спектакля.

Композиция (от латинского compositio – составление, соединение) – значимое соотношение частей художественного произведения.

Композиция имеет отношение к понятию формы художественного произведения:

· в пьесе – это композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка, стиль и жанр, композиция действующих лиц и т.д.);

· в спектакле мы говорим о композиции сквозного действия (т.е. развития главного конфликта) спектакля.

Мы будем пользоваться принципами композиции спектакля, изложенными М.А.Чеховым в его труде: «О технике актёра».

Зачем нам нужно говорить о композиции и как она согласуется с методом действенного анализа? Методом действенного анализа мы исследуем содержание пьесы и создаём содержание спектакля (его сквозное действие, материализован-ное в партитуре действий), это содержание требует создания адекватной ему, выразительной и законченной формы, которая должна максимально точно и ярко выразить это содержание.

Эту функцию и выполняет композиция спектакля. Законы композиции строятся по законам жизни, среди которых основополагающими являются:

1) Трёхчленность (начало – середина – окончание);

2) Полярность (между началом и окончанием);

3) Превращение (естественное и непрерывное «вырастание» окончания из начала).

В качестве жизненного примера М.А.Чехов приводит жизнь цветка. Рассмотрим на этом примере вышеприведённые законы композиции.

Трёхчленность.

Как цветок берёт своё начало в зерне, из которого прорастает стебель с листьями, а на стебле распускается бутон, так и спектакль должен, вырастая из своего «зерна», брать для своего развития только то, что есть в «зерне» и, проходя стадию «стебля», в своём «бутоне» содержать только то, что было в «зерне», потом превратилось в «стебель» и окончательно оформилось в «бутоне». Иными словами, в спектакле ничто не должно «браться ниоткуда» и в «никуда» исчезать – всё, имеющееся в начале спектакля, должно иметь своё продолжение в течение спектакля и своё завершение в его окончании.

Полярность.

Жизнь цветка, начинаясь в зерне и заканчиваясь в бутоне, совершает качественное преобразование: в начале – маленькое невзрачное твёрдое зёрнышко, в конце: большой нежный ароматный и красивый бутон. Таким образом, начало превратилось в свою противоположность. Так и в спектакле – его окончание должно представлять собой противоположность его началу.

«…сила контраста имеет не только эстетическое, композиционное значение. Она освещает также и содержание художественного произведения, вскрывая его более глубокий смысл… Мы не пережили бы добра так, как мы переживаем его, если бы для нас не существовало контраста зла». (М.А.Чехов)

Исходя из содержания пьесы режиссёр сам выбирает, какого рода контрасты наиболее уместны в его спектакле: свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, дух и материя, правда и ложь и т.д. и т.п.

Превращение.

«Что же происходит в средней, связующей оба полюса части? Если, наблюдая в воображении процесс превращения начала в конец, режиссёру удаётся пережить этот процесс как непрерывный (независимо от внезапных перемен и скачков, данных в пьесе автором), отдельные сцены потеряют для него свою разобщённость и он увидит каждую из них в свете начала и конца. Он получит ответ на вопрос: в каком смысле и в какой степени в каждой данной сцене начало уже превратилось в конец? Каждая отдельная сцена откроет режиссёру свой истинный смысл и значение. Он легко отличит важное от неважного, главное от второстепенного и не потеряется в деталях. Он пойдёт по основной линии пьесы» (М.А.Чехов).

Наряду с этими тремя основополагающими законами композиции спектакля М.А.Чехов раскрывает нам и другие законы:

4) Темы (темы, затронутые в спектакле, среди которых Чехов выделяет три наиболее важные: добро, зло и партитура атмосфер);

5) Композиция действующих лиц;

6) Кульминации и акценты;

7) Ритмические повторы;

Ритмические волны.

Наши рекомендации