Раздел «Конструирование и моделирование»
Задание 1.
1. Прочитайте текст.
Фартуки, или передники, знакомы едва ли не каждому человеку. При работе они — надежные защитники от грязи. К тому же это хорошее украшение женского наряда, а рабочие передники входили в комплект профессиональной одежды.
В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. «Тух» – по-немецки «платок», «тряпка»; «фор» – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного. Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым. Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.
2. Определи главную тему текста.________________________________________
3. Определи тип текста: описание, рассуждение, повествование.
4. Как можно озаглавить текст?__________________________________________
5. Допиши предложения, используя слова текста:
_______________ хорошее украшение женского наряда.
В комплект профессиональной одежды входили___________________________
____________________________________________________________________
Русские женщины называли эту часть одежды____________________________
____________________________________________________________________
6. Какие образы вышивали русские женщины на передниках?_______________
____________________________________________________________________
7. Найдите в тексте предложения, которые раскрывают значение красного цвета в русской вышивке.
Задание 2.
1. Прочитай текст.
На основе построенного чертежа фартука можно моделировать огромное количество фасонов. Моделирование - это процесс разработки новых фасонов одежды по рисунку художника- модельера или фотографии из журнала мод. Можно выделить несколько способов моделирования:
- изменение геометрических размеров и формыотдельных деталей фартука;
- деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье, или объединение частей фартука в единые детали;
- применение художественной отделки,
-моделирование цветом.
Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.
Самый простой способ моделирования- изменение геометрической формы детали фартука. Большое значение при моделировании имеет цвет. Отдельные детали фартука могут быть выполнены из тканей, как гармоничных цветов, так и контрастных.
2. Найди в тексте предложение, раскрывающее понятие моделирование.
3. Подпиши способ моделирования к рисунку.
Оборка для
нагрудника
Оборка для низа
фартука
___________ ___________ ____________________
Задание 3.
1. Прочитайте внимательно текст.
Утюг-элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде.Процесс разглаживания называют глажкой или глажением.Первым инструментом для глажения был просто тяжелый камень. В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.
В середине 18 века появились более легкие утюги, чья внутренность была наполнена горящими углями. Березовые угли помещались внутрь корпуса такого утюга и закрывались сверху специальной крышкой. Сверху пристраивалась труба для улучшения тяги. В таких утюгах были обязательные отверстия по бокам для лучшего тления углей. Из-за этого таким утюгом необходимо было все время размахивать, чтобы усилить вентиляцию. Соответственно, угли постоянно высыпались и пачкали одежду. К тому же в прачечных появилась постоянная забота о том, чтобы своевременно подсыпать угли и поддерживать в них жар с помощью мехов.
Привычный нам электрический утюг был запатентован в 1862году американцем Генри Сили, а в 1903 году Эрл Ричардсон начинает опробовать производство так называемого «облегченного утюга с электрическим нагревом». Эксперимент удался, электрический утюг заявил о своем существовании. Правда в нем все еще не было спирали накаливания, в подошве находилось два угольных электрода, между которыми и возникала, при включении утюга, электрическая дуга. Зато это был первый в мире электрический утюг.
2. Озаглавьте текст.
3. Подчеркните в тексте непонятные для вас слова. Выпишите их, найдите их пояснение в толковом словаре.
4. Ответьте на вопросы, используя слова текста.
Как называется процесс разглаживания?
Когда и кем был запатентован электрический утюг?
5.Допишите предложения, используя текст.
Утюг - __________________________________________________________
________________________________________________________________
Бельё наматывалось на скалку, _________________________________________
____________________________________________________________________
Появились более легкие утюги, _________________________________________
____________________________________________________________________
В подошве находилось ________________________________________________
____________________________________________________________________
6.Придумайте загадки про утюг.
Задание 4.
1. Прочитайте внимательно текст.
Вячеслав Зайцев в области моды работает более 30 лет. Зайцев является основателем российского модного рынка. Он был первым советским модельером, который участвовал в международных демонстрациях моды.
Родился в Иваново, окончил Московский текстильный институт, работал главным дизайнером Всесоюзного Дома моделей в Москве, директором Московского дома мод, затем открыл свои салоны моделей.
Кроме одежды создаёт модели обуви, ювелирных украшений, кухонной посуды, мебели. Характерные черты его творчества: вкус, изысканная строгость, деловитость, элегантность и классика.
Валентин Юдашкин окончил Московский индустриально-педагогический техникум. Начинал работать как визажист, что помогло ему при его дальнейшей работе модельера. Первоначально создаёт модели для pret-a-porter и деловых женщин. Первым из российских модельеров участвовал в Неделе высокой моды в Париже. Филиалы его Дома моделей открыты в Милане, Париже. Одевает арабских принцесс. Валентин Юдашкин делает по 1000 моделей в год. Практически все модели распродаются. Любимые – хранятся в личном музее. 50% платьев делаются и драпируются модельером на модели вручную. Ткани для коллекций разрабатываются по личным эскизам Юдашкина. В. Юдашкин одевает звёзд российской эстрады: Иосифа Кобзона, Аллу Пугачёву, Филиппа Киркорова, Александра Буйнова, Владимира Преснякова, Надежда Бабкину.
Характерные черты его творчества: дороговизна ткани и отделки; сочетаниенесочетаемого; вызываемость форм, экстравагантность.
2. О чем идет речь в данном тексте?
3. Подчеркните в тексте непонятные для вас слова. Выпишите, найдите их толкование в словаре.
4. Допишите предложения, используя слова текста.
Зайцев является ___________________________________________________
_________________________________________________________________
Первым из российских модельеров ___________________________________
_________________________________________________________________
50% платьев ______________________________________________________
_________________________________________________________________
Характерные черты его творчества____________________________________
_________________________________________________________________
5. Попробуй себя в роли модельера. Нарисуй эскиз платья для своей любимой куклы.
Музыка
Раздел «Музыка и литература»
Задание 1.
1. Прочитайте внимательно стихотворение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
2. Как поэт называет осеннюю пору?
3. Какая музыка может звучать на первые две строки стихотворения?
________________________________________________________________
4. Допишите предложения словами из стихотворения
_______________________________________________ одетые леса.
Приятна мне твоя _________________________________________________
_____________________________________________ зимы угрозы.
5. Какую мелодию вы услышали, читая это стихотворение?
6. Какие музыкальные произведения вы предлагаете для этого стихотворения?
7. Как называется жанр, изображающий природу, в изобразительном искусстве?
8. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Задание 2.
1. Внимательно прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
«Русские сезоны» это гастроли русской _________ и __________________
1908 и _____ годах. Они превратились в настоящий __________________
отечественного балета и показали всему миру его ____________________
уровень. Таков был результат содружества выдающихся композиторов, ___________ и ___________. Среди великих создателей «сезонов» композиторы _________________________,солисты ________________, художники _______________________
2. Дайте название тексту.
3. Объясните понятие «Русские сезоны».
Задание 3.
1. Внимательно прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Используйте слова для справок: мелодия, сердце, душа, развлечения, дом, маленький, мать, колыбельная.
…………………. песней убаюкивает ………. младенца. Незатейливые детские песенки сопровождают ………………… человека повсюду -……. и в школе, ………………………… и в учёбе. Песня - ………… народа. Нельзя однозначно сказать, что важнее в ……………….. - ум или ……., а в песне – слова или …………..
2. Дайте объяснения словам и словосочетаниям:
Убаюкивает -______________________________________________________
Душа народа ______________________________________________________
Незатейливые _____________________________________________________
3. Какая музыка может звучать к этому тексту?
4. Проиллюстрируйте текст.
5. Соотнесите жанр русской народной песни с изображением.
Жанры:
- лирические песни;
- колыбельные песни;
- хороводные песни;
- плясовые песни;
- частушки.
1. 2.
3. 3.
5.
Задание 4.
1. Прочитайте и дополните текст.
………………….. композитор Фридерик Шопен (1810-1849) был прекрасным ………………. О нём говорили, что «клавиши под его ………………..начинают …………. Ноктюрны и ………………. , вальсы и …………………, полонезы и ……...…… не полный перечень ……………., в которых композитор оставил свой яркий …….. Судьба распорядилась так, что он …………… и творил на …………………... Тело Шопена покоится вдали от …………………. , в Париже.
Слова для справок:Родина, чужбина, жил, след, жанры, баллады, мазурки, прелюдии, петь, руки, пианист, польский.
2. Используя слова для справок, составьте свой текст «Композитор».
3. Объясните, что обозначает слово «Чужбина».
4. Проиллюстрируйте свой текст.