Эстетического цикла и технологии»
Сборник текстов
«Смысловое чтение на уроках предметов
Эстетического цикла и технологии»
Г. Нарьян-Мар
Составитель сборника: Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».
Над составлением сборника трудилась творческая группа:
- Артеева Н.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;
- Краева Н.Г., учитель ИЗО, черчения и МХК ГБОУ НАО «НСШ им. А. П.
Пырерки»;
- Саклакова Е. В., учитель музыки ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;
- Торопова А.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «Средняя школа № 1»;
- Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».
В данном пособии представлены тексты с творческими заданиями по изобразительному искусству, музыки и технологии (обслуживающий труд). Материал представлен по разделам программ перечисленных выше предметов.
Предназначено учителям изобразительного искусства, музыки и технологии, может быть полезно учащимся.
Рецензенты:
- И. Л. Паршукова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук;
- Т. Б. Шило, декан кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук.
Введение
Сборник «Смысловое чтение на уроках предметов эстетического цикла и технологии» составлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации образовательной программы основного общего образования.
Идея создания сборника возникла в процессе работы творческой группы по работе по смысловому чтению на уроках предметов эстетического цикла. Исследования, проводимые членами творческой группы, показали, что дети очень слабо владеют умениями и навыками работы по данной проблеме. Одних уроков русского языка и литературы для их развития недостаточно. Педагоги в течение года разрабатывали приемы работы с текстами на своих предметных областях. Повторное исследование показало, что результат улучшился. Тогда возникла идея написания такого сборника.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в деятельности и общении. Понятие грамотности чтения включает в себя такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации. Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них; к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание обучающимся смыслового содержания текста. Это способность человека к осмыслению письменных текстов не только на уроках литературы, но и в других предметных областях. Обучающиеся должны научиться не только читать текст, но и уметь использовать полученную в тексте информацию для достижения собственных целей, получения знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение, как универсальное учебное действие, включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:
- осмысливание цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватное оценивание языка средств массовой информации.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
- в регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная
регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная
память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Универсальность умения смыслового чтения заключается в том, что их можно использовать при выполнении самых различных заданий на любом этапе урока:
- чтение параграфа учебника;
- чтение условия задач;
- чтение инструкций и рецептов;
- подбор материалов для написания рефератов.
Работа с текстами по смысловому чтению на всех предметах поможет в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Обучающиеся научатся: искать информацию в тексте и понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать оценку полученной информации.
Педагогами подобраны тексты из разных источников, которые они прекрасно вписали в свои программы по предметам эстетического цикла и технологии.
Предлагаются различные типы заданий:
- задания «Множественного выбора»;
- задания «На соотнесение»;
- задание «На дополнение информации»;
- задание «На перенос информации»;
- задание «На восстановление деформированного текста».
В сборнике даются задания направленные на поиск информации и понимание прочитанного текста. Обучающиеся 5 класса научаться определять главную тему и назначение текста. Они могут выбирать из текста или сами придумывать заголовок, соответствующий содержанию или общему смыслу текста. При систематической работе с тестами обучающиеся смогут решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Большое внимание уделяется на преобразование и интерпретацию текста. Обучающиеся учатся использовать таблицы и изображения, преобразовывать текст в таблицы, переходить от одного представления данных к другому.
Пособие включает задания по оценке информации. Обучающиеся учатся связывать информацию в тексте со знаниями из других источников. Они оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.
В сборнике представлены текстыс заданиями для смыслового чтения по предметам эстетического цикла и технологии в 5 классе.Материал сгруппирован по разделам.Задания носят творческий характер, что является хорошей мотивацией для вызова интереса обучающихся к получению знаний по данным предметным областям.
Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трех групп умений:
- общая ориентация в тексте;
- глубокое понимание текста;
- применение информации из текста в учебно-практических задачах.
Всякий учитель стремиться к тому, чтобы каждый его урок был наполнен ожиданием чего-то нового, необычного. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как обучающиеся увлечены именно его предметом, а их маленькие открытия не дают педагогу остановиться в своем профессиональном росте, побуждают к поиску новых способов объяснения, повторения и проверки усвоения учебного материала, к введению нестандартных приемов выполнения различных видов учебной деятельности.
Предлагаемые в пособии приемы работы с текстами полностью отвечают одному из приоритетных направлений развития современной школы – переходу к личностно ориентированной модели воспитания.
Предлагаемые обучающимся задания по смысловому чтению посильные и доступные, увлекательные и, вместе с тем, очень нужные для достижения учебной цели.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы. Любому учителю очень важно обеспечить обучающимсяразвитие основ читательской компетентности.
Изобразительное искусство.
Раздел: «Перспектива»
Задание 1.
1. Прочитайте текст.
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Другими словами, перспектива ‑ это:
А). Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
Б). Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.
В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.
2. Озаглавьте текст.
3. Выберите из текста слова, дающие представление о перспективе.
4. Какие виды перспективы ты знаешь?
Задание 2.
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.
Она рассчитана на неподвижную точку _________(зрения) и предполагает единую точку ___________(схождения) на линии ______________ (горизонта).Прямая _______________(перспектива) долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной _____________(плоскости).
С учётом того, что линейная ________________(перспектива) — это изображение, построенное на _____________ (плоскости) ,______________ (плоскость) может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных _____________(изображений).
Вертикальная ___________(плоскость), на которой строят изображения с помощью линейной ____________(перспективы), используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).
2. Напишите опорные слова данного теста.
3. Определите тип текста.
4. Допишите предложения, используя слова текста.
Линейная перспектива- это _________________________________________
________________________________________________________________
Плоскость может располагаться ____________________________________
________________________________________________________________
5. Выполните рисунок к этому тексту.
Задание 3.
1. Прочитайте текст.
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.
«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и, особенно, во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.
2. Озаглавьте прочитанный текст.
3. Напишите ключевые слова текста.
4. Отметьте карандашом информацию, котораятебепоказалась
интересной.
5. Преобразуйте текст, используя такие формы представления информации
как: таблица, график, схема.
6. Подберите к этому тексту работы русских художников.
7. Используя слова, связанные с понятием «Перспектива» опишите данную
репродукцию. Как называется репродукция и кто ее автор?
Раздел: «Натюрморт»
Задание 1.
1. Прочитайте текст.
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогираван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
2. Какой из фактов, приведенных в тексте, удивил вас больше всего?
3. Допишите предложения, используя слова текста.
Натюрморт – изображение ____________________________________________
___________________________________________________________________
Ранние натюрморты _________________________________________________
4. Какие слова в данном тексте вам не очень понятны? Найдите их значение, используя словари.
5. Попробуйте написать синквейн по ключевому слову прочитанного текста.
Задание 2.
1. Внимательно прочитайте текст.
Картина вся проникнута оптимизмом и радостью. Перед нами стакан с чаем и два яйца, скромный букет цветов и чайник. Полотно экспрессивно и внутренне драматично. Создается впечатление, что все происходит на террасе одним очень солнечным утром.
Перед нами стол из светло-коричневого дерева, который художник изобразил наклонно. Зрителю кажется, что ещё одно мгновение, и все стоящие на нем предметы обязательно скатятся вниз. В основном предметы выполнены из стекла и металла. Это нужно для того, чтобы они могли играть и переливаться в лучах солнца. Художник создает необычные пятна света на столешнице, блюдце, чайнике, вазе, стакане и даже ложке.
Каждый предмет обязательно отражён в другом. Так, например, в чайнике мы можем увидеть отражение яйца, которое волшебным образом наложено на отражение кота огненно-рыжего цвета. Можно увидеть также выглядывающую из-за стола собаку с приветливой умной мордой.
Художник мастерски прорисовывает каждый предмет. Так следы росы на столе создают ощущение свежести летнего утра.
Человека на картине нет. Но можно угадать во всем его обязательное присутствие.
2. К какому жанру живописи относится описанная в тексте картина?
3. Почему мы чувствуем присутствие человека в данной картине? Выберите правильный ответ:
- потому-что стоит стол, в предметах отражаются животные;
- кто-то же поставил на стол чайник, стакан, блюдце, ложку, букет в вазу, и яйца;
- изображен солнечный день.
4. Подберите из предложенных репродукций ту, которая больше всего подходит к данному тексту.
1. 2.
3. 4.
5. Сделайте краткое описание цветового решения репродукций.
Задание 3.
1.Прочитай внимательно стихотворение И. Глазковой.
Ваза для фруктов,
Снега белей,
Яблочко красное,
Смотрится в ней,
Кисть винограда
Спелая груша,
Очень красиво,
Ты только послушай.
Слива бордовая,
С персиком рядом.
Вот натюрморт
И другого не надо,
Есть ананас, и
Банан с гуавою,
Все это можем,
Мы скушать с тобою.
2. О каком жанре изобразительного искусства идет в нем речь?
3. Заполните таблицу, используя строки стихотворения, и дополните её. В 3 и 4 столбиках поставить знак плюс (+) или знак минус (-).
Название фрукта или предмета | Цвет | Ахроматический | Хроматический |
4. Что символизирует данное изображение? Используя его цвета, нарисуйте свой натюрморт в холодной или теплой гамме из даров северной природы.
Задание 1.
1. Прочитайте внимательно текст.
Однажды я помогал папе в гараже. В руки мне попался кусок медной проволоки. Она была мягкой и податливой. Я накрутил её на палку и получил спираль с красивыми завитками от самых маленьких и объёмных. Её форма была похожа на протяжную мелодию, которая звучала из плеера. Но одно неосторожное движение и я помял всю конструкцию. Проволока изменилась и стала напоминать музыку с жестким ритмом, частыми паузами и резкими звуками. «Проволока поменяла свой характер» - подумал я.
Вот так и линия разнообразна в изображении. Она может быть тонкой, толстой, быть прерывистой, мерцающей, наноситься штрихами, может выполнять округлые и угловатые формы. Менять свой ритм и характер.
Линия создает рисунок, а рисунок – это основа изображения. Художественное произведение будет невыразительным, если на этапе линейного изображения не учтена передача характера персонажей.
Рисунок может иметь собственную художественную значимость. История искусств знает множество примеров, когда вдохновлённый художник выполняет кратковременный линейный рисунок, который остается в аналогах шедевров мирового искусства.
2. Объясните причины того, что изменилось в конструкции, линия может передавать разное настроение в рисунке.
3. Вспомните и опишите основные особенности графических изображений.
4. Допишите предложения, используя слова из текста.
Ее форма похожа __________________________________________________
Проволока поменяла _______________________________________________
Вот так и линия ____________________________________________________
Линия создает _____________________________________________________
Рисунок – это _____________________________________________________
5. Выполните эскиз беспредметного рисунка, который показывает красоту и выразительность линейного изображения.
6. Раскройте особенности изображения злого и доброго волшебства в беспредметном рисунке.
7. Предложите иной графический материал для выполнения задания.
Задание 2.
1. Прочитайте внимательно текст.
Пещера Альтамира находится в провинции Кантабрия на севере Испании. Это западнее приморского города Сантандер на 30 км. Данное природное образование примечательно наскальными рисунками, которые специалисты относят к эпохе позднего палеолита. Это так называемая Мадленская культура. Она была распространена во Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии и Испании 8 – 15 тыс. до н.э.
Данное время характеризуется концом ледникового периода, а носители культуры жили охотой на мамонтов, оленей и других крупных животных. Была хорошо развита обработка кости, изготавливались кремневые резцы. Люди обитали в пещерах, а также делали жилища из костей и шкур животных. Свое каменное жилье они украшали настенными росписями, изображавшими животных, сцены охоты. Впоследствии Мадленская культура сменилась Азильской культурой.
2. Озаглавьте предложенный вам текст.
3. Составьте кроссворд по данному тексту, опорное слово в котором – Альтамира.
4. Выполните иллюстрации к тексту.
Задание 3.
1. Внимательно прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
Впервые вход в ____________(пещеру) был обнаружен в 1868 году охотником по имени МодестоКубильс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии МарселиоСанс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом ___________________(природном) образовании не нашёл.
В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в __________(пещеру), чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже 1878 году.
Уникальные рисунки были открыты __________(девочкой), а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько ____________(картин). В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие ________________(наскальных) рисунков, изображавших древних животных.
В следующем 1880 году Саутула опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с ____________________(графическими) картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а ________________(наскальные) рисунки в пещере посчитали фальсификацией.
Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнпаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру ______________ (Альтамира) и её ___________________(историческую) ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия _________________(ЮНЕСКО).
2. Озаглавьте текст.
3. Разделите текст на части и дайте название каждой из них.
4. Продумайте вопросы, которые бы вы задали автору этой публикации.
5. Напишите синквейн, используя опорное слово данного текста.
6. Нарисуйте по одной иллюстрации к каждой части текста.
7. Используя изображения и предложенные выше тексты, продумайте виртуальную экскурсию по пещере Альтамира
1. 2.
3.
4.
8. Найдите описание пещеры Альтамира в других источниках.
9. Продолжите предложения.
Наскальные изображения в пещере наносились __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Древние люди изображали на стенах пещер ____________________________
_________________________________________________________________
Пещера Альтамира представляет историческую ценность потому, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
1. Прочитайте внимательно текст.
Искусство рисунка – родоначальник трёх других искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. Оно требует от художника прилежания, размышления, наблюдательности, дабы получить ясное представление о предметах. Повторные зарисовки, упражняя руку и закрепляя образы в памяти, дают возможность художнику вызывать произвольно образ предмета в своем воображении и выявлять его на материале с помощью угля, мела и сангины. Беглость дается только длительным упражнением. Удачный выбор предмета для выполнения определенной цели зависит от изобретательности художника…
Первичный набросок художника, будь он выполнен пером, мелом, углем, будет служить ему пробой. На нем он видит то, что подлежит исправлению его первоначальных идей…
2. Определите тему текста, главную мысль.
3. Составьте кроссворд, используя слова из текста.
4. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: художник, памятник, карандаш, линия, рисунок, уголь, сангина, металл, офорт, перо, стол, мольберт, свет, город.
5. Выполните набросок комнатного растения, используя любой графический материал.
Раздел: «Цветоведение»
Задание 1.
1. Прочитайте внимательно текст.
Живописные работы чаруют глаз. Порой удивляешься множеству цветовых оттенков, применяемых художником для выполнения изображения.
Но что делать, если мама купила новые краски, состоящие всего из шести цветов? Я так привык использовать всю палитру цветов, которая имеется в коробке. Да, нас учили смешивать краски, но зачем это делать, если есть готовые. А вот теперь я буду «сочинять» краски.
Синий я смешаю с желтым, вот и получится зелёный. Красный в соединении с желтым даст оранжевый. Фиолетовый я получу, смешав синий и красный. Это просто. Это мне известно с начальной школы. Но цветов опять мало.
Вот зеленый цвет. Он однообразен. Но если в него добавить желтый или синий, коричневый или фиолетовый, а может просто приглушить его белилами или черной краской, то оказывается, зеленый цвет может быть разным. И так же с другими цветами. Смешивая их с соседними в коробке красками, я могу создавать такие нюансы цвета, которые позволят мне выполнять живописные работы богатые оттенками.
2. Определите главную тему текста.
3. Как можно озаглавить текст?
4. Сгруппируйте вместе все оттенки, которые соответствуют малахитово-изумрудной, розово-сиреневой и серебряно-серой гамме.
5. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы от одного цвета получить разнообразные оттенки.
6. Сделайте эскиз рисунка, который показывает применение разработанных гамм при изображении ряби на воде и ветки цветущей сирени.
Задание 2.
1. Прочитайте внимательно текст.
Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Цвет – это свойство тел вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого, или видимого излучения. Цвет как явление изучается целым рядом наук.
Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
2. Определите главную тему текста.
3. Выберите правильное суждение, опираясь на текст.
а)спектр содержит только светлые оттенки цвета;
б) спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой;
в) спектр содержит в себе ряд цветов, не переходящих один в другой.
4. Найдите в тексте информацию о том, какие разделы цветоведения преимущественно интересуют художников.
5. Допишите предложения, используя слова текста.
Цвет как явление изучается __________________________________________
Наука цветоведение _________________________________________________
Главным условием для зрительного восприятия _________________________
Спектр содержит __________________________________________________
6.Выпишите непонятные Вам слова и найдите их пояснение, используя справочную литературу.
Задание 3.
1. Прочитайте внимательно текст, вставляя пропущенные слова.
Определяя характеристику цветов, нужно учитывать их различие по _______________(цветовому) тону, светлоте и насыщенности, т.е. по основным трём качествам. Цветовой тон определяет место ___________ (цвета) в спектре: красный – зеленый – желтый – синий. Это главная характеристика ____________ (цвета).
Существуют ахроматические ___________(цвета). Это черный, белый и вся шкала серых цветов. Они не имеют тона. Черный – это отсутствие цвета, белый – это смешение всех цветов (оптическое). Серые _________ (цвета) получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные – хроматические __________ (цвета). Степень хроматичности ____________ (цвета) определяется насыщенностью. Это степень удаленности _________ (цвета) от серого той же светлости.Цвета с максимальной насыщенностью – это спектральные ____________ (цвета), минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона). Светлота – это положение __________ (цвета) на шкале от белого до черного. Характеризуется словами «темный», «светлый». Максимальной светлотой обладает белый _________ (цвет), минимальной – черный. Некоторые ___________ (цвета) изначально (спектрально) светлее – желтый, другие темнее – синий.
2. Определите главную тему текста.
3. Выберите правильный ответ, опираясь на текст:
а) ахроматические цвета – это черный, белый и вся шкала серых цветов;
б) ахроматические цвета – это все оттенки серого;
в) ахроматические цвета – это насыщенные серые цвета;
г) хроматические цвета – это все цвета кроме черного, белого и оттенков серого.
4. Какая информация из текста была для Вас новой?
5. Нарисуйте с натуры комнатное растение, используя только ахроматические цвета.
6. Заполните, пожалуйста, таблицу, используя текст.
Цвет | Тон | |
Светлота | ||
Насыщенность |
7. Попробуйте составить опорную схему для пересказа этого текста.
Задание 4.
1.Прочитайте внимательно высказывание известного художника Семёна Чуйкова.
«Не всякая картина имеет то, что можно назвать колоритом: там, где нет гармонии, «цветовой музыки», там нет колорита. Когда цвета картины «поют» какую-то одну определённую мелодию ясную, стройную и законченную, тогда мы имеем дело с живописным колоритом, в противном случае они остаются только цветами, красками, не становясь колоритом, точно также как звуки, не приведенные в определённую систему, остаются только звуками, но не музыкой».
2. С чем художник сравнивает картины?
3. Как вы понимаете выражение «цветовая музыка»?
4. Найдите определение понятия «колорит» в справочной литературе.
5. Послушайте «Времена года» композитора Вивальди и попробуйте нарисовать то, что Вы представили под эту мелодию.
Задание 1.
1. Прочитайте внимательно стихотворение Н. Ростовой.
Хохлома – это лето и осень,
Россыпь ягод и лист золотой.
Гжель – январская дивная просинь
Над снегами морозной зимой.
Завиток к завитку – ярко-красным,
Чтобы стало душе веселей,
Хохлома – это радость и праздник,
Это щедрость России моей!
Чистота да изысканность линий –
Холодна бледноликая гжель –
Это синий безудержный ливень,
Голубая шальная метель.
Красота и тиха, и печальна,
Недоступна, как дамский каприз.
Вот она – нераскрытая тайна –
Для Снегурочки чайный сервиз.
У природы заимствуя краски,
Бесконечно талантлив народ,
И поскольку Россия контрастна,
Хохлома рядом с гжелью живет.
2. О каких росписях идёт речь в стихотворении?
3. Запишите таблицу, используя строки стихотворения.
Параметры | Хохлома | Гжель |
Цветовая гамма росписи | ||
Элементы росписи |
4. С какими временами года сравнивает автор Гжель и Хохлому?
5. Нарисуйте кувшин и распишите его под Хохлому или Гжель.
Задание 2.
1. Прочитайте внимательно текст.
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.
В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др.
Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл.
2. Озаглавьте текст.
3. Допишите предложения, используя слова текста.
Использовался цветок лотоса ___________________________________________
____________________________________________________________________
Цветок олицетворяли _________________________________________________
____________________________________________________________________
В