Мы не хотим великолепно декламировать
То есть только говорить монолог. Мы хотим
Им действовать, житьим во всеобъемлющем
понятии этого слова!
К. С. Станиславский.
Не декламировать, а действовать, жить в материале необходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно лирические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрывается сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдаться определенная последовательность, которая позволяет органичнее овладевать искусством словесного действия. Какова же последовательность работы над стихотворным материалом? |
Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов.18
1. Выбор материала.
2. Познание характеристических особенностей выбранного материала.
3. Раскрытие и воплощение авторского и исполнительского замыслов.
4. Творческий акт исполнения.
5. Анализ выступления.
Выбор материала
При выборе исполнительского материала необходимо соблюдать определенные условия. Первое условие — актуальность материала, его высокое идейно-художественное звучание. При этом не следует понимать под актуальным материалом лишь советскую поэзию да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы находим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с позиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, мира может быть направлено классическое произведение.
Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».
«Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим» (47)
— вот главная мысль этого стихотворения. Человек всегда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви — чувство, которое не всем дано испытать.
Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое действие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственничества, напомнить человеку о том, что он — высшее существо, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» — говорит поэт в других своих стихах.
Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызывая желание работать над ним. Лучше, если участники коллектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровывать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично заменить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на некоторое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, которое обогатит исполнителя необходимыми технологическими умениями и навыками.
Третье условие, обеспечивающее успех в работе, — это соответствие материала творческим способностям чтеца-любителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), когда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личностным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.
Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20— 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их даже хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой индивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства — чтецкому искусству. (48)
Второй этап работы над стихами: изучение всех особенностей формы выбранного к исполнению стихотворения.* (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идейно-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности этапов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)
Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо зажить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую интонацию, тон целенаправленного действия; Этому способствуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а также изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?
Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с природой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов должна как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье,
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье!
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Разве возможно со всей глубиной передать чувства и страстные желания поэта, не зная всей биографии рождения этих строк?!
В «биографию» мы бы записали: Иван Иванович Пущин (1798—1859) — лицейский товарищ Пушкина, первым навестивший Пушкина в Михайловском. Вот как описал Пущин эту встречу: «Спускаясь с горы, — рассказывает он, — недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел... Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадь у крыльца — протащили мимо и засели в снегу не расчищенного двора, Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. (49)На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простуживается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около восьми часов утра...».
Уезжая, Пущин взял обещание с Пушкина, что тот напишет ему послание в стихах. Встреча произошла в январе 1825 года. В декабре 1825 года (четырнадцатого декабря) произошло восстание декабристов, и Пущин был приговорен на двадцать лет к каторжным работам. Стихи Пушкина написаны 13 декабря 1826 года во Пскове. Пущин получил стихи Пушкина в январе 1828 года, находясь в Чите. Передала их жена декабриста Александра Григорьевна Муравьева. «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! — пишет Пущин. — Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый, посетил его в изгнании......
Знакомство с «биографией» стихов помогает, безусловно, глубже проникнуть в мир поэта и зажить его чувствами и желаниями. Но кроме «биографии» стихов, важнейшим этапом является определение особенностей его стихотворной формы. Для примера изучения специфики формы стихов возьмем стихи С. Орлова:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей..
Скандируя, мы определяем, что стихи написаны ямбической стопой (раз-двА, раз-двА). И замечаем такую очень важную деталь, которая подсказывает характер исполнения стихов: поэт чередует четырехстопный ямб с трехстопным, а эти, уменьшенные на одну стопу строчки стиха, несут главную эмоционально-смысловую нагрузку:
А был он лишь солдат...
Без званий и Наград...
На миллион веков...
Руками всех друзей...
Как будто в мавзолей. (50)
Значит, при исполнении надо будет мягко, не нарочито, но обязательно выделять эти строчки. Далее выясняем, что поэт использует только мужские окончания рифм: ой-ой, ат-ат, ля-ля, ов-ов,... ей-ей. Ясно, что стихи должны звучать скупо, мужественно, сдержанно.
Язык стихотворения прост и лаконичен. И если прислушаемся к звукописи в стихе, то заметим преобладание не громких согласных: С-З-Ш. И только, когда подчеркивается мысль о продолжении жизни, поэт вводит звучащие ГР-ТР-ЗБ, передающие раскаты грома и разбег ветров.
Ознакомившись с характеристическими особенностями формы исполняемого стихотворения, можно приступить к следующему этапу работы.