Сейчас специалисты разрабатывают проект, позволяющий поместить все мировое культурное наследие в едином центре виртуальной реальности.
Перформанс
Произведения, которые относятся к жанру “перформанса”, – это не только танец, музыка, театр и другие перформативные искусства, но также и те произведения, для которых процесс имеет ту же значимость, что и сам продукт. Для таких произведений анкета предполагает - в дополнение к таким традиционным данным, как актеры, оформление сцены и реквизит - инструкции, которым должны следовать кураторы, актеры или те, кто инсталлирует работу, с тем, чтобы закончить данное произведение.
Интерактивность
Хотя этот термин чаще употребляют в отношении электронных медиа, например, инсталляций с компьютерным управлением или веб-сайтов, «интерактивность» также может применяться в описании тех инсталляций, которые позволяют посетителю манипулировать отдельными физическими компонентами произведения или уносить их с собой. Анкета предусматривает такие данные, как тип интерфейса, методы, которыми зрители могут модифицировать произведение, и форму, в которой фиксируются такого рода изменения-
Возрожденные идеалы дадаизма Неодада
Никто сегодня не будет утверждать, что дада, овладевший воображением самых смелых молодых интеллектуалов Европы после Первой мировой войны, до сих пор является ведущим стилем в искусстве. Тем не менее, этот термин был воскрешен, чтобы охарактеризовать работу некоторых новых американских художников. Название «Neo-Dada» может ввести в заблуждение, но теперь очевидно, что существует группа художников, которая выбрала средний путь, перейдя от абстрактного экспрессионизма на путь создания, своего рода упрощенного абстрактного образа и новой живописной техники. В последнее время работы этих художников в большом и разнообразном количестве представлены в галереях и музеях мира, и не составляет особого труда понять - кто они, откуда они берутся, что у них общего, и являются ли они действительно «Neo-Dada». Почти полвека депрессии, мировой войны и последующей поляризацией Востока и Запада, разделяют сумасбродных дадаистов в Париже и Берлине от своих американских потомков. То, что раньше казалось авангардным штучным изобретением, теперь просто чрезмерно воспроизводится, как клише. Дада сегодня сохраняет интерес к технике коллажа Швиттерса и готовых mades Дюшана. Термин «нео-дада», к сожалению, часто квалифицируется неправильно. Чтобы понять цели нового искусства необходимо всеобъемлющее знание о прошлом дада. Одним из популярных заблуждений является то, что новый дада является только искусством протеста или анти-искусством. Хотя, конечно, сомнительно, что дадаистам 20х удалось создать анти-арт, но они, по крайней мере, делали вид, что хотят этого. Ревностно и квази-религиозно, они приступили к уничтожению старого искусства, традиционных форм, освобождая пространство для нового поколения талантов, на которых была возложена миссия созидания. Мало того, что нео-дада не против искусства - это очень серьезный поп-арт.
Не случайно, такие разные таланты, как Роберт Раушенберг и Джим Дайн, Джаспер Джонс и Клас Ольденбург, Аллан Капроу и Том Вессельман, Роберт Уитмен, в частности, были причислены к нео-дада. Так же, как и поп - исполнители, или, в последнее время, новые реалисты: Роберт Индиана, Джеймс Розенквист, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол и Уэйн Тибо.
К 2001 году здание, в которое размещалось Cabaret Voltaire в Цюрихе (место рождения дадаизма) пришло в упадок. В знак протеста против запланированного закрытия, с января по март в 2002 году, помещение было незаконно оккупировано группой художественного коллектива «Kroesos Fund», провозгласивших себя нео-дадаистами, во главе с Марком Диво. В состав группы входили Jan Thieler, Ingo Giezendanner, Aiana Calugar, Mikry Drei, Ленни Ли и Дэн Джонс. Они заявили, что это сигнал для нового поколения художников присоединится к возрождение дада. Несколько известных ретроспективных исследований влияния дада на искусство и общество было проведено в 1967 году в Париже, в 2006 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Совместно с Национальной галереей искусств Вашингтона и Центром Помпиду в Париже состоялась выставка дада. Дадаизм навсегда расширил горизонты и бросил вызов определению искусства, и в живописи, и в скульптуре, и даже кинематографии. Дада дал нам мультимедийное искусство. Это заставило общественность взглянуть на художников впервые в истории с точки зрения их социальной значимости. Попытка освободиться от традиционных понятий в искусстве, уход от глубины в искусстве к примитивизму (якобы истинному), отказ от продуманности построения формы, воплощения замыслов, заменяя все это спонтанностью, непредсказуемой свободой выражения чувств на уровне первобытности, породили такие вызывающие и подчас провокационные, агрессивные формы представлений как перформанс и хэппенинг. Но, как показало время, эти формы коллективного творчества не потеряли своей актуальности и в наше время, время всеобщей интерактивной коммуникативности, которое теоретически предоставляет возможность для создания акта искусства именно в таких формах, как перформанс и хэппенинг. Притом, что Интернет дает возможность реципиенту полностью включаться в проводимые акции, то есть становиться полноправным участником события. Форму «хэпенинг» нужно ставить на первое место, поскольку именно этот вид совместного действия, построенного на импровизации, предполагает участие в ней аудитории, то есть является интерактивной формой представления.
Джон Кейдж был одним из первых, кто понял мёртвенность Европы, и попытаться найти выход из него. Новые дада, которые опираются на его идеи, предлагают зачастую шовинистически-американские решения проблем развития и прогнозирования будущего. Вероятно, можно определить начало возникновения собственного американского движения дадаизма 50ми годами, с публикаций, которые сегодня представляют собой уже архивные фолианты в библиотеке художественной школы - антологии Роберта Мазервелла о художниках и поэтах дада, которые впервые широко распространили в этой стране творчество дадаистов. То, что американские художники готовы адаптировать дада к своей эстетике, вполне объяснимо, так как они не могли еще присутствовать в 1936 году на большой выставке искусства дада и сюрреализма, которая состоялась в Музее современного искусства. Сегодняшние пуристы датируют период деятельности нео-дада, начиная с 1958 и заканчивая 1962 годом. Эти публичные выступления на закате эпохи абстрактного экспрессионизма были нерегулярными, в то время как другие формы связанные с движением набирали обороты (поп-арт, сборка, Fluxus, композиции ит. д.). В зените славы, Ирвин Сандлер описывал нео-дада, как «причуды авангарда». Эффекты неодадаистов находились и под влиянием многих авангардных течений, развивающих визуальные искусства. Музыкант Джон Кейдж, чьи композиции завесили от случая и окружающей среды, исповедовал любовь к идеям Дюшана. Драматург Джордж Брехт, известный своими методами уничтожения четвертой стены, устраивал то, что он назвал «события», которые подчеркивали абсурдность дада. Художники, отдающие предпочтение школе Fluxus, предназначавшейся для развлечения и подверженной случайностям также приписывались к стилю нео-дада. Многие художники этого переходного периода воскрешали традиции дада, готовые и к случайным составам участников и случайным выступлениям, к использованию альтернативных материалов и формальных построений, чтобы охватить многие виды искусств от картин и создания скульптур до музыки и танца. Мы говорим о движении дадаизма в искусстве иногда с юмором, иногда с тревогой, иногда со степенью унижения. Но понимаем, принимаем ли мы его или нет, он изменил коренным образом современное «искусство» сравнимое, с возникновением в свое время кубизма.
Один из самых экстравагантных и обладающий неограниченной фантазией канадский театральный мультимедийный режиссер Робер Лепаж (Robert Lepage) пожалуй, один из немногих, который сегодня, основываясь на звуковой поэзии Швиттерса, использует и развивает в своих постановках его концепции и философские идеи, которые Курт Швиттерс, еще в 1922 году разработал и применил в своих широко известной поэме «Просоната» и таких стихотворениях, как «Анна Блюм» и «Звуковая Соната». Поэма «Просоната» получила всеобщее признание, как одна из лучших его работ. Движение «Международный конструктивизм», который проповедовал Швиттерс и его изыскания в области полной трансформации восприятия, конечно, есть тот самый конгломерат поэтических и новаторских экспериментов. Курт Швиттерс был инициатором Мерц искусства. Он начал делать коллажи из обрывков и фрагментов, находящихся под рукой. Среди бумажного мусора оказался один, который включал фрагмент текста с четырьмя буквами MERZ - вырезанными из рекламы Коммерц-унд Приватбанка. В зиму 1918/19 Швиттерс начал делать коллажи под влиянием работ Ганса Арпа. Один из первых коллажей Швиттерса, «Ханси», сильно напоминает работы Арпа.
Мерц вскоре стал своего рода торговой маркой почти всей его деятельности, и, действительно, с 1922 г. он даже начал называть себя, как Курт Мерц Швиттерс или просто Мерц. Курт Швиттерс является величайшим мастером коллажа ХХ века. Его контакт с экспрессионистами после 1916 придал ему больше уверенности в развивтии своего собственного стиля (коллажи, рельефы и строительные конструкции (Merzbau). В самом деле, Швиттерс своей уникальной и неподдельной преданностью идеям Dada, добился поразительных результатов в построении произведений из городских отходов и найденных объектов (предметами trouvés). Его преданность Мерц, обозначенная им не только как сфера творческой деятельности, но и как философская доктрина, в которой материя произведения может состоять не только из звуков и текстов, но и из всего, что можно осязать физически, то есть «anything» (что угодно) – термин Марселя Дюшана, хотя он называл их «найденными объектами».