Понятие декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.). В отличие от других видов искусства оно имеет прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал на­рода, складывавшийся веками и передающийся из поколения в по­коление. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». (КанцедикасА.С. Народное искусство. — М., 1975. — С. 170.)

Народное искусство выполняет декоративную и прикладную функции. В связи с этим выделяются два направления:

■ городские художественные ремесла;

■ народные художественные промыслы.

Народному искусству присущи такие основополагающие черты, как синкретичность (нерасчлененность), высокое эстетическое качество произведений, традиционность, коллективизм, глубина содержания, реализм, что определяет его доступность детям.

Синкретичный характер народного искусства отмечали мно­гие исследователи: Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, И.Я.Богуславская, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова и др. Синкретизм обусловлен целостностью, нерасчлененностью различных сторон культуры народа, сущность которой сохранялась и передавалась на протяже­нии многих тысячелетий, так что и сегодня мы можем наблюдать ее традиции, демонстрирующие высочайшие художественные достижения. Синкретизм изначально отрицает какую бы то ни было противоречивость, так как содержит широкую систему внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей различных элементов. Здесь не может быть противоречий между старыми и новыми явлениями в культуре, противопоставлений между материальными и духовны­ми основами культуры, которая составляет интегральную целост­ность, находящуюся в гармоническом развитии. Любое изменение целого сказывается на всех частностях. Нововведения в частном столь же неизбежно отражаются на облике целого.

Народному искусству присущ также коллективизм. В. С. Воронов назвал его искусством «коллективного гения», в котором от привы­чек, сложившихся у народа, рождается характер, определяющий его творчество. Из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику передается многовековой опыт народного искусства. Благодаря коллективизму становилось возможным создавать про­изведения высокого уровня. В этом случае возникают отточенность и совершенство. Однако коллектив и личность в народном искусстве никогда не противопоставляются, так как в любом произведении народного искусства выражаются творчество конкретного масте­ра, его индивидуальность и общая направленность коллектива. Коллективность народного декоративно-прикладного искусства — составная часть общего быта, когда каждый может проявить свою индивидуальность.

Народное искусство — это «живая традиция», опирающаяся, по определению М.А. Некрасовой, на «три главные основы: во-первых, историческую, социальную, так как народное искусство есть про­дукт развития общества. Во-вторых, бытовую, поскольку разными функциями — от утилитарной до духовной — оно связано с жиз­нью народа и необходимо ему. В-третьих, природное окружение, которое дает сильнейший творческий импульс, рождает чувство прекрасного». (Цит. по: Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М., 1996. — С. 14—15.)

Народное искусство, связанное с жизнью народа, дает богатейшую почву для научения человека у природы и одно­временно с этим способствует преобразованию ее в процессе твор­чества, создавая новую человеческую предметную среду.

Традиционность народного искусства обусловлена канонично­стью, которая, с одной стороны, характеризуется соблюдением традиций, представляющих собой целостную систему, с другой — находится вне канонов, так как само искусство возникает благода­ря насущным и духовным потребностям людей, раскрывая сферу индивидуальности. Обе эти стороны позволяют выделить объективные и субъективные факторы в развитии народного искусства. Объективность связана с реальными условиями каждой конкрет­ной местности, в которой живет и творит тот или иной народ. Субъективность обусловлена индивидуальностью художественно-эстетического отношения конкретного мастера к опыту его народа, на основе чего создается новое произведение, интерпретирующее народные традиции.

Коллективизм и традиционная преемственность производствен­ных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе, эсте­тический вкус позволяют достичь определенных высот профессио­нализма каждому последующему поколению мастеров.

Народное декоративно-прикладное искусство отличается глу­биной содержания. В нем заключается все то важное, что есть в творчестве народа: мысли, чувства, переживания, которые на­ходят отражение в отдельных произведениях. Иногда по элементу росписи можно судить о культурно-историческом периоде в раз­витии народа, повлиявшем на выделение этого элемента. Поэтому каждый мотив, узор наполнен глубоким содержанием, отраженным в знаках и символах искусства, несущих в себе информацию, об­ращенную к зрителю.

Определению свойств в предмете искусства помогает ассоциа­тивная способность нашего мышления, наших чувств. «Основой ассоциаций, наполняющих образ содержанием, выступают соци­альные, национальные черты, степень выражения эстетического идеала, степень психологизации образа». (Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997). Сказочная, образная со­держательность как качество народного декоративно-прикладного искусства подтверждает педагогическую целесообразность при­общения к нему детей.

Еще одна из важных черт народного декоративно-прикладного искусства — реальность, заключающаяся в его многовековой акту­альности. Каждая эпоха открывает в нем новые стороны, позволяю­щие включать его в жизнедеятельность человека и сегодня.

Декоративно-прикладное искусство — многофункциональное яв­ление. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий — быть полезными и краси­выми. На синтезе полезного и красивого долгое время строилось декоративно-прикладное искусство. Такое отношение бытовало до тех пор, пока не появился дизайн, который сначала, как и народ­ное декоративно-прикладное искусство, отличался практичностью, а затем приобрел и эстетичность. Понимание красоты связано со стилем народного искусства, что является основополагающим в ис­кусствe любой нации.

Красота как философско-эстетическая категория в народном ис- кусстве имеет вполне реальные формы отражения. То, что в произ­ведении мы считаем красивым, создается благодаря выразительным средствам, которые удачно комбинирует мастер в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. Наиболее яркими средствами выступают колорит, форма, ритм, которые изна­чально подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях народного искусства.

Чувство красоты у крестьянина основывалось не на эстети­ческом созерцании, а на практической деятельности, связанной с преобразованием материалов. В этом случае идеалом красоты становилась не утонченная хрупкая форма, а форма целостная, практичная и полезная.

Виды произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства также выделяют по ряду оснований.

1. По технике:

Ø резьба — украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей; применяется при работе с деревом, камнем, костью;

Ø роспись — украшение наносится красящими веществами на подготовленную поверхность. Виды росписи: по дереву, по ме­таллу, по ткани;

Ø вышивка — выполняется иглами и различными по структуре и характеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: по сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань вырезается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволяет создавать объемные узоры на больших плоско­стях). Вышивка выполняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшаемые с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, стеклярус, пайетки;

Ø вязание — предполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка;

Ø плетение — относится к технике, основывающейся на перепле­тении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бересты, из лозы, из ниток (макраме), из бумаги;

Ø набойка — используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки протягиваются через основу, создавая узор. Виды набойки: высо­кая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее); средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см); низкая (высота полотна незначительная — 1 см и ниже). По плотности выделяются следующие виды набоек: плотная, редкая, сме­шанная;

Ø литье — используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавлен­ного состояния, а затем выливают в заранее подготовленные формы;

Ø чеканка — металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем раз­гонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы;

Ø ковка — один из способов обработки железа: ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма;

Ø золочение — златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое;

Ø скань (филигрань) — представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и при­паиваются к предмету;

Ø эмаль — это особый вид стекла, который окрашивают в раз­личные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металлических изделий, представляет собой живописное сопро­вождение золотого изделия;

Ø чернь — на гравированные предметы из светлого металла на­носят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, похожий на уголь;

Ø выдувание — техника, применяемая при работе со стеклом. Стекло, доведенное до жидкого состояния, в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия любых форм;

Ø лепка — одна из распространенных техник в декоративно- прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игрушки, керамические изделия.

2. По назначению:

утварь;

■ мебель;

■ ткани, гобелены, ковры;

■ орудия труда;

■ оружие;

■ одежда и украшения;

■ игрушки;

■ кулинарные изделия.

3. По функциональной роли:

■ произведения практического искусства — связаны с использо­ванием изделий в хозяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы;

■ произведения художественно-эстетического искусства — при­званы реализовывать эстетические потребности человека;

■ произведения досугового искусства — направлены на удовлетво­рение потребности человека (ребенка) в развлечениях и играх.

4. По технологии изготовления:

■ изделия автоматизированного производства — выполняются автоматически, по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.);

■ изделия смешанного производства — при их изготовлении при­меняется и автоматизированный, и ручной труд;

■ изделия ручного производства — выполняются только ручным способом, каждое изделие индивидуально.

Наши рекомендации