Монументально-декоративного искусства
Глава 4. Выразительные средства архитектуры как вида искусства
Глава 5. Выразительные средства дизайна как вида искусства
Глава 6. Выразительные средства народного декоративно-прикладного искусства
Глава 4. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРЫ КАК ВИДА ИСКУССТВА
ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ
Архитектура (от лат. archi — главный, tektos — строить, возводить) — зодчество, искусство проектировать и строить. (См.: Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.)
В то же время архитектурой считаются сооружения, имеющие трехмерный объем. Архитектура способна выражать в объемных конструкциях представления человека о мире, времени, пространстве, искусстве, природе и чувствах. Архитектуру справедливо считают синтезом искусства, науки и производства. Именно эти три компонента, взаимодействуя друг с другом, образуют основу конструкторской деятельности. Архитектура в отличие от графики и живописи не изображает пространственный мир на двухмерной картинной плоскости, а создает из геометрических объемов замкнутую пространственную среду в виде различных сооружений.
Архитектура в настоящее время понимается как часть искусственной природы, т.е. определенной среды, в которой живет и действует человек. При таком понимании объектами архитектуры выступают объекты градостроительства, крупные комплексы, включающие элементы различного функционального назначения; жилые районы, зоны отдыха, вокзалы, аэропорты, порты, многоуровневые стоянки, сложные пешеходные развязки.
Архитектура двойственна, поскольку в ней синтезированы две сферы: материальная и духовная. Объекты архитектуры в данном случае также рассматриваются двусторонне. Так, конструкции относят к материальной сфере, а их художественно-эстетические характеристики — к духовной.
В архитектуре соединяются польза, прочность и красота. Эти три компонента еще со времен римского строителя и теоретика архитектуры Марка Полиона Витрувия считаются актуальными и основополагающими при возведении любого архитектурного сооружения. Подтверждение этих слов мы можем найти в «Советском энциклопедическом словаре», где архитектура определяется как художественно осмысленная конструкция, создаваемая человеком в различных жизненных целях (функциональности, конструктивности, эстетичности). Таким образом, здесь обнаруживаются все компоненты триады Витрувия.
В теории и практике архитектуры долгое время ее художественная и материальная стороны определялись как отдельные области человеческой деятельности. В связи с этим вопрос о соотношении пользы и красоты приобрел значительную остроту. Каждая эпоха стремилась найти свое соотношение между этими компонентами. В XX в. ставится проблема соотношения архитектурной формы сооружения и его функционального назначения. Для промышленных сооружений, где функциональное назначение доминирует, актуально взаимодействие между конструктивной стороной архитектуры и архитектурными формами.
Виды произведений архитектуры выделяются на основании следующих критериев:
1. По целевому назначению:
(См.: Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2001. — С. 6.)
ü жилищная (многоэтажные жилые дома, жилые комплексы, коттеджи, дачи, общежития, гостиницы и т.д.);
ü промышленная (заводы, фабрики, склады, мастерские, комбинаты, фермы, хранилища и т.д.);
ü декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, мосты, арки);
ü общественно-гражданская:
— культовые сооружения (церкви, храмы, соборы, мечети, синагоги, молельные дома и т.д.);
— культурно-досуговые сооружения (театры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, вернисажи, планетарии, библиотеки, цирки, дельфинарии, стадионы, бассейны, развлекательные центры, рестораны, игровые клубы и т.д.);
— образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, гимназии, лицеи, высшие учебные заведения, академии, НИИ и т.д.);
— административно-государственные (правительственные учреждения, банки, здания правоохранительных органов, суды, прокуратуры, тюрьмы и т.д.);
— учреждения сферы обслуживания (магазины, больницы, поликлиники, столовые, прачечные, бани, парикмахерские, салоны красоты и т.д.); — коммуникационные сооружения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, порты, станции метрополитена, терминалы, отделения связи и т.д.).
2. По характеру использования масштабных форм:
( Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.)
ü объемная, имеющая вид замкнутой конструкции, состоящей из стен, перекрытий и крыш (жилищная, общественно-гражданская, культовая, промышленная и др.);
ü ландшафтная, украшающая ландшафт (мосты, арки, фонтаны, беседки, лестницы и т.д.);
ü градостроительство — комплекс архитектурных сооружений, составляющих целый город или квартал (современные районы Москвы, историческая часть Санкт-Петербурга и т.д.).
3. По степени духовно-эстетической ценности:
ü имеющая культурно-историческую ценность во все времена (сооружения, внесенные в список ЮНЕСКО: собор Василия Блаженного, здание оперного театра в Сиднее, египетские пирамиды, дворец Тадж-Махал в Индии и т.д.);
ü имеющая ценность в определенные культурно-исторические периоды (отечественные типовые жилищные дома 1960—70-х гг., здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Мавзолей Ленина и т.д.);
ü не имеющая духовно-эстетической ценности.