Виды декоративного творчества.
Декоративное рисование— вид декоративного творчества, направленный на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей.
Декоративная аппликация — вид декоративного творчества, в основе которого лежит составление плоскостных и рельефных изображений из различных материалов, отражающих традиции декоративно-прикладного искусства.
Декоративная лепка — вид декоративного творчества, заключающийся в создании пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства.
Как уже указывалось ранее, народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщаются представления о прекрасном, об эстетических канонах, которые передаются из поколения в поколение. Знакомые образы декоративно-прикладного искусства входят в нашу жизнь с детства. Благодаря исследованиям по детскому творчеству (3. А. Богатеевой, Е. И. Васильевой, Т. Г. Казаковой, Р.Г.Казаковой, Е.Г.Ковальской, Т.С.Комаровой, Б.М.Маршак,
Ю.В.Максимова, Е. С. Рогалевой, Н. П. Сакулиной, А.П.Усовой, А. А. Флёриной, Ц. Н. Шейтановой и др.), изучению народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей оно включено в программу воспитания и обучения в детском саду, найдя свое отражение в процессе обучения.
Для развития детского декоративного творчества необходимы следующие условия:
- ознакомление с видами, жанрами, мотивами народного декоративно-прикладного искусства детей в разных возрастных группах;
- использование предметов народного декоративно-прикладного искусства в оформлении детского сада, группы, студии;
- использование дидактических игр и пособий с целью закрепления изученного материала;
- изучение особенностей построения различных росписей, что способствует овладению детьми знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой природы, композиционными закономерностями.
Работа по развитию детского декоративного творчества строится в трех направлениях.
Первое направление:
- знакомство детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, с его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами;
- знакомство детей с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным;
- изучение законов построения различных композиций орнаментов.
Целью такой работы является формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике.
Задачи:
- различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промыслах, характерных признаках; воспитывать гордость за талант своего народа, уважение к народным мастерам и желание самим творить;
- различать и называть народные игрушки, росписи, их характерные особенности;
- знать разнообразия и свойства материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
- видеть красоту узоров, определять характер стилизации знакомых форм: трава, ягода, цветок, лист, образы птиц, животных, человека;
выделять средства выразительности: элементы узора, их цвета, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции
Видеть связь узора с назначением предмета, его формой, материалом изделия.
Второе направление — обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров.
Задач и:
- составлять узоры на определенных формах (полосе, квадрате, круге, сложной форме);
- выполнять отдельные элементы того или иного орнамента;
- передавать в декоративном рисовании колорит росписи, характер ее композиции;
- передавать форму некоторых произведений декоративно-прикладного искусства в лепке, аппликации.
Третье направление — развитие детского декоративного творчества.
Задачи:
- создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы определенной росписи;
- фантазировать по мотивам промыслов и видов народного декоративно-прикладного искусства.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно выбирать вид росписи, ее элементы, колорит, композицию. Творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает, насколько дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве. В процессе развития декоративного творчества дошкольников используются разные методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, «мастерские» народных мастеров, «магазины», «выставки» народного искусства и пр.), что повышает интерес детей к занятиям;
- целенаправленное обследование предметов декоративно-прикладного искусства с последующим составлением узоров;
- сравнение двух элементов узора, их колорита, формы, техники выполнения с целью овладения приемами изучаемой росписи;
- использование очерчивающего жеста (рисование в воздухе) для выделения элементов узора на предмете с целью перенесения характера его расположения на лист бумаги при последовательном выполнении элементов;
- упражнения с целью отработки отдельных приемов на разных стадиях обучения;
- показ изображения новых элементов;
использование фланелеграфа для обучения детей различным видам композиции; называние элемента узора, действия при его воспроизведении в процессе рисования, лепке, аппликации («завиток ведем вверх, теперь вниз»);
- взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач декоративного творчества.
Для полноценного эстетического развития в процессе декоративного творчества необходимы определенные условия:
- приоритетное внимание накоплению первоначальных представлений детей о природе (деревьях, цветах, траве и др.);
- самостоятельное сенсорное освоение детьми свойств и качеств предметов или живых объектов, являющихся источником их творчества;
- создание художественной творческой среды. Наполнение помещения предметами, изготовленными народными умельцами, мастерами росписи по дереву из различных областей России и других стран;
- создание атмосферы, при которой у детей воспитывается бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, через патриотические чувства;
- включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого мотивации обучения;
- исключение из занятий формализма, шаблонов, излишнего дидактизма, навязывания своего представления о решении образа, сюжета. Педагог должен демонстрировать доверие к ребенку, исключая излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей;
- знакомство с историей народного искусства, учитывая местные традиции, культуру родного края.
Игры и упражнения
1. «Назови элементы».
Цель: Выявить знания детей о видах, мотивах и элементах декоративно-прикладного искусства.
Установка: «Посмотри внимательно. Перед тобой находятся картинки, их много. Дай название каждой и разложи их по коробкам так, как ты считаешь нужным».
2. «Найди лишний элемент».
Цель: Определить уровень развития умения детей дифференцировать различные виды декоративно-прикладного искусства.
Установка: «Перед тобой находятся картинки разных промыслов. Но здесь есть лишняя, найди ее и отложи в сторону».
3.«Определим порядок этапов изображения».
Цель: Выявить уровень сформированности представления детей об этапах выполнения той или иной росписи.
Установка: «Перед тобой картинки. Их случайно перепутали, помоги разложить их в такой последовательности, чтобы было понятно как выполнить роспись».
4. «Подбери цвета».
Цель: Определить умение дошкольников вычленять колорит, свойственный определенному промыслу, росписи.
Установка: «Перед тобой находятся карточки различных цветов. Посмотри внимательно и возьми только те, которые чаще всего встречаются в этом виде росписи».
5.«Подбери композицию».
Цель: Определить уровень сформированности у детей композиционных представлений и умений.
Установка: «На столе есть рисунок с росписью и вырезанные элементы (круги, листочки). Посмотри внимательно на картинку и составь из элементов такой же рисунок (свой рисунок).
6.«Подбери схему к рисунку».
Цель: Определить уровень владения законами композиции.
Установка: «Посмотри внимательно. Перед тобой картинка и разные схемы. Найди такую схему, которая была бы похожа на картинку».
7. «Обведи точки».
Цель: Определить у детей уровень развития мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
Установка: «Перед тобой листок с точками, их много. Обведи точки так, чтобы получился рисунок».
8.«Раскрась элементы».
Цель: Выявить представления детей о цветовой гамме той или иной росписи и структурирование элемента.
Установка: «Перед тобой рисунок, его забыли раскрасить, и он грустит. Помоги ему».
9.«Создай аппликационный (пластический) образ».
Цель: Выявить характерные особенности создания детьми аппликационного, декоративного образа на основе отдельного вида декоративно-прикладного искусства.
Установка: «Перед тобой цветная бумага, ножницы, клей (пластилин). Сделай аппликацию (выполни лепную фигурку) по мотивам любого вида декоративно-прикладного искусства.
10. «Распиши основу».
Цель: Определить особенности построения детьми декоративного образа на заданной форме. Установка: «Перед тобой лист бумаги необычной формы. Распиши ее».
11. «Придумай новый декоративный образ».
Цель: Выявить уровень развития декоративного творчества детей в процессе создания собственных декоративных образов по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Установка: «Придумай и нарисуй что хочешь, но так, чтобы твой рисунок напоминал бы какой-нибудь промысел».
Контрольные вопросы
1. Дайте определение детскому декоративному творчеству.
2. В чем состоит суть декоративного творчества?
3. Выделите виды детского декоративного творчества.
4. Обозначьте круг задач, которые решаются в процессе развития детского декоративного творчества.
5. Какие методы и приемы целесообразно использовать в процессе развития декоративного творчества?
6. Какое значение могут иметь экскурсии в процессе развития детского декоративного творчества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет стремящихся понимать и ценить искусство, без активизации у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и пережить опыт предшествующих поколений.
Живопись, скульптура, графика, архитектура наполняют, окружают, обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Поэтому одна из задач в работе с детьми определяется как «формирование умения находить произведения искусства в окружающем», а также «выражать свои мысли и чувства языком искусства» (Т.С.Комарова). Этому должна быть посвящена работа педагогов уже в дошкольном учреждении.
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
Именно на основе произведений искусства развивается собственное творчество детей в различных его видах. Каждый возрастной период имеет свои отличительные особенности, которые необходимо знать как будущим, так и состоявшимся педагогам. Не назидание и навязывание своей позиции, а сотрудничество и ориентация на возможности, потребности ребенка в педагогическом процессе, успех осуществления которого во многом зависит от желания самого педагога творить. Можно найти массу причин, оправдывающих низкий творческий уровень детских работ, но они отступают перед целеустремленностью, творческой активностью, эмоциональной отзывчивостью педагога, который увлечен работой с детьми, кто может создать своим присутствие атмосферу творчества.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1