Методика развития детского конструктивного творчества
Понятие конструктивного творчества
Конструктивное творчество, как и любой вид творчества, направлено на развитие у детей мышления (особенного образного) и воображения, а также овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.). Любой вид конструктивного творчества основан на «детском экспериментировании», выделенном Н. Н. Поддьяковым. Автор, отмечая специфику детского экспериментирования, определяет два его типа: бескорыстное, направленное на выявление свойств объектов, их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования особо значим, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта, без выделения «главных» и «неглавных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает его гибким. Однако самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление у большинства детей может оставаться на довольно примитивном уровне.
Малыш много раз подкидывает вверх и ловит предмет, получая от этого удовольствие. Он не производит с ним никаких других манипуляций, которые могли бы открыть новые свойства этого предмета. Или ребенок обнаружил, что предмет состоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (закрывать — открывать), затем класть внутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у малыша постепенно угасает.
Детское конструктивное экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях:
во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью;
во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов и в других видах деятельности (игре, рисовании, лепке, учебной деятельности и др.).
В конструировании объектами для бескорыстного экспериментирования служат прежде всего материалы, обладающие разными свойствами, учет которых в немалой степени обеспечивает результативность деятельности.
Рассмотрим, каким образом меняются образы в результате экспериментирования с материалами в рамках разных видов конструктивного творчества.
Основными видами конструктивного творчества выступают аппликация, конструирование к художественный ручной труд. Очень часто сейчас можно слышать, что в детском саду дети осваивают такой вид деятельности, как детский дизайн. Можно указать на его сходство с уже выделенными видами творчества. В погоне за красивыми названиями, мы, к сожалению, не вносим кардинально нового в суть детской деятельности. Не стоит подменять понятия, главное — уделять внимание содержательному и функциональному аспектам творчества.
Детская аппликация
Аппликация (от лат. applicatio — накладывание) — способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон1. Детская аппликация — один из видов художественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материалов) с помощью различных приемов и техник (присоединения, наклеивания, выщипывания, обрывания, вырезывания, пришивания и т.д.) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.
Виды аппликации:
По используемым материалам:
- аппликация из бумаги и картона;
- из природных материалов;
- из бросового материала;
- из ткани, сукна.
По содержанию:
- реалистичная;
- стилизованная;
- абстрактная.
По характеру:
- предметная (цв. вкл. рис. 31);
- сюжетная (цв. вкл. рис. 32);
- декоративная (цв. вкл. рис. 33).
По форме:
- плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней) (цв. вкл. рис. 34);
1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. — М., 1991
Предметная аппликация Сюжетная аппликация
Рис. 31. Полина (4 г. 3 мес.). Рис. 32. Коля (6 лет 7 мес.). Свинья под дубом
Груша