Осмысленность в рисунках детей
Рис. 18. Федя (3 г. 1 мес.). Подсолнухи
Наташа (2 г. 9 мес.) рисует аквариум с рыбками: «Эта рыбка догоняет другую рыбку, я их нарисую так», — и она изображает их друг за другом. Далее она продолжает: «Песочек будет светлым, а вода темной, чтобы крабиков видно было». Наташа целенаправленно использовала цветовой и тоновой контраст, чтобы выделить персонажей в своем рисунке.
Константность позволяет воспринимать выразительные средства постоянными независимо от художественного образа, в котором они использованы. То есть дети постепенно приучаются вычленять цвет, форму, композиционные закономерности как самостоятельные средства выразительности живописи.
Гибкость раскрывает способность ребенка варьировать различные компоненты изобразительной грамоты при создании собственных образов.
Даша (3 г. 1 мес.) рисует натюрморт: «Фон у меня будет коричневым, а цветы будут розовые. Я сначала их нарисую, а потом выберу цвет для вазы. Наверное, она будет красной, или лучше я возьму серый цвет, все сразу увидят мои цветы», (цв. вкл. рис. 19)
Гибкость в рисунках детей
Рис. 19. Даша (3 г. 1 мес.). Ваза с цветами
Целостность как одно из свойств восприятия очень тесно связана с предметностью и обусловлена способностью ребенка добиваться единства образа при использовании самых разных выразительных средств.
Динамичность представляет собой совокупность психофизиологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл усвоения основ изобразительной грамоты.
Взаимодействие искусства и личности в психологии рассматривалось как эмоциональный аспект восприятия произведений изобразительного искусства, как специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов (А. В. Запорожец, О. И. Концевая, Е. П. Крупник, А.Н.Леонтьев, JI. С. Славина и др.). Для того чтобы правильно понять произведение изобразительного искусства, проанализировать выразительные средства, ребенку необходимо отнестись к нему как к образу.
В исследованиях Е.Я. Васина, К. Бюллера, Т. Торренса показана неспособность детей дифференцировать изображение и изображаемое. Овладение основами изобразительной грамоты складывается из отношения к художественным образам, которое происходит от непосредственного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм художественно-эстетического воспитания, требующего занять позицию вне образов. Формирование этой внутренней деятельности позволяет дошкольнику вычленять художественные свойства и отношения, служащие критерием оценки рассматриваемых образов.
В изучении правил и законов живописи особое место занимают «пространственное» и «наглядное моделирование», предложенное Л. А. Венгером. Он выделил три вида модельных представлений, которыми овладевают дошкольники:
- замещение элементов моделируемого содержания художественного образа посредством операций, входящих в состав наглядного моделирования;
- построение модели художественно-выразительного образа путем установления между выразительными средствами художественных отношений;
- использование моделей выразительных средств в качестве средства создания собственного образа.
Как указывает Р. М.Чумичева, построение и использование внешних моделей преобразуется в построение и использование функционально идентичной ей внутренней модели — модели представлений. Значит, в дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами моделей и модельных представлений: конкретными, отображающими структуру каждого компонента изобразительной грамоты; обобщенными, отображающими общую структуру отдельного выразительного средства; условно-символическими, передающими ненаглядные отношения различных компонентов изобразительной грамоты.
Влияние изобразительной грамоты на духовное развитие ребенка заключается в том, что восприятие художественных образов и выделение в их содержании конкретных художественных свойств и отношений не только приводит к приобретению знаний и умений в области изобразительного искусства, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых высших мотивов деятельности ребенка. Проникая в суть образов через освоенную систему выразительных средств, дошкольник внутренне духовно очищается, поскольку эстетическое начало художественных образов способствует проявлению детского катарсиса, позволяющего перейти ему на более высокий уровень восприятия искусства и окружающего мира.
Механизм соприкосновения иносказательного и обычного плана художественно-эстетического осмысления ребенком искусства и окружающего мира возникает, по мнению Е. П. Крупника, за счет двух психологических противоположно направленных процессов, характеризующих собственно детское творчество в рисовании: «вне- художественного» и «художнического». Как указывал Е. П. Крупник, «внехудожественный» процесс осознания ребенка совпадает с его душевными переживаниями, которые становятся сопереживаниями в контексте искусства.
Отношение дошкольника к выразительным средствам опосредуется как эмпатией 1, так и непосредственным, чувственным созерцанием, сопровождающимся эстетическим наслаждением. Эмпатия рассматривается как один из важных механизмов усвоения детьми дошкольного возраста основ изобразительной грамоты, полноценное художественно-эстетическое воздействие изобразительной грамоты на ребенка дошкольного возраста осуществляется в результате гармоничного опосредования двух основных динамических тенденций художественно-эстетического сознания: эмпатического сопереживания и созерцания.
Таким образом, овладение детьми раннего и младшего дошкольного возраста основами изобразительной грамоты заключается в интуитивном, а детей седьмого года в сознательном использовании выразительных средств в различных художественных образах, которое построено на работе воображения, на отображении и трансформации своих наблюдений, а также эмпатическом сопереживании и созерцании всего окружающего.
Контрольные вопросы
1. Какие механизмы восприятия участвуют в процессе овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты?
2. Существует ли отличие в овладении детьми младшего и старшего дошкольного возраста основами изобразительной грамоты с точки зрения функционирования психологических механизмов?
1. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения