Бережное отношение к процессу и результату творчества.
К любому достижению в области изобразительного искусства ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка родителей и педагога.
Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.
Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохраняются и отражаются традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно-выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к упражнениям, утрачивая свою сущностную характеристику.
На этой основе можно выделить ряд направлений развития творческой личности ребенка средствами искусства:
1. Для творческого становления ребенка значим не только конечный результат, но и сам процесс творчества.
2. Обучение с помощью искусства необходимо строить на развитии восприятия и визуальной грамотности. В этом случае ребенка важно научить соотносить воспринимаемые объекты окружающей действительности с их отображением в собственном творчестве.
3. В ходе обучения следует поощрять желание малыша экспериментировать с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями. Если такого желания у него не возникает, это превращает творческий процесс в репродуктивную деятельность.
4. В ходе обучения средствами искусства целесообразно обеспечение межпредметных связей. Усваивая законы перспективы на занятиях по изобразительному искусству, ребенок легче ориентируется на плоскости листа, в процессе подготовки к письму и освоения элементарных математических представлений.
5. Необходимо бережное отношение к результатам детского изобразительного творчества как средству общения детей с окружающими. Вербальные возможности многих детей ограниченны из-за возрастных особенностей. В связи с этим детские работы становятся каналом общения между взрослыми и детьми, расширяющим познавательную сферу дошкольников.
6.Обучение средствами искусства повышает самооценку ребенка, его уверенность в себе. Сомневающийся в своих силах, он становится уязвимым и очень зависимым от мнения окружающих, что негативно сказывается на становлении личности. Изобразительное искусство способствует его раскрепощению, духовному укреплению, развитию волевых качеств.
7.Благодаря искусству ребенок познает мир и себя в нем.
8. Занятия искусством компенсируют интенсивную умственную нагрузку.
9. Занятия изобразительным творчеством могут стать хорошим средством приобретения детьми трудовых навыков, чувства ответственности, аккуратности.
Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целесообразно организована развивающая среда.
Контрольные вопросы
- В чем состоит назначение развития детского изобразительного творчества для становления личности дошкольника?
- Какое место и значение в процессе развития детского изобразительного творчества занимает целенаправленное обучение?
- Насколько важна согласованная позиция педагогов в организации детского изобразительного творчества?
- В чем заключается комплексное и системное использование методов и приемов в рамках развития детского изобразительного творчества?
Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании
Общая характеристика
Вопрос выделения и характеристики этапов развития детского изобразительного творчества является одним из актуальных для многих поколений теоретиков и практиков. Для теоретиков представляется очень важным выявить закономерности формирования образной структуры продуктов детского творчества на том или ином этапе, чтобы проследить характер общепсихологических, личностных изменений, влияющих на последующее развитие ребенка. Они вычленяют особенности восприятия и отражения ребенком действительности, определяют степень ее влияния на духовное становление.
Практики, имея представления об этапности детского творчества, приобретают возможность научно подходить к разработке программ и разделов, направленных на творческое развитие дошкольника, избегая формализма в построении образовательного процесса.
Долгое время этапы развития детского изобразительного творчества рассматривались с позиции самопроизвольности развития ребенка, т. е. без активного педагогически оправданного воздействия взрослого, который играет немаловажную роль в активизации отдельных стадий. Это не позволяет говорить об абсолютной их объективности.
Внимание ученых очень часто было сосредоточено только на детском рисовании. При этом стадии развития лепки, аппликации, конструирования оставались вне поля зрения исследователей. Но, как показывает практика, в развитии этих видов творчества имеются специфичные особенности, изучение которых помогает избежать ряда педагогических ошибок.
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов.
Один из подходов, который был впоследствии взят за основу другими исследователями, подробно обоснован Г. Кершенштейнером и К. Риччи. В развитии детского рисунка ученые выделяют два этапа: доизобразительный и изобразительный.
Доизобразительный этап делят на следующие стадии.
Стадия каракуль начинается, по мнению исследователей, в возрасте двух лет. Первые каракули представляют собой случайные следы на бумаге, оставленные карандашом. На этой стадии ребенка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с его помощью. Малыш оказывается еще неспособным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим рисунком, он не может передать реальные черты предметов и объектов.
Стадия последующей интерпретации возникает в период 2 — 3 лет. По технике и качеству изображения эти стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки все так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракулей, однако дети не просто с интересом чертят по листку бумаги, они теперь дают названия своим рисункам. И хотя в изображениях отсутствует реализм, для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы, теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет говорить о формировании моторной координации.
Изобразительный этап имеет следующие стадии.
Стадия «рисунка с примитивной выразительностью» относится к 3—5 годам. Именно в этот период, по словам Г. Кершенштей- нера и К. Риччи, рисунки отличаются «мимичностью», а не «графич- ностью».
Стадия «графического рассказа» — наличие эмоционального рассказа ребенка о том, что он изображает. Он живет вместе со своими образами и соответственно стремится отразить все свои впечатления, переживания и отношение к изображаемому.
Стадия «схематизма». В этот период ребенок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). Для дошкольника становится очевидным: какие бы он ни давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребенка к рисованию по памяти.
Стадия «чувства формы и линии» характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображаемое детьми еще имеет некую изобразительную условность.
Стадия «правдоподобного изображения». Появляется точность в передаче пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.
Стадия «реального изображения» характерна только для детей старше 10 лет. В этот период дети оказываются способными рисовать
с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.
Другие крупные исследователи детского изобразительного творчества (Е.А.Флёрина, Е.И.Игнатьев, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Р. М.Чумичева и др.) в целом разделяли такой подход, но характеристику отдельных стадий они конкретизировали в зависимости от рассматриваемых ими проблем и вопросов. Бесспорно, выделенные периоды становления детского рисунка подробно и объективно объясняют некую закономерность в творческом развитии дошкольников. В исследовании этапов и стадий ученые учитывали самостоятельное развитие творчества дошкольника, давая при этом анализ сменяющих друг друга новообразований, и не рассматривали особенности творческого становления в процессе педагогического воздействия. В этой связи представляется важным и интересным проследить поэтапное формирование выразительного образа, создаваемого ребенком при условии организации среды, стимулирующей проявление творческой активности.
Этап сенсомоторной подготовки
Прежде чем ребенок приступит к освоению пространства листа для нанесения каких-либо изображений, он должен быть готов психофизически к данному виду деятельности. Ему необходим не только опыт в зрительно-осязательных ощущениях, проявляющийся в способности выделять очертания предметов, их отдельные признаки, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребенка сидеть, ползать, держать в руке предмет.
Стадия зрительной рефлексии. В этот период ребенок оказывается способным реагировать на цветовые раздражители. Очень важно, чтобы взрослый не погружал ребенка в хаотичную бессистемную, бездумную цветовую гамму, а подбирал гармонично сочетающиеся цвета для окружающего пространства малыша. Ведь для него это необходимо, поскольку он как носитель изначальной гармонии, являющейся некой предрасположенностью видеть красоту, вмещает в свой внутренний мир огромный творческий потенциал, который может никогда не реализоваться, если на каждой стадии творческого развития ребенка не будут активизированы его составляющие.
Попадая в негармоничную цветовую среду, ребенок начинает вести себя беспокойно. Очень часто родители находят для себя только один ответ: «У него что-то болит», — но, выяснив, что с физическим состоянием малыша все в порядке, взрослые оказываются в тупиковой ситуации. Многие начинают паниковать, кто-то раздражается, начинает укачивать ребенка, трясти его на руках, а малыш не успокаивается. Конечно, причин такого поведения множество, но, как показывает практика, одна из них — цветовое окружение, на которое мы меньше всего обращаем внимание. И как только мы его меняем (переносим ребенка из кроватки в коляску, из одной комнаты в другую, прижимаем к себе, и он увлекается цветочками на домашней одежде и т.п.), изменяется поведение малыша. Создавая цветовое пространство для малыша, нужно учитывать ряд факторов: форму, размер комнаты; расположение окон в зависимости от частей света; пол малыша; функциональный компонент комнаты и т.д. В каждом отдельном случае комбинация цветов и оттенков может быть различной. Единственное условие — цветовой или тоновой контраст, чтобы избежать эмоциональной утомляемости от цветового однообразия.
На этой же стадии ребенок учится выделять цвета, причем первоначально он реагирует на яркие локальные цвета. В два месяца можно давать три цвета (красный, синий, желтый) как основные цвета, способствующие смешению всех остальных оттенков, позднее количество цветов и оттенков увеличивать. Цветовые карточки, выполненные в виде каких-либо силуэтов, или игрушки целесообразно располагать на таком уровне, который был бы доступен малышу, например на бортиках кроватки, на стене (как на уровне взрослого, при условии что ребенок находится на руках, так и на уровне самого ребенка, когда он начнет ползать). Цветовые карточки необходимо помещать в разных местах, чтобы малыш не ассоциировал цвет только с каким-либо одним местом или предметом.
Когда мы целенаправленно обращаем внимание ребенка на цвет предмета, силуэта, игрушки и т.д., он очень быстро начинает рефлектировать и выделять отдельный цвет из множества других. Но эта способность развивается постепенно. Сначала мы только указываем на цвет {«Посмотри, какая красная бабочка на стене»), причем делаем это неоднократно. Через определенный отрезок времени предлагаем ребенку самому показать тот или иной цветной объект. Чтобы ребенок научился выделять какой-либо цвет, запомнил его с помощью зрительного и слухового анализаторов, необходимо не менять местоположение цветовых карточек (силуэтов и т.п.). И тогда на основе динамического стереотипа у малыша сформируется зрительная оценка цвета. Чем раньше он научится выделять цвета, тем быстрее сможет давать характеристику окружающим его предметам, объектам, соответственно будет повышаться уровень его познавательного развития. Кроме того, игра с цветовыми карточками способствует активизации психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), что важно как для личностного развития, так и становления различных видов деятельности.
Стадия удержания инструмента. Ребенок пытается удержать инструмент (карандаш, фломастер, кисточку). Не стоит ждать, когда он сам найдет инструмент и начнет его изучать. Чем раньше произойдет знакомство, тем быстрее наступит период изобразительных экспериментов, что обусловит развитие мелкой моторики рук, способствующей активизации речи и мыслительных операций.
На данной стадии необходимо создать условия, чтобы у ребенка появилась возможность выполнять орудийные действия с карандашом (кисточкой). Карандаш не должен быть остро заточенным, а грифель — твердым. В этом случае акварельные карандаши более всего подходят для работы. Чтобы ребенку удобнее было выполнять действия с кисточкой, черенок следует обрезать (сделать его короче) и закруглить его окончание с целью безопасности. Действия с кисточкой стимулируют развитие умения самостоятельно удерживать ложку в руке, поэтому навыки самообслуживания у малыша могут формироваться уже на данной стадии.
Как правило, все манипуляции с карандашом имеют познавательный характер. Для малыша важно «испробовать» все возможные варианты действия с тем или иным приспособлением для рисования (постучать, засунуть в рот, размахивать, бить по столу и многое другое). Не стоит бояться, если карандаш или кисточку с краской ребенок потянет в рот, на сегодняшний день существует много канцелярских товаров для малышей, которые не содержат опасных для организма веществ. Но если ограничивать «маленького художника» в таком исследовании, он все равно тайком постарается это сделать. Лучше, если это произойдет под контролем взрослого, нежели стихийно. Пока эти «испытания» не перестанут быть интересными для ребенка, он не перейдет к изучению их изобразительных возможностей. В этот период, даже если малыш случайно оставил след на бумаге, он может не придать этому большого значения, поскольку у него в данный момент иные потребности, не связанные с получением изображения, (цв. вкл. рис. 3)
Рисунок на стадии удержания инструмента
Рис. 3. Результаты рисования карандашом
Стадия пачкания. В этот период ребенок знакомится с краской и кисточкой. Кисточку детям раннего возраста стараются совсем не давать, что абсолютно неверно, поскольку кисточка позволяет провести не только линию или поставить точку, но и сделать большое фактурное пятно, которое по своей образности более интересно ребенку. С кисточкой связан и другой материал — краски, дающие возможность отразить свое эмоциональное состояние. Характер мазков, цвет, композиционное расположение каракулей — все это помогает определить особенности формирования изобразительно- выразительных образов в рисунке.
На стадии пачкания орудийные действия с кисточкой не направлены на получение какого-либо рисунка. Сначала малыш изучает строение кисточки, совершая те же манипуляции, что и при изучении карандаша. Когда взрослый предлагает опустить кисточку в стакан с водой или баночку с краской (гуашь), малыша привлекает сам процесс погружения кисточки в емкость. Ему интересно, что с помощью кисточки краска вынимается из банки, стекает, капает на бумагу, стол, одежду. Это приводит малыша в восторг, способствует изучению свойств материалов, необходимых для дальнейшей работы. Первоначально он старается доставать как можно больше краски из баночки и просто мазать все, что попадается ему под руку. И только на последующей стадии его привлекают следы от краски
Что еще немаловажно, изначально кисточку лучше давать широкую, поскольку тоненькая очень похожа на карандаш, и следы, ею оставляемые, однотипны и не позволяют создать большое пятно.