Виды народного декоративно-прикладного искусства

В народном декоративно-прикладном искусстве используются следующие материалы: дерево, глина, металл, кость, пух, шерсть, мех, текстиль, камень, стекло, тесто.

По технике декоративно-прикладное искусство делится на следующие виды.

Резьба. Украшение изделия путем нанесения узора с помощью различных резцов и ножей. Применяется при работе с деревом, кам­нем, костью.

Роспись. Украшение наносится красящими веществами на под­готовленную поверхность (чаще всего деревянную или металличе­скую). Виды р о с п и с и: по дереву, по металлу, по ткани.

Вышивка выполняется иглами и различными по структуре и ха­рактеру нитками, при этом рисунок наносится на ткань. Виды вышивки: йо сетке, крестиком, гладью, вырезная (ткань выре­зается в виде узора, который впоследствии обрабатывается различ­ными швами), наборная (выполняется красными, черными нитками с добавлениями золотистых и синих тонов), верхошовная (позволя­ет создавать объемные узоры на больших плоскостях). Вышивка вы­полняется в основном ручным способом, но в последнее время все чаще появляются изделия, украшаемые с помощью вышивальных машин. Для вышивки используют не только нитки, но и бисер, сте­клярус, пайетки.

Вязаниепредполагает создание вещей из пряжи, ниток, пуха с помощью спиц и крючка.

Плетение относится к технике, основывающейся на переплетении полос в виде сетки, имеющей различную конфигурацию и рисунок. Виды плетения: кружево- и бисероплетение, плетение из бе­ресты, из лозы, из ниток (макраме), из бумаги.

Набойка используется для изготовления ковров, выполняется специальными иголками, с помощью которых шерстяные нитки про­тягиваются через основу, создавая узор. Виды набойки: высокая (когда полотно получается объемное, сильно выступающее), средняя (высота выступающих ниток примерно 2 см), низкая (высота полот­на незначительная — 1 см и ниже). Другой признак — плотность. На основе этого признака выделяются следующие виды: плотная на­бойка, редкая, смешанная.

Литье используется в работе с благородными металлами. Под действием высоких температур металл доводят до расплавленного состояния, а затем выливают в подготовленные формы.

Чеканка. Металл в нагретом состоянии разгоняется в тонкий лист, при этом не теряются его упругость и эластичность. Форма предмета создается уже в охлажденном состоянии путем разгонных молотков, вследствие чего получаются изделия выпуклой и вогнутой формы.

Ковка — один из способов обработки железа. Ударами молота нагретой заготовке придается нужная форма.

Золочение — златодельная операция, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Виды золочения: холодное, на огне, жидкое.

Скань (филигрань) (от лат. проволока) представляет собой укра­шение из тонких золотых или серебряных, гладких или рельефных проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету.

Эмаль — это особый вид стекла, который окрашивают в различ­ные цвета окисями металлов. Применяется для украшения металли­ческих изделий, представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с после­дующим обжигом изделия.

Чернь. На гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по опреде­ленным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав серебра, похожий на уголь.

Выдувание — техника, применяемая при работе со стеклом. Стек­ло, доведенное до жидкого состояния, в раскаленном виде выдувают с помощью специальных трубочек, создавая тем самым изделия лю­бых форм.

Лепка — одна из распространенных техник в декоративно- прикладном искусстве, благодаря которой создаются многие игруш­ки, керамические изделия.

По назначению: Утварь. Мебель. Ткани, гобелены, ковры. Орудия труда. Оружие. Одежда и украшения. Игрушки. Кулинарные изделия.

По функциональной роли:

Практическое искусство связано с использованием изделий в хо­зяйственной, бытовой жизнедеятельности человека для получения практической пользы.

Художественно-эстетическое, обусловленное реализацией эсте­тических потребностей человека.

Досуговое, направленное на удовлетворение потребности челове­ка (ребенка) в развлечениях и играх.

По технологии изготовления:

Автоматизированное. Изделия выполняются автоматически, по заданной программе, схеме, лекалам (тульские пряники, печатные платки и др.).

Смешанное. Применяется и автоматизированный, и ручной труд.

Ручное. Произведения выполняются только ручным способом, и каждое изделие индивидуально.

Народные промыслы. Художественные лаки. Так принято на­зывать небольшие изящные изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) и железные лакиро­ванные подносы (Жостово, Нижний Тагил) (см. цв. вклейку).

Резьба по дереву — художественная обработка дерева, самый распространенный вид народного декоративного искусства. Полу­чила распространение во многих областях. Различают несколько видов резьбы (рис. 10).

Роспись по дереву — художественная обработка дерева посред­ством нанесения рисунка красками с последующим закреплением красочного слоя. Распространена в различных регионах, но в каждом из них есть своя специфика.

Художественная обработка кости. Основные центры: Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Сергиев Посад, Абрамцево, Хотьково, Даге­стан, Магадан, Камчатка.

Игрушки. Народная игрушка, долгое время служившая предметом игры детей, сейчас — объект коллекционирования. Игрушки делят­ся на глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные.

Основные средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве цвет, форма, пропорция, ритм, масштаб, силуэт, симметрия, фактура

Виды народного декоративно-прикладного искусства - student2.ru

Рис. 10. Виды резьбы:

1. Сеточная резьба. 2. Геометрическая резьба. 3. Трехсторонняя резьба со срезкой. 4. Резьба розеток. 5. Контурная резьба. 6. Резьба листиков. 7. Ажурная резьба. 8. Объ­емная резьба

Народное декоративно-прикладное искусство — сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и в то же время самое демократичное и до­ступное человеку с детства. Его миссия в воспитании эстетически развитой личности и развитии будущей культуры человечества осо­бенно ответственна.

Будучи выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям, декоративно-прикладное искусство хранит и передает традиции народной педагогики, ко­торые направлены на развитие детского декоративного творче­ства.

Контрольные вопросы

1. Дайте свое определение народному декоративно-прикладному ис­кусству. Есть ли отличия в понятиях «народное декоративно-прикладное искусство», «декоративно-прикладное искусство» и «прикладное ис­кусство»? Обоснуйте ответ.

2. Охарактеризуйте понятия «декор» и «орнамент». Какое значение они имеют для декоративно-прикладного искусства?

3. По какому принципу целесообразнее классифицировать виды декоративно-прикладного искусства?

4. Какие функции выполняет декоративно-прикладное искусство?

Наши рекомендации