Выразительные средства архитектуры

Как и в других видах искусства, они существуют для того, чтобы сделать любое сооружение не только конструктивно надежным, но и образно-привлекательным.

Условно можно выделить следующие выразительные средства.

Композиция. В теории искусства рассматривается как некое строение или структура художественного произведения, основные элементы которого расположены в определенной системе и после­довательности таким образом, что обеспечиваются единство и целост­ность формы художественного произведения и его содержания.

Единство и целостность композиции заключаются в гармоничности тех элементов, на которых она основывается. Закон единства компо­зиции обусловлен природными принципами организации объектов окружающего мира, которые человек может наблюдать в природе.

Цветок состоит из определенных структурных элементов (корень, стебель, листья, чашелистик, бутон с лепестками, тычинками и пестиком), и каждый элемент соразмерен и гармоничен по отношению друг к другу. Не может стебель быть тонким, а бутон большим и тяжелым. То же происходит и в архитектуре. Тонкая у основания и расширенная и массивная вверху колон­на не может выдержать большой нагрузки.

1. См.: Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.

При работе над архитектурной композицией решаются следующие задачи:

- художественно-выразительные связаны с тем, что любая ар­хитектурная композиция раскрывает определенный художественный образ, который можно воплотить благодаря выразительным средствам архитектуры, причем закономерности построения архитектурных форм не зависят от стиля архитектуры;

- системно-конструктивные — направлены на разработку кон­струкции с позиции системы, т. е. архитектурная композиция долж­на быть такой, чтобы в ней отдельные конструктивные элементы были объединены в единое целое;

- ценностно-эстетические — акцентируют внимание на том, что архитектурная композиция, имеющая любое предназначение, долж­на быть эстетична, насколько позволяет ее функция, и иметь опреде­ленную ценность для общества или человека, а также раскрывать определенный культурно-исторический стиль;

- функционально-технологические — связаны с определением функциональной нагрузки той или иной архитектурной композиции, а также с подбором соответствующих технологий для воплощения проекта в жизнь;

- экономические — ограничиваются только материальной сторо­ной в работе над архитектурной композицией, здесь важна четкость в расчетах затрачиваемых средств, в расходе и качестве материалов.

Объёмно-пространственная композиция — основная состав­ляющая архитектурной композиции — условно делится на три вида, в зависимости от характера восприятия архитектуры:

- пространственная композиция — характеризуется тем, что при восприятии ее зритель обращает внимание на пространственное ре­шение, т. е. на то, как заполняется пространство, а не на элементы, из которых оно состоит. Все формы, которые используются в архи­тектурных сооружениях, составляющих ансамбль, не выступают над общим объемом, а развиваются так, что взгляд наблюдающего на­правляется по глубинной, фронтальной или вертикальной коорди­натам. Таким образом, получается иллюзия единой протяженной стены.

В пространственной композиции условно выделяют несколько видов:

пространство, организованное вокруг одного или группы архи­тектурных сооружений (церковь Вознесения в Коломенском);

пространство, ограниченное архитектурными элементами (соору­жениями) по периметру (вестибюль Адмиралтейства в Санкт- Петербурге);

- объемная композиция — отличается от пространственной тем, что ее элементы развиваются в трех плоскостях, и завершается она замкнутой поверхностью. Восприятие объемной композиции осу­ществляется вокруг нее, при этом постепенно поднимается снизу вверх, сходясь в одну точку. Здесь очень важно соотношение меж­ду массой и пространством, при этом пространство раскрывается и подчиняется массе. Примеры объемной композиции — здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Исаакиевский со­бор;

- фронтальная композиция — синтез двух других композиций. С одной стороны, она имеет объемные формы, но с другой — эти формы развиваются только в двух направлениях (по горизонтали и по вертикали). Фронтальная композиция воспринимается со всех сторон открытых пространств, расположенных вокруг архитектурно­го сооружения. Чаще всего она присутствует в фасадах зданий, ко­торые обращены к пространству улиц. Фронтальная композиция может иметь симметричное расположение (дом Пашкова в Москве архитектора В.Баженова) и асимметричное расположение (фасад храма Иоанна Предтечи в Пскове).

Форма. Масштабность означает соразмерность архитектурного сооружения и его отдельных форм друг другу и человеку.

Масштабным можно считать такое архитектурное сооружение, которое воспринимается и ощущается человеком как соразмерное, удобное, соответствующее функциональному назначению. Условно можно выделить три вида масштаба:

- адекватный, антропологический, т. е. раскрывающий гармо­ничное соотношение частей архитектурного сооружения по отноше­нию к человеку;

- торжественный, преувеличенный, т. е. слегка выходящий за рамки соотношения с человеком, но тем самым придающий особое звучание архитектурному сооружению;

- пафосный, гиперболизированный, т. е. очень сильно преувели­ченный масштаб, нарушающий всякую гармонию с человеком.

Тектоника — одно из основных выразительных средств архитек­туры.

Понятие «тектоника» тесно связано с понятием «конструкция», которое в словаре эстетики определяется как структурная основа, костяк сооружения, придающий ему целостность, устойчивость, прочность и долговечность. Конструкция с помощью фундамента, стен, столбов и перекрытий замыкает внутреннее пространство и одновременно утверждает какую-то часть внешнего.

В многовековой истории архитектуры выработано два типа конструкций:

- строечно-балочная, в которой вертикальные столбы или ко­лонны, несущие на себе тяжесть всего сооружения, перекрываются горизонтально положенными балками, закрывая пространство над столбами.

К числу наиболее древних тектонических систем можно отнести стеновую конструкцию, в основание которой была положена чет­кая пространственная замкнутая по периметру структура, состоящая из четырех стен, на стыках пересекающихся друг с другом (пример — русская деревянная изба);

- арочно-сводчатая, где несущие элементы — столбы, пере­крываемые сводом, образовывали арку. Своды выполняли функцию горизонтальных балок, но имели округлую форму, которая позво­ляла замкнуть большое пространство, и облегчали нагрузку на стол­бы благодаря изогнутой форме, давали возможность осуществить боковое перекрытие, чего нельзя было сделать горизонтальными балками.

Данный вид тектонической системы нашел отражение в несколь­ких типах храмовых сооружений.

Толос— монументальное, круглое в плане сооружение, украшен­ное по кругу колоннадой.

Мандала — тип храма, квадратное в плане здание, накрытое круглой полусферой (круг, вписанный в квадрат, символизирующий единство земного и небесного).

Базилика (от греч. царский дом) — тип римского, раннехристи­анского, позже византийского и русского храмов: прямоугольное в плане здание, разделенное на 3—5 частей — нефов. Неф — вытя­нутая в длину часть пространства храма, разделенного внутри про­дольными рядами колонн, арок или столбов. Средний (главный) неф выше боковых, часто завершается апсидой — полукруглой, иногда многоугольной, выступающей частью здания, имеющей собственное перекрытие полукуполом или полусводом, и располагающейся в вос­точной части храма. Внутри храма апсида служит алтарной частью. В основе базилики лежит католический крест.

Крестово-купольный храм — тип христианского храмового сооружения, возникший в средневековой архитектуре Византии. Основной признак — купол, завершающий всю конструкцию. Купол располагается на барабане, который в виде цилиндра с расположен­ными на нем окошками по всему диаметру барабана. В основании крестово-купольной конструкции лежит православный крест, т. е. вся конструктивная система опирается на четыре основных столба, рас­полагающихся в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста.

Ротонда — тип сооружения, имеющего в основании круг. Купол здания опирается на столбы, которые расположены внутри сооруже­ния по всему диаметру круга. Сначала ротонда использовалась толь­ко при строительстве храмовых сооружений, но в последствии нашла свое применение в светской архитектуре (беседки, павильоны).

Ритм — универсальное понятие, которым пользуются в различных отраслях науки. В теории архитектуры ритм означает некое законо­мерное чередование элементов в определенной последовательности. Ритм представляет собой, с одной стороны, простую последователь­ность единиц, с другой — закономерное изменение характеристик формы.

Пропорция (от лат. proportio) — соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Симметрия и асимметрия. Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) восходит к истокам человеческой цивилизации и означает закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга. В теории архи­тектуры установлены несколько типов симметричного преобразова­ния: зеркальное отражение; круговое вращение (поворот); парал­лельный перенос.

Асимметрия— понятие прямо противоположное симметрии, в ней отсутствуют все элементы и правила симметрии. Однако асим­метрия очень часто выступает в качестве выразительного средства архитектуры.

Контраст (от фр. contraste) — противоположность в каком-либо отношении. Контраст в архитектуре строится на том, что в отно­шении между сравниваемыми объектами преобладает большое раз­личие. Благодаря контрасту архитектор подчеркивает основную идею всего сооружения. Контраст — явление не спонтанное. Каж­дое отношение форм в архитектурной композиции должно быть продуманным с точки зрения его соответствия общей конструк­ции.

Наши рекомендации