Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой

Общие положения ознакомительной работы

Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произве­дения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредо­точения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Поэтому знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат пер­выми средствами постижения основ изобразительной грамоты.

В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи:

1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и гра­фики, эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту.

2. Формировать у детей представление о способе отражения окру­жающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств.

3.Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости.

4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстети­ческих оценках и при анализе произведений.

Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг (небо над голо­вой, землю внизу, под ногами), но они не способны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта в высь небесного ку­пола. Это связано с тем, что ребенок, живущий в городской мест­ности очень долго, может не видеть линию горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях.

«Если научное наблюдение иногда называют «думающим вос­приятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним»1.

Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим.

Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла.

В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное вни­мание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анали­зу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изоб­разительную стороны живописных образов, необходимо вести пла­номерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На осно­ве наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно- образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, образа.

1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 20.

Развиваемое образное мышление создает предпосылки для фор­мирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, выска­зывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник доста­точно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскры­вает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности.

Уровни восприятия дошкольниками произведений жи­вописи1:

Первый уровень — эмоционально-личностный, который обуслов­лен личным отношением ребенка к произведению, он характеризу­ется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого фор­мируются знания, умения и навыки.

Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники де­монстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выра­зительности образов. А главное — на этом уровне проявляется спо­собность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками.

Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспри­нимаемых произведений.

Условия формирования эстетического воспри­ятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:

1.Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического от­клика на воспринимаемые живописные и графические образы.

2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми до­школьного возраста.

3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении.

4.Соответствие содержательной стороны произведений возраст­ным и индивидуальным особенностям детей.

5.Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при опре­делении задач и схемы анализа дошкольниками произведений жи­вописи и графики.

6.Профессионализм педагога.

7.Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие.

8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобра­зительного образа характеру и задачам ознакомления.

1.См.: Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.

9. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообраз­ности, природосообразности, преемственности) в процессе ознаком­ления дошкольников с произведениями живописи и графики.

Сформулируем некоторые эстетические потребности:

- усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств;

- познания с помощью произведений живописи и графики мно­гообразия реального мира и способов его отображения на плос­кости;

- в сотворчестве с автором художественного произведения живо­писи или графики;

- интерпретировать произведения живописи и графики, перево­дить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа;

- в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики.

Принципы отбора произведений изобразительного искусства:

- произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения;

- художественные образы картин, понятные детям, соответству­ющие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вы­зывающие живой отклик, ассоциации и интерес;

- картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка;

- учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, по­годное явление, изображенное художником, следует дать детям воз­можность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внима­ние дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине. Принцип краеведения означает: сначала дети знакомятся с образами, отражающими красоту их родного края, а затем с ланд­шафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино.

Показатели эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:

Младший дошкольный возраст

¾ яркая и быстрая смена эмоций при восприятии произведений;

¾ способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу;

¾умение (на элементарном уровне) сопоставлять и устанавливать взаи­мосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники с реальными объектами;

¾ усвоение простых закономерностей построения произведений на осно­ве схемы, предлагаемой педагогом;

¾ наличие полярности в характеристике произведений: «красивый- некрасивый», «добрый—злой», «хороший — плохой»;

¾ потребность в общении лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем в ходе восприятия произведений;

¾ отсутствие способности четко определить индивидуальность своих работ;

¾быстрая переключаемость с характеристики одного образа на другой;

¾ нечеткость и непоследовательность в эстетической оценке произведе­ния;

¾ преобладание мимики, жестов в процессе восприятия и анализа про­изведения над речью;

¾ реалистичное, а иногда натуралистичное восприятие предметов, изо­браженных на полотне, которое обусловливает желание изучать его не только зрительно, но и тактильно.

Старший дошкольный возраст

¾ эстетически активное, достаточно объективное восприятие;

¾ способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать их эмоциональное содержание;

¾ наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при вос­приятии произведений;

¾ способность соотносить свое эмоциональное состояние с характером всего произведения;

¾ способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения, устанавливать закономерности построения об­разов;

¾ способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств произведения;

¾ умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения;

¾ достаточно полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении;

¾ эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содер­жательной и эмоциональной сторон художественно-изобразительного образа;

¾ наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений и впечатлений;

¾ наличие внутренней мотивации;

¾ наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции;

¾ способность устанавливать ассоциации при восприятии художественно-изобразительных образов.

Наши рекомендации