Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой
Общие положения ознакомительной работы
Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Поэтому знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат первыми средствами постижения основ изобразительной грамоты.
В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи:
1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и графики, эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту.
2. Формировать у детей представление о способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств.
3.Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости.
4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений.
Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг (небо над головой, землю внизу, под ногами), но они не способны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта в высь небесного купола. Это связано с тем, что ребенок, живущий в городской местности очень долго, может не видеть линию горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях.
«Если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним»1.
Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим.
Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла.
В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анализу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изобразительную стороны живописных образов, необходимо вести планомерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На основе наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно- образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, образа.
1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 20.
Развиваемое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник достаточно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскрывает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности.
Уровни восприятия дошкольниками произведений живописи1:
Первый уровень — эмоционально-личностный, который обусловлен личным отношением ребенка к произведению, он характеризуется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого формируются знания, умения и навыки.
Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники демонстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выразительности образов. А главное — на этом уровне проявляется способность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками.
Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспринимаемых произведений.
Условия формирования эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:
1.Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического отклика на воспринимаемые живописные и графические образы.
2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми дошкольного возраста.
3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении.
4.Соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям детей.
5.Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при определении задач и схемы анализа дошкольниками произведений живописи и графики.
6.Профессионализм педагога.
7.Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие.
8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобразительного образа характеру и задачам ознакомления.
1.См.: Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.
9. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности) в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи и графики.
Сформулируем некоторые эстетические потребности:
- усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств;
- познания с помощью произведений живописи и графики многообразия реального мира и способов его отображения на плоскости;
- в сотворчестве с автором художественного произведения живописи или графики;
- интерпретировать произведения живописи и графики, переводить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа;
- в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики.
Принципы отбора произведений изобразительного искусства:
- произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения;
- художественные образы картин, понятные детям, соответствующие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вызывающие живой отклик, ассоциации и интерес;
- картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка;
- учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внимание дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине. Принцип краеведения означает: сначала дети знакомятся с образами, отражающими красоту их родного края, а затем с ландшафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино.
Показатели эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:
Младший дошкольный возраст
¾ яркая и быстрая смена эмоций при восприятии произведений;
¾ способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу;
¾умение (на элементарном уровне) сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники с реальными объектами;
¾ усвоение простых закономерностей построения произведений на основе схемы, предлагаемой педагогом;
¾ наличие полярности в характеристике произведений: «красивый- некрасивый», «добрый—злой», «хороший — плохой»;
¾ потребность в общении лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем в ходе восприятия произведений;
¾ отсутствие способности четко определить индивидуальность своих работ;
¾быстрая переключаемость с характеристики одного образа на другой;
¾ нечеткость и непоследовательность в эстетической оценке произведения;
¾ преобладание мимики, жестов в процессе восприятия и анализа произведения над речью;
¾ реалистичное, а иногда натуралистичное восприятие предметов, изображенных на полотне, которое обусловливает желание изучать его не только зрительно, но и тактильно.
Старший дошкольный возраст
¾ эстетически активное, достаточно объективное восприятие;
¾ способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать их эмоциональное содержание;
¾ наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при восприятии произведений;
¾ способность соотносить свое эмоциональное состояние с характером всего произведения;
¾ способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения, устанавливать закономерности построения образов;
¾ способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств произведения;
¾ умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения;
¾ достаточно полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении;
¾ эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содержательной и эмоциональной сторон художественно-изобразительного образа;
¾ наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений и впечатлений;
¾ наличие внутренней мотивации;
¾ наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции;
¾ способность устанавливать ассоциации при восприятии художественно-изобразительных образов.