Выразительные средства скульптуры
Объем. Его можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.
Силуэт— некий абрис формы всего скульптурного произведения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур раскрывает суть образа, и тем он интересен.
Моделировка форм, по словам О. Родена, это целая наука, поскольку моделирование составляет большую часть работы над поверхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры.
Пластика и пластичность — близкие понятия, которые в разных областях жизнедеятельности человека могут иметь различные значения. В теории искусства под пластикой понимаются постепенность и плавность переходов одного объема и одной поверхности в другие. В скульптуре ее объясняют как результат моделировки, обусловленной скульптурной обработкой поверхностей объема.
Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульптуры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.
Светотень заставляет «оживать» любое скульптурное произведение. Каждая поверхность, каждый материал по-своему реагирует на свет, это необходимо учитывать при работе над моделировкой и фактурой. Рефлексы, возникающие от отношений света и тени, способны усилить или ослабить эффект формы, цвета, линий. Изменение освещения всегда оказывает влияние на восприятие скульптурного объема и его фактуры. Важно учитывать эту особенность при установке скульптуры, для того чтобы предусмотреть эффекты освещения.
Цвет в скульптуре выступает в качестве средства выразительности, хотя в одних скульптурах он может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а в других — необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цветов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.
Композиция — незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозможно создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластических произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.
Пропорция справедливо считается «мерилом» частей в скульптуре. Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображается в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.
Динамика и статика — выразительные средства, которые отрицают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Если же рассматривать композицию с точки зрения движения, то можно условно разделить ее на два вида: 1) «закрытые» центростремительные, статичные; 2) «открытые», стремительные, динамичные. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична,' контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.
Скульптура многогранна и многообразна. Она не просто рукотворное произведение, она некий отпечаток культурно-исторической эпохи, ее воззрений, отношений к человеку. Скульптура существует по собственным законам, которые имеют свою специфику, позволяющую раскрыть новые грани искусства и бытия человека. Цель скульптуры — запечатлеть суть эпохи и донести ее до потомков, сохранить традиции и дать им новое звучание. «Лаконизм, который отличает скульптуру, — это не примитивное искусственное упрощение, а концентрация идей и многозначность смысла»1.
Контрольные вопросы
1. С чем связано появление скульптуры как вида искусства?
2. Дайте характеристику выразительных средств скульптуры.
3. Сравните жанровое разнообразие живописи и скульптуры. Укажите специфику раскрытия одних и тех же жанров в живописи и в скульптуре.
4. Влияет ли материал на выразительность пластического образа? Раскройте изобразительное своеобразие каждого материала.
5. Какое значение моделировке форм придавал О. Роден?
6. Влияет ли цвет на выразительность пластического образа? Какую роль выполнял цвет в скульптуре?
[1] Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М., 1999. — С. 117.