Анализ промежуточных результатов
И побуждение к самоконтролю
Промежуточные результаты наглядно представляются детям.
Анализ промежуточных результатов способствует формированию умения планировать, убеждает ребенка в необходимости соблюдать определенную последовательность действий.
Представленность промежуточных результатов может быть использована педагогом для обучения детей самоконтролю. Невсегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Сопоставлением результатов, получаемых детьми, с теми, которые представляет педагог, помогают ребенку самостоятельно находить ответ на вопрос: «Что делать дальше?» Действиям сопоставления надо научить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, воспитатель обращает его внимание на следующий и устанавливает, что нужно сделать, чтобы его получить.
Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.
Нужно задавать детям вопросы, побуждающие их называть действие, совершенное для получения данного промежуточного результата, и его особенности.
Очень важно убедить детей в необходимости соблюдать последовательность действий. Для этого задаются соответствующие вопросы, например: «Почему сначала надо наклеить украшения на круге, а потом свертывать из него конус-юбочку для матрешки? Что может случиться, если об этом забыть?» Можно вспомнить печальный прошлый опыт.
Подчеркнем, что анализ промежуточных результатов надо проводить в темпе, как коллективное разгадывание того, что проделывал педагог, чтобы получить нужный результат. Педагог стремится к тому, чтобы дети испытали удовольствие от поиска решения задачи, от собственной смекалки и умения анализировать, объяснять.
Поэтому, общаясь с детьми, он должен радоваться их смекалке, догадливости, точности ответа, уму: «Какие молодцы, не забыли название линии - пунктирная, сплошная! Как понятно, что вы заметили, увидели, как точно, по линии я разрезала, я старалась! Ай, да Дима, догадался, что будет на следующей ступеньке нашей лесенки» и т.п.
Очень важным является то, что, анализируя промежуточные результаты, дети проговаривают названия действий, обозначений на листе бумаги, деталей, свойств и т.п. При систематической работе уже в средней группе дети правильно называют действия: «разрезать», «согнуть», «соединить уголки» и т.п. Не имея опыта проговаривания, дети переходят на язык жестов или неправильно употребляют слова, обозначающие действия. Например, показывают ладонями действие сгибания и говорят: «Вот так сделали» или «Надо сгибнуть», «разрезнуть» и т.п. А желая помочь товарищу, берут его работу и делают за него. Анализ, побуждающий к проговариванию, важен и с точки зрения речевого развития, и с точки зрения расширения возможности оказать помощь товарищу советами, объяснением.
Анализ поделки
В такой поделке наглядно представлены ошибки, которые могут быть у детей при выполнении работы. Например, типичной ошибкой при плетении является пропуск нити (полоски) в основе. При разрезании по линии в чертеже дети часто не дорезают до точки пересечения или, наоборот, перерезают дальше ее и т.д. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль.Для этого педагог предлагает детям поделку с ошибками и задает им вопросы. Например, воспитатель показывает детям полый кубик, в котором не проглажен один из сгибов (в результате одна грань у кубика округлая), при склеивании сторон квадратики неточно совмещены друг с другом (в результате кубик не может плотно встать на стол всеми гранями). Указывая на сгиб, воспитатель спрашивает: «Что здесь забыл сделать Неумейка?» Несовмещенные квадратики дети обнаруживают сразу: «Не соединил уголочек с уголочком».
Таким образом, дети устанавливают связь между характером действия и получаемым от него результатом. Действие становится осознанным и контролируемым.
Детям можно показать некоторые контрольные действий. Тот же кубик, прежде чем склеивать, можно сложить и посмотреть на свет внутрь кубика: если разрезы сделаны точно, в уголках не будет щели; сгибы можно проконтролировать, проведя по ним кончиком пальцев или зрительно сопоставив один с другим и т.д.
Надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя. Особенно если работа требует пристального внимания, например плетение, ткачество, чередование узора в аппликации.
Контроль и взаимоконтроль по ходу работы помогает достигнуть более качественного результата, что радует детей, вызывает большое удовлетворение от работы.