Конструирование и шитье мягких игрушек
Наиболее доступны для самостоятельного исполнения в старшем дошкольном возрасте цельнокроеные (по шаблону) игрушки. Дети по шаблону выкраивают два силуэта изображаемого предмета, пришивают детали (глаза, нос и т. д.), а затем набивают их ватой.
Сложнее изготовление игрушек путем выкраивания (по шаблонам) отдельных деталей, каждая из которых сшивается и набивается отдельно, а затем конструируется целостное изделие. Начинать работу с детьми нужно с цельнокроеных игрушек. Изменяется техника сшивания деталей: наиболее простой наружный шов через край (обметочный, без вывертывания сшитых деталей) заменяется сложным швом «вперед иголкой». Сшитые таким образом детали вывертываются.
В старшем дошкольном возрасте становится возможным участие детей в таких видах ручного художественного труда, как лоскутное шитье, плетение, ткачество, вышивание. Знакомство с образцами народного творчества и самостоятельное выполнение детьми простых изделий приобщают дошкольников к традициям своего народа, к истокам народно-прикладного искусства.
Художественный ручной труд в детском саду - это и организованный педагогом процесс обучения аппликации и конструированию, и самостоятельная художественная деятельность детей.
Занятия по аппликации
Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:
1. Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе.
4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы.Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период для развития детской активности и самостоятельности.
Педагогические задачи,решаемые в этом возрасте, элементарны:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.
2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.
Содержание работв этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).
Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц. Следует заметить, что некоторые авторы (Д.И.Воробьева) предлагают детям ножницы с 2,5 лет. Это расширяет возможности детей в дальнейшем выполнении аппликаций, так как они к 3-3,5 годам могут сами подготовить для работы некоторые геометрические формы - отрезать квадраты от полоски бумаги по намеченной педагогом линии или разрезать по сгибу, деля полоску пополам. В этом случае дети раньше овладевают разрезанием ткани и вырезанием из нее, что позволяет обогатить содержание аппликативных работ детей в средней группе.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования -материалов и т.д. в совместной с ним деятельности.
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие - это отрывание, затем сминание - сначала крупных комочков (до 1 см в диаметре), потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное - это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик), дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков - веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по-разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, с орудиями.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще самостоятельно не замысливают изображения, но уже на 4 году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике. Расширение используемых форм идет в соответствии с ознакомлением с ними на занятиях по математике.
2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.) и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
3.Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски бумаги, согнутые пополам по сгибу, а затем более широкие несколькими взмахами ножниц.
4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус: видеть сочетание цвета, использовать в работе все цвета спектра; выполнять узоры в «холодных» и «теплых» тонах; находить углы, середину листа бумаги и в них располагать детали узора.
Опыт, накопленный в младших группах, позволяет усложнить технику, разнообразить материал и обогатить содержание аппликации в средней группе, где решаются более сложные задачи:
1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
2. Приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.
3. Обогащать содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрастетверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симметричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочется использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого.
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов; можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. В отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
Детей 4,5-5 лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.
Для того чтобы дети овладели техникой приклеивания листочков на бумагу, надо помочь им сориентироваться на особенности сухого листа - он хрупкий, легко ломается. Поэтому нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.
В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых (стрекоза, бабочка, жук); животных (еж, заяц и др.); фруктов, овощей, человека.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, делая аппликацию бабочки, для брюшка можно использовать не только листочек, но и тонкую веточку; для глаз - мелкие семена. А можно и нарисовать брюшко и глазик.
В старшем дошкольном возрастедети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричной, силуэтной, многослойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей - пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием, используемого материала.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала выкладывается и приклеивается общий фон (земля, море, небо); затем предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6 и 7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.
Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих листьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выглядит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубинового листа - туловище бабочки и т.п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержаниеаппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал(один или несколько в сочетании) и использовать разную технику,подходящую для более выразительного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.
Занятия по конструированию
В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:
1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.
2. На основе анализа учить ребят планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность.
3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.
4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.
5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, полученные в аппликации; развивать художественный вкус.
6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.
Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе деления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).
Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.
На 1-м занятиипедагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.
На 2-м занятиивоспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - помочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были одинаковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямоугольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).
На 3-м занятиизакрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Колеса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.
В дальнейшем педагог представляет детям возможность выбирать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отличаются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количеством деталей, разными украшениями.
Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребенок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.
Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувство цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке выразительность.
В среднем дошкольном возрастедети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемого таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины прямоугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Работа с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприведенном примере.
Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырехгранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе данным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.
К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраставозможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие линии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения линий. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.
Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чертеж полого куба. На этой основе можно сделать множество игрушек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, животных, человека, домов и др.
Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети усвоили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разрезать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, намазывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь между выполнением правила и получаемым результатом. С усложнением чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.
Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.
Воспитатель строит работу не по линии расширения содержания поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разного содержания.
Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чтения разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.
В подготовительной группевозможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с открывающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.
Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на основе конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изготовления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая ножницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ребенка делать круг с помощью нитки и карандаша.
На основе конуса можно сделать фигурки животных и человека. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с головой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.
Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - узкий). Старшие дошкольники владеют разными способами вырезывания и могут разнообразно украшать поделки.
Забавные игрушки разного содержания можно получить на основе цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, созданных таким способом, как и на основе конуса, зависит от особенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.
Методы обучения
Обследованиешироко применяется как метод, помогающий ребенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их сочетание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.
Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмотреть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обратив внимание детей на строение(основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмотреть иллюстрации других животных.
Анализ образца, выполненного педагогом. Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для ее решения.
В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми знаний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобразительной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети отбирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.
Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсорные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выбирать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, например, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.
В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных особенностей, так и с точки зрения способов создания:
- определить основу (общий способ) создания изделия;
- определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;
- определить технику создания деталей;
- определить технику прикрепления деталей к основе и др.
Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие натуральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различных аппликаций или конструкций из различных материалов.
Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изображение предмета (например, животного на основе конуса), требует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.
В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.
Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их характерные свойства, месторасположение деталей на основе. Наиболее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.
Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обследованием изображения ставит и другую цель обследования: обнаружение способа созданияосновы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конструкций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструкции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе создания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.
Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом.Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предметов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщенный способих создания.
Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель подводит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изображенные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычленении общего способа их создания. Но если на рисунке или фотографии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изготовления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа готовые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.
Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.
Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом работы, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это поможет максимально сосредоточить внимание детей на самом способе работы.
Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы сосредоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предлагает выбор из предметов мебели, не требующих особых украшений. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отличаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предложить детям в усложнении следующие варианты:
-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;
-домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;
- домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.
Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».
Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возможность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необходимого для реализации цели.
Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса воспитатель представляет поделки животных, людей и др. В результате у детей появляется перспектива более широкого разнообразия содержания работ на данном занятии и в последующей самостоятельной деятельности.
Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить ребенку возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, воспитатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.
Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.
Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать индивидуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.
В художественном ручном труде ребенку небезразлично качество результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отказывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рациональные действия.
Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.
Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:
- четко представлять алгоритм рационального действия;
- обеспечить совершенствование действия по линии осознанного и самостоятельного его применения;
- помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;
- выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает направлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает углы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движениями, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.
Поэтому при показе действий очень важно переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.
Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие или недостаточность зрительно-кинестетического контроля за совершаемым движением.
Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослеживать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.
Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.
Основным приемом показа нового действия, которое демонстрируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд последовательных операций, составляющих «алгоритм» этого действия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определенных движений, содержит это действие:
- примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;
- придерживание совмещенных сторон одной рукой (с определенным нажимом, чтобы не разъехались);
- проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фиксация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, чтобы не сдвинуть совмещенные стороны);
- проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).
Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.
Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример показа и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.
«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить пополам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся пальчик до края бумаги и пришел об<