В системе занятий по изобразительной деятельности
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков, и, наконец, творческие занятия.
Замечательную идею о необходимости рационального сочетания задач обучения и развития творчества на любом занятии выдвинула и сформулировала талантливый ученый, педагог Е.А.Флерина, которая отметила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а в каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
Все выделенные нами игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятия.
На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно-творческой деятельности четко определяют три части занятия: первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка; вторая - процесс его реализации и третья - связанная с анализом и оценкой детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач. Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приемов обучения. Рассмотрим игровые приемы в разных структурных частях всех типов занятий.
Говоря о методике, особое внимание следует обратить на необходимость системного применения игровых приемов обучения. В чем это проявляется?
Во-первых, в направленности игровых приемов детей на занятии: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа).
Во-вторых, при сохранении целостного подхода к руководству деятельностью детей на занятии в вариативности этой методики в зависимости от ряда факторов:
- типа и вида занятия (изображения по памяти, по представлению, с натуры);
- возрастной группы;
- содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное);
- вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок);
- индивидуальных особенностей детей.
В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей замысел будущего рисунка (лепки), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, что ведет к повышению качества усвоения предлагаемых знаний, умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественно направленные мотивы (рисунок для мам, пап, бабушек и т.п.). Но при этом надо учитывать, что изобразительные возможности детей ограничены и поэтому их несовершенные рисунки, поделки нужны небольшому кругу людей. Поэтому целесообразно предложить детям выполнить рисунок для игрушек, сказочных персонажей и т.п. Однако ни в коем случае нельзя формально пользоваться игровой мотивацией, следует соблюдать условия, при которых эта мотивация будет действенной. В другом случае ребята не воспримут или формально примут цели и задачи занятия. Например, воспитатель инсценирует ситуацию: на полянке около речки бегают утка и курица, Разыскивая разбежавшихся цыплят и утят. Они обеспокоены, не утащил ли их ястреб, не утонули ли цыплята в реке, не заблудились ли в густой траве. Курочка кудахчет и рассказывает, какие славные у нее были цыплята, а у уточки - утята (дается описание характерных признаков). Очень важно, чтобы дети приняли участие в игровой ситуации, вызвать у них сочувствие, сопереживание чужому горю. В таком случае они с интересом принимают игровую задачу: помочь хохлатке и маме-утке найти разбежавшихся цыплят и утят, «собрать» их (нарисовать) на зеленой полянке, а утят можно и в речке.
Не меньшее сочувствие вызывает у детей пригорюнившаяся у окошка Машенька, которой очень хочется сходить в лес за елочкой, да вот беда: нет у нее ни теплой шубки, ни шапки (рисование в средней группе на тему «Девочка в длинной шубке»). С радостью принимают дети задачу тепло «одеть» девочку Машеньку, с чувством выполняют рисунок, проявляя при этом выдумку, играют в рисунке и, что очень ценно, обогащают изображение новыми деталями. (Лена К.: «Я своей девочке закрашу рукава, чтобы руки не замерзли». Лена Д.: «Я своей перчатки надену». Женя К.: «А у моей... вот такая будет шапочка и бантики».)
При использовании игровых приемов на занятии с целью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу (которая совпадает по сути с изобразительной), но и выполняли требования к качеству изображения. Мама-утка не узнает утенка, если он будет похож на цыпленка; девочка Машенька не сможет пойти в лес, если не будет тепло одета. Поэтому игровой прием должен вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих.
Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу. (Девочка не сможет пойти в лес, если плохо одета, или она может замерзнуть; без елочки ей будет грустно встречать Новый год и т. п.) То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цель и условия ее достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приемов. Чем младше дети, тем больше они нуждаются в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так как только их выполнение позволяет достичь желаемой игровой цели, оформленной в мотиве.
Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного содержания. Сочетание обучения и направленности деятельности на других является, по выражению Б.М. Теплова, одной из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию. Игровые же приемы помогают решать эти задачи в единстве.
Игровые приемы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например восприятия изображаемого предмета1. В процессе обследования предметов применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным. Например, на занятии по рисованию на тему «Утята и цыплята» инсценируется ситуация: по травке гуляют цыпленок и утенок, прилетел к ним воробей и чирикает:
- Чив-чив, какие похожие друг на друга братишки!
- Мы - не братишки! - запищали цыпленок с утенком, - мы со всем не похожи!
- А кто же вы?
- Эх, такой большой и не знаешь. Ребята, подскажите, как нас зовут. Меня?..
- Цыпленок! - говорят дети.
- А меня?
- Утенок!
Воробей спрашивает детей: «А как вы их узнаете? Мне очень хочется с ними подружиться, а я их совсем не различаю».
Дети рассматривают игрушки и рассказывают воробью (по вопросам воспитателя), чем отличается цыпленок от утенка. Если у ребят возникают затруднения, цыпленок (утенок) «сам» рассказывает о себе, просит провести пальчиком по телу, чтобы правильно определить форму, или приглашает: «Дима, иди потрогай пальчиком клюв у утенка, а теперь у меня. Чем мы еще не похожи?» В процессе такого обыгрывания игрушек идет процесс обследования, необходимый для изображения. Варианты ситуации можно менять.
1. Далее рассматривается специфика применения игровых приемов на занятиях, где дети упражняются в применении знаний и способов деятельности.
На таких занятиях (в первой части) полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае можно дополнительно использовать прием обыгрывания незаконченного изображения. Например, прием сюжетного обыгрывания на занятии по аппликации на тему «Расцвели цветы на клумбе». Показ ребенку воспитатель обыгрывает, сопровождая словом: «Солнышко греет ласково распустился один лепесток, еще один... Этот лепесток меньше других вырос, наверное, его солнышко мало грело. Пусть и он подрастет, сделай его побольше... Вот какой цветок расцвел... Мне кажется, что он даже пахнет, как живой». То есть дети не просто активно воспринимают готовую информацию, способ действия, но и анализируют образ, предлагая варианты его улучшения.
Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры - создаваемый образ, а игрушки - средства обыгрывания. Например, на занятии по аппликации ребенок показывает зайке задумавшему построить себе домик, как поставить стены, чтобы дом не был кривым, из квадрата какой величины нужно сделать крышу, чтобы не упала, не задавила зайчика, и т.д. На другом занятии по аппликации перед детьми ставят силуэт «корпуса автобуса». Воспитатель говорит: «Стоят лисичка и медведь, ждут другой автобус, а на этом не хотят ехать. Как вы думаете, почему?» Автобус недоделан. Дети подсказывают, что надо сделать, чтобы автобус был готов и мог везти пассажиров, показывают, где прикрепить колеса, чтобы они по дороге не упали. Лиса вошла в автобус: «Нет, нет, я не поеду на этом автобусе, темно в салоне, и я не вижу, на какой остановке мне выходить». Воспитатель предлагает подумать, что надо еще сделать, как вырезать и ровно наклеить окна и т.д.
Применяя прием обыгрывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, активны, их реплики свидетельствуют о «живом», эстетическом восприятии выполняемого рисунка: «Прилетела птица», «Вырос цветок». Такое образное восприятие является, по мнению ученых, показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связано с оценкой техники, грамотности работы. Очень существенно, что дети при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно-выразительные средства, которые определяют качество изображения, нужное для последующего игрового использования детских работ, и одновременно выделены педагогом как необходимые для усвоения.
Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема - обыгрывав готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Так, на занятии по рисованию на тему «Цыплята на лугу гуляют» курочка-хохлатка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки: «Куд-куда, куд-куда побежал? Что с тобой случилось, бедненький? Как же ты клевать зернышки будешь? Клюв у тебя большой да тупой вырос, а у моих цыплят клюв остренький. Может, ты утенок, а не цыпленок?» Воспитатель спрашивает у детей: «Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?»
Такое обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения.
В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока. Перед началом изображения они повторяют правила работы. Например, в работе по теме «Цветы на клумбе» дети плохо подклеили лепестки. Воспитатель изображает, как дует ветер, лепестки опадают, вот-вот опадут. Летит пчела, но на некрасивый цветок она не села! На вопрос: почему? - дети ответили: «Боится крылышки испачкать. Приклеется!» После этого ребята вспоминают правила работы: «Чтобы ветер лепестки не оборвал, надо крепко прижать их салфеткой; чтобы лепестки не были грязными, надо клея брать немного» и т.п.
Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации).
Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание: «Если ты хочешь, чтобы твой кораблик плыл быстро, сделай еще острее нос, ты мало срезал, такой кораблик не разрезает воду, не движется, на месте стоит. На море тихо-тихо, ветра нет, а парус твоей лодки наклонился, сейчас упадет и лодку перевернет, что надо сделать, чтобы спасти ее?» В данном случае игровые Действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае «застоя», пассивности, когда ребенок не знает, что делать дальше считает работу законченной или устал, потерял интерес к изображению. Например, ребенок наклеил только два цветочка, один из них с малым количеством лепестков, асимметричный, и работу на этом закончил. Воспитатель подносит «бабочку» и говорит: «Прилетела бабочка, села на цветок. Ромашка выросла белая лепестки ровные. А на этой ромашке ветер оборвал лепестки? Почему только два цветка выросли, наверное, плохо поливали эту клумбу. Полечу, поищу, где много цветов выросло». В ситуации активного поиска ребенком способов изображения, когда возникают затруднения, достаточно словесного игрового действия: «Какой красивый утенок бежит к воде, торопится, а этот догоняет! Трудно ему догонять: сам большой вырос, а ножки тонкие, маленькие. Как можно сделать их потолще?»
Такое обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребенком советов взрослого.
При выполнении изображения у детей появляются смелость, уверенность в своих силах. Особенно ярко это выражается в поведении обычно несмелых, застенчивых детей, часто повторяющих: «А я не умею!», «А у меня не получается». Предложенный педагогом и принятый детьми игровой мотив деятельности создает как бы приятную перспективу практического использования их рисунков. Детские работы становятся средством достижения игровых целей, поэтому дети раскрепощаются, страх перед сложностью решения изобразительных задач исчезает.
В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.
Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.
На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приемы, но своеобразие центральных задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования. В связи с тем что на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н.П. Сакулиной, «предмет-эталон» (первый из группы типичных), большая активность принадлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, на занятие к детям приходит Петрушка, говорит, что ему очень хочется посмотреть, что сегодня будут рисовать дети. Узнав, что дети будут рисовать огурцы на грядке, хвастливо говорит: «Ну, это очень просто, это я умею!» Петрушка берет кисть (воспитатель в одной руке держит игрушку, другой берет кисть и руку Петрушки и рисует). «Это очень просто: набираю краски на кисть так, чтобы краска не капала, кисточка не плакала, и рисую... раз - и огурец, еще огурец. Готово!» Воспитатель: «Нет, Петрушка, это не огурец, это больше похоже на зеленое яблочко, помидорку... Дети, на что еще похоже?»
«Почему?» - не понимает Петрушка. «Ребята, огурец какой формы нарисовал Петрушка? Круглой! Ты не рассмотрел его и поэтому неправильно нарисовал. Посмотри, Петрушка, какой он формы: одна сторона длинная, затем закругляется, опять дли-и-инная сторона и опять закругляется. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по огурцу пальцем, а вы, ребята, смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит по контуру, называя особенности формы, радуется, что научился правильно ее узнавать, выражает желание посмотреть, смогут ли дети сделать это так же хорошо, как и он. Затем воспитатель показывает, как нарисовать огурцы овальной формы: «Слушай, Петрушка, и вы, ребята, я вам секрет открою: чтобы легче рисовать огурцы, надо вести карандашом так же, как вы пальчиком вели: сначала длинная сторона, закругляется, потом опять длинная...» и т.д. В данном случае игровой прием помогает решать комплекс задач: воспринять своеобразие формы предмета предупредить детей о типичной ошибке, которая встречается на начальных этапах освоения изображения новой, но сходной с другой формой. Детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной, как показали исследования Т.С.Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразующим движением. Игровой прием вызывает интерес к предмету изображения, лучшее понимание и желание выполнить задание.
В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: «Растет дерево... толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю, вот так, получается толстая веточка. Наклонила кисточку - еще толстая веточка выросла. А сейчас будут то-о-нкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли то-о-нкие веточки? Вот и выросла... еще одна...» и т.д.
При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и по возможности косвенные приемы, вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка. В том случае, если ребенок отвлекся, забыл о работе, можно использовать игрушки.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали огурцы на грядках. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: «Мышка с огорода побежала, наверное, погрызла огурчики». И действительно, «покусанные» огурцы «росли» на грядках, их дети сами нашли и показали. Потом воспитатель с детьми нашли огурчики, которые солнышко плохо пригрело, и они выросли кривые. Дети «срывали» огурцы зеленые, сочные, ровные и угощали Чебурашку и т.п.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно. Например, на занятие по рисованию сказочной птицы приходит печальный Иванушка. Воспитатель спрашивает: «Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил?» Узнают, что царю надо Жар-птицу поймать, а Иванушка никогда не видел чудо-птицы. Дети рассказывают, как она может выглядеть. «Не печалься, не кручинься, Иванушка, мы твоему горю поможем». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу. Самую красивую и сказочную он и понесет царю. Дети рисуют птицу на листках, оформленных в виде красивой клетки (чтобы Иванушка руки не обжег, чтобы птица не улетела). Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше - вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов («В твоем парке только березки растут?»), образные характеристики детских работ («Ух, какая, красавица-птица прилетела... Сияет, словно солнце, даже глаза закрываются»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении ребят на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности.
При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком. «Дети, постоим тихонько... посмотрим, чем заняты воробьи. Ой, какой неуклюжий... Почему он не может взлететь? А вот этот нахохлился, обиделся. Почему? Где самый озорной воробей?» и т.п. Клоун, для которого дети рисовали цирковых собачек, узнает, что они любят делать, выбирает самых ловких и умелых, чтобы выступать с ними в цирке.
Вышеизложенная методика применения игровых приемов может быть использована для руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.
ГЛАВА IV