Упражнение «Полет высоко в небе»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими крыльями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно летите в воздухе. Наслаждайтесь свободой. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Открывайте глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение, которое сохранится на весь день».
Игра – приветствие «Страшный зверь»
Цель: развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной сферы.
Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь», и дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся.
У него горят зрачки -
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лосниться...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
- Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!
Упражнение «Отдых на море»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение свежести и бодрости, оно охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Игра «Веселые буквы»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти.
Педагог предлагает детям придумать и принять позы, напоминающие очертания букв Г, К, Ф, X, Р. Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включает музыку, дети движутся по кругу. Когда педагог выключает музыку и называет одну из перечисленных букв, дети должны быстро принять соответствующую позу.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольного контроля, наблюдательности, воображения.
Педагог зачитывает детям стихи А. Барто. К магнитной доске прикреплены карточки с изображением веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки. Детям предлагается выбрать изображение девочки, наиболее подходящую к тексту:
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Педагог: «Какая девочка бросила зайку?»
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Педагог: «Какая девочка испугалась за бычка?»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Педагог: «Какая девочка пожалела мишку?»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Педагог: «Какая, девочка любит свою лошадку?»
Упражнение «Тихое озеро»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и вам все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебетание птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается теплом и покоем. Вы отдыхаете...А теперь открываем глаза. Мы снова дома, мы хорошо отдохнули, у нас бодро настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня».
Задание «Нарисуй картинку»
Цель: развитие внимания, памяти, воображения, снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог показывает детям мягкую игрушку и говорит: «Ребята, к нам в гости пришел Цветик. Он хочет рассказать нам интересную историю».
История Цветика: «Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Сел на него поудобнее и решил путешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму - вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх. И упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка, Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, то оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»
Педагог: «Цветик хотел нарисовать то, что он увидел во сне, но у него ничего не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги, карандаши и нарисуйте сновидения Цветика».
Упражнение «Черепашки»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Дети сидят на корточках.
Педагог: «Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки! Пожелайте друг другу доброго утра».
Задание «Дорисуй»
Цель: развитие воображения, образного мышления, пальчиковой моторики.
На столе перед каждым ребенком находится карточка с ничего не обозначающими изображениями, простой карандаш. Педагог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка. По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие внимания, воображения, координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.
Педагог: «Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза - вы становитесь настоящими аистами, которые умеют долго стоять на одной ноге».
Игра «Космонавты»
Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков.
Педагог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики - в ракету. Нам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и медленно, так как на нас надеты специальные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один - старт!» Дети имитируют движение двигателя.
Педагог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного. Внимание: нам пора возвращаться. Ракета взлетает». Дети имитируют звук двигателя.
Педагог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю. Полет прошел спокойно и успешно».
Задание: «Нарисуй картинку». Психолог просит детей нарисовать то, что они увидели на неизвестной планете.
Игра «Превратись в ...»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти.
Педагог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображением животных. Дети выбирают карточки, на которых нарисованы, например, волк, лиса, заяц, кошка, лев, обезьяна, медведь, и принимают характерные позы этих животных. Психолог проверяет и уточняет позы. Затем включают музыку, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыку выключат и прозвучит команда (например, «Медведь»), дети быстро принимают соответствующую позу.
Игра «Позы»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.
Педагог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «пингвин», «охотник», «певец», «гном». Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включают музыку, дети движутся по кругу. Когда музыку выключат и прозвучит сигнал «Пингвин», дети должны быстро принять соответствующую позу.
Игра «Море волнуется»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений.
Дети бегают, изображая движения волн. Педагог: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!» Дети останавливаются и удерживают какое-то время позу, в которой они замерли.
Игра «Кто это?»
Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы», развитие творческого воображения, формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры: Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Игра «Слова-перевертыши»
Цель: Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова, развитие воображения.
Описание игры: Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Игра «Придумай фразу»
Цель: развитие фразовой речи, воображения, умения правильно построить предложение.
Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем?».
Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.
Игры-диалоги
Оборудование: маски, разные предметы.
Описание игры: в этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».
Шутки:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Велика ли дыра?
-Один ворот остался.
- Куда идете, детушки?
- По ягоды, бабушка.
- Где же ягоды, детушки?
- Над землицей, бабушка.
- Уж не клюква ли, детушки?
- Нет, повыше, бабушка.
- Не калина ли, детушки?
- Угадала, бабушка.
- Куда, Семен, едешь?
- Сено косить.
-На что тебе сено?
- Коров кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Вас, детки, поить.
Говорит гусь Коле:
- Пошел бы ты умылся, что ли!
Говорит Коле утка:
- Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
- Дай, полижу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
- Мне мальчик этот нравится.
Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.
Метод маленьких человечков
Цель:
- развитие творческого воображения детей;
- развитие устной речи детей.
Методика проведения: Ребята, как вы думаете, чем будет отличаться жизнь великана от нашей? А жизнь лилипутов?
Представьте себе человека, который может изменить свой рост, становясь то великаном, то лилипутом. Где он будет жить? Чем будет заниматься? Составьте об этом рассказ.
В конце занятия – обсуждение рассказов.
Бином фантазии
Цель:
- познакомить детей с методом придумывания историй по случайной поре слов,
- развитие творческого воображения.
Методика проведения: Сегодня на занятии мы будем придумывать истории, а поможет нам случайная пара слов (например, «пес» и «шкаф»). Попробуйте придумать истории с такими названиями: «Пес в шкафу», «Шкаф в псе», «Пес по имени Шкаф» и т. д.