Тема 13. способы использования архивных и иных

Библиографических источников в практике атрибуции

Произведений живописи.

Принципы отбора специальной литературы для проведения историко-документального исследования бытования произведения. Ведущие архивы и библиотеки, привлекаемые исследователями для поисковой работы. Способы использования первоисточников - архивных материалов, каталожных изданий, периодики и т.д. Основные научные справочники русских художников. Широкий круг иной справочной литературы, который может быть использован в практике атрибуции произведений искусства.

ТЕМА 14. Значение атрибутивной работы в современной

Организации экспертизы произведений искусства. Ее правовые аспекты. Специфика развития антикварного рынка в России последних двадцати лет.

Основные этапы и последовательность проведения экспертизы произведений искусства. Отечественные организации, составляющие экспертные заключения. Содержание и требования к подобным заключениям. Сроки, устанавливаемые для экспертного анализа. Особенности аналогичной работы в музее, ее значение.

Понятие художественной ценности в контексте практики экспертизы произведений искусства. Факторы материальной оценки произведения с учетом принятых нормативных документов. Требования к экспертным организациям – конфиденциальность, независимость и т.д. Появление компаний с обязанностями страхования рисков.

Критерии цивилизованного антикварного рынка. Специфика его формирования в России. Рост количества салонов и магазинов, торгующих произведениями искусства. Спрос на произведения русских художников на отечественных и иностранных аукционах. Русские антиквары за границей. Проблемы таможенного налогообложения. Художественные коллекции банков и крупных компаний.

ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

АТРИБУЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

Исторические предпосылки теории атрибуции

Первичность визуального анализа в исследовании произведения искусства обозначилась в публикациях по вопросам знаточества еще в конце XIX века. Взгляды ученых не всегда выглядели последовательными и нередко колебались от позиций приверженцев рационального подхода до теорий чувственного восприятия. Так, Дж.Морелли и Б.Бернсон указывали на важность сравнительного изучения отдельных деталей картины. Позднее появились парадоксальные выводы М.Фридлендера: «Решающим всегда остается личное впечатление от произведения в целом, детальное же рассмотрение предмета может служить в лучшем случае для проверки этого впечатления и построения системы доказательств» (Макс Фридлендер. Об искусстве и знаточестве. – СПб.: Андрей Наследников, 2001. – С.143). Необходимо отметить серьезный вклад в изучение этой проблематики, сделанный отечественными исследователями. Б.Р.Виппер, основываясь на научной базе музейной практики, представлял полноценный анализ произведения в «сочетании вкуса и глаза с твердо проработанными методами» (Б.Р.Виппер. О проблеме атрибуции// Живопись. Избранные работы по теории атрибуции/ Сост. И.И.Хилимончик. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2000. – С.143). Позднее богатый исследовательский опыт И.В.Линник позволил назвать стилистическую критику главным орудием атрибуции.

Общеизвестно, что очень важным для исследователя является интуитивное заключение, сделанное при первом знакомстве с произведением. «Эта внутренняя уверенность проистекает из общего впечатления, и никогда – из анализа видимых глазу форм», - писал М.Фридлендер почти столетие назад (Макс Фридлендер. Указ. соч.. С.125). Затем аналогичные мысли были высказаны другим известным искусствоведом XX века Г.Зедльмайром в отношении особенностей сравнительного анализа: «При этом сходство должно усматриваться во всей структуре, а не в отдельных частях и не в дифференцированном общем впечатлении, - оно должно корениться в общей организации сравниваемых созданий» (Ганс Зедльмайр. Искусство и истина. – СПб.: Андрей Наследников, 2000. – С.145). Однако, уже тогда делались ссылки на необходимость создания системы доказательств интуитивного решения знатока. Практика визуальной анализа показывает, что опыт современного искусствоведения является незаменимым звеном в цепочке фактологического материала.

Наши рекомендации