И ремесел в довоенный и послевоенный период.

Индустриализация страны в 1930-е годы требовала коренной перестройки аграрного сектора путем создания колхозов и раскулачивания зажиточного крестьянства. Ликвидация кулаков лишила деревню наиболее предприимчивых крестьян, и в числе раскулаченных оказались кустари. Подвергались раскулачиванию семьи кузнецов, плотников, бывшие владельцы маслобоен, мельниц, и хотя кулаком считались те, кто использовал наемный труд, репрессиям подверглись все, кто в годы НЭПа выжил и в отличие от бедноты имел скотину и хозяйство. Индустриализация страны, введение планирования, огромные потребности в дешевой рабочей силе подорвали кустарные промыслы, которые путем постепенного производственного кооперирования были вовлечены в социалистическое строительство. В 30-е годы самым ходким становится слово артель. В Центрально-Черноземном регионе многие из них занимались изготовлением художественных изделий.

Наиболее многочисленными были артели кружевниц и вышивальщиц.

Гончарное производство в 30-е годы все еще было распространено в традиционных местах своего существования, но мастеров становилось все меньше из-за очень низкого заработка. Работали они все на ручном кругу, и лишь один гончар на ножном, несколько усовершенствованном. Изготавливали всевозможные хозяйственные сосуды, имеющие свое местное название: горелки - под картошку, жаровни - под жаркое, махотки - для молока, черепушки - для пшенной каши на молоке и многие другие. Но художественных изделий, самобытных и своеобразных, которые делали раньше, уже не изготавливали, так как они были сравнительно дороже и им по этой причине не находилось сбыта на ближайших базарах.

Развитие художественных промыслов, рост числа артелей, возросшие потребности экспорта требовали новых подходов в организации промысловой кооперации. Руководство промыслами в стране осуществляли: с 1927 года Центральная Научно-опытная показательная станция (ЦНОПС), с 1931 года Научно-Экспериментальный кустарный институт (НЭКИ), преобразованный в 1932 году в Институт художественной и кустарной промышленности. Но к концу 30-х годов артели стали прекращать свое существование.

Так, на заседании Тамбовского облисполкома в июле 1939 года наряду с вопросом о закрытии церквей в Ржаксинском, Покрово-Марфинском, Платоновском районах рассматривается и вопрос о невыполнении плана, а также развале артелей "Рассвет" в Тулиновке и "Прогресс" в Знаменке. По плану Облпромсовет должен был организовать23 артели, а организовал лишь одну. В планах артелей Тамбовского облметаллопромсоюза на третий квартал 1939 года было намеченоизготовить большое количество кузнечно-ковочных изделий, посуду, ведра, тазы, бидоны, корыта, ванны и 13 тысяч гранат. Артели Тамбовского обллеспромсоюза должны были изготовить корзины дорожные, багажные и хозяйственные, телеги, сани, колеса, мебель музыкальные инструменты (баяны, гармоники), спортивный инвентарь и различные игрушки.

В начале Великой Отечественной войны большинство народных мастеров были мобилизованы в действующую армию, но артели не прекращали свою работу. Промысловая кооперация играла большую роль в снабжении фронта многими видами продукции и в условиях военного времени являлась основной базой производства товаров широкого потребления.

Основная масса тамбовских артельщиков занималась привычным ремеслом - работала на нужды фронта, вязала шерстяные изделия, шила солдатское обмундирование и трудилась в народном хозяйстве. Но несмотря на военные трудности, уже в 1942 году вышло Постановление правительства о восстановлении художественных промыслов и начинается работа по обследованию артелей, мастеров народного ис­кусства, налаживается работа учебных мастерских. В годы войны организуется целый ряд выставок мастеров художественных промыслов в залах Музея народного искусства в Москве. Эта выставка игрушек (1943 год), выставка кости, камня и дерева (1945 год) и выставка русских лаков (1946 год). С 17 июня по 16 сентября 1945 года в павильоне Росси Ленинграда открывается выставка "Образцы народного искусства славян", где были представлены изделия народных художественных промыслов и одежды.

Послевоенный период был отмечен крайне тяжелым положением развитии народных художественных промыслов. Это было связано не только с разрухой, обнищанием всего производства, но и с непомерно высокими налогами на производимую продукцию. Но уже в 1950 году стала разрабатываться программа сбора сведении по изучению русского народного искусства и гончарства на период 1950-55 годов. В это же время активизируется деятельность различных артелей по изготовлению изделий художественных промыслов и товаров народного потребления. В Липецкой области существовали такие отрасли производства, как кузнечно-ковочное, селикатно-керамическое, лесоизготавительное и другие. В Тамбовской – изготавливали столярные изделия (оконные переплеты, сундуки, скамейки и другие); обозные (сани и другие); цепные (топорища, грабли и другие); бондарные (кадки дубовые); вязали носки, платки, варежки и другие виды одежды, занимались производством кружев, выставки, работали с просечным железом, плели изделия из лозы, соломки и бересты.

На областной выставке народного творчества в краеведческом музее в июне 1951 года впервые после воины были представлены работы самодеятельных мастеров изобразительного и декоративного прикладного искусства. Экспонировались картины, резьба по дереву и целлулоиду, художественные вышивки, кружева и изделия промышленных артелей и мастерских области.

В 50-60-е годы музейными работниками и сотрудниками научно- исследовательских институтов с различными целями проводилось большое количество экспедиций и научных командировок.

Проводятся выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества самого различного уровня. В Москве в 1961 году на выставке самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства были представлены работы тамбовских умельцев. Отбор экспонатов производился на областной выставке, и она показала, что традиционные народные промыслы не получают должного развития в крае.

В Тамбовской области вопрос о развитии художественных промыслов поднимается лишь в начале 60-х годов, когда появляется ряд статей в печати и проводится ряд выставок. 31 мая 1961 года Тамбовский облисполком принимает решение "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов и улучшению качества изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства". В Постановлении отмечается, что управление бытового обслуживания, отвечающее за работу предприятий, выпускающих художественные изделия, недостаточно внимания уделяет развитию художественных промыслов. Среди предприятий, работающих неудовлетворительно, названы Никифоровская фабрика строче - вышивки, Тамбовская индпошива №1 и фабрика игрушек. В 1962 году на сессии облисполкома отмеча­юсь, что Постановление Совета Министров РСФСР № 479 от 28 апреля 1961 года "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов и улучшению качества изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства" успешно выполняется.

В том же 1962 году начальник Управления бытового обслужива­ния А. Иванова обращается к председателю Тамбовского облисполкома с просьбой не отрывать работниц строчевышивальной фабрики в с. Александровка Никифоровского района на сельскохозяйственные работы, так как художественные изделия, вырабатываемые фабрикой, пользуются большим спросом населения таких городов, как Москва, Ленинград, Одесса, Волгоград, Иркутск, а также в союзных респу­бликах. Ею отмечалось, что в настоящее время фабрика вырабатывает изделия для продажи на иностранную валюту. В декабре 1966 года было принято решение Тамбовского облисполкома "О дальнейшем развитии местной промышленности и художественных промыслов" в ответ на Постановления Совета Министров РСФСР.

Наши рекомендации